ФОТОНАТЮРМОРТ КАК СПОСОБ САМОПРЕЗЕНТАЦИИ ЛИЧНОСТИ

19 февраля 7:08

В XXI веке привычной средой обитания индивида становится киберпространство, наполненное вербальными и невербальными знаковыми системами. На данный момент Интернет предоставляет пользователю не только огромное количество различной информации, но и дает возможность общения в реальном времени, стирая возрастные, расовые, территориальные и временные преграды. Гиперреальность распространена повсеместно, и с каждым днем она все больше расширяет свои возможности. Для многих пользователей Интернет становится основным пространством для социального взаимодействия. Большое количество социальных сетей, разного рода мессенджеров и приложений позволяют индивиду найти ту социальную нишу, которая дает возможность максимально реализовать свои коммуникативные потребности. Нередко индивид «скрывается» в гиперпространстве, не показывая свою реальную, настоящую личность, придумывая себе псевдоним (nickname), утаивая возраст, изменяя пол. Киберпространство дает пользователю анонимность, безопасность и отсутствие невербальной коммуникации. По этой причине визуальный образ, презентующийся обществу, зачастую не имеет ничего общего с реальным. Образ личности в киберпространстве состоит из множества субличностей, которые он создает сам (по своему желанию, по велению общества). Все пользователи «носят маски», играют различные роли. Киберпространство дает человеку возможность быть тем, кем он не может стать в реальной жизни. Нередко Интернет заменяет собой жизнь пользователя: реальные желания и потребности заменяются на виртуальные, удовлетворение которых становится самоцелью. Пользователь проводит время в глобальной Сети, реализуя свое «Я» через виртуального героя.

С изменением общества изменяются и совершенствуются и привычные способы самопрезентации индивида. Э.Джонс и Т.Питтман выделяют следующие тактики самопрезентации, используемые индивидами в повседневной жизни [1]:

  1. Старание понравиться (лесть, согласие с собеседником) – представление себя привлекательным в глазах других;
  2. Самопродвижение, самореклама (хвастовство, демонстрация знаний и умений) – представление себя компетентным, знающим;
  3. Запугивание (угрозы, выдвижение требований) – представление себя опасным;
  4. Пояснение примеров (демонстрация превосходства над окружающими) – показать себя примером честности, моральных достоинств, справедливости и т.д.;
  5. Мольба (демонстрация слабости и зависимости) – манипуляция собеседником, вынуждение заботиться о субъекте.

Бесспорно, перечисленные тактики по сей день актуальны в непосредственном, вербальном общении, но следует отметить, что в киберпространстве способы самопрезентации несколько отличаются, хотя цели их остаются теми же. Пользователь стремится показать свое «идеальное-Я», свою уникальность, необычность, стремится расположить к себе собеседника, манипулировать его отношением к себе.

Помимо вербальных средств (текстовых сообщений, текстов блогов, форумов и т.п.), нередко используются изобразительные и фотосредства. Большое значение пользователь уделяет фотопортретам, выбирая самые удачные или необычные, которые могут «рассказать» без слов зрителю (читателю, поклоннику, знакомому) о владельце фотографии.

Данная же статья посвящена фотонатюрморту, с помощью которого пользователь показывает свою историю, создает образ собственного Я, демонстрирует свои качества и таланты.

Фотонатюрморт представляет собой запечатление определённых предметов (букеты цветов, предметы обихода, нечто, сделанное своими руками и т.д.), имеющих особое значение (эмоциональное, ценностное) для автора Фотонатюрморт является символом, поскольку не содержит вербальной составляющей, не поясняет того, что имел в виду автор. Каждый пользователь должен догадаться о смысле, заключенном в изображении, самостоятельно. Чаще всего авторами фотонатюрмортов используются общепринятые символы роскоши, достатка (деньги, недвижимость, движимое имущество), удачи/неудачи (результаты удачного или неудачного события – авария, лотерея), счастья/несчастья (обручальное кольцо, победа в соревновании), популярности (цветы, подарки поклонников) и т.д. Следует отметить, что нередко пользователь сопровождает свои фото пояснениями, но в большинстве случаев они нужны лишь для передачи какой-либо уникальной, уточняющей информации. Например, распространенным в социальной сети Instagram является фотонатюрморт с изображением паспорта и билетов (на поезд, самолет), вложенных в него. И без подписи автора понятно, какой смысл вкладывается в данное изображение – желание рассказать, поделиться, похвастаться тем, что пользователь собирается в путешествие (при этом не важна цель, это может быть работа, отдых, переезд, поездка в гости (на свадьбу, на похороны, на рождение племянника и т.п.)). В подписи к подобному фотонатюрморту автор может указать место назначения, цель, сопровождающего – это и будет уникальной информацией, которой владеет лишь сам пользователь, но и без этих уточнений смысл изображения предельно понятен.

Автором были проанализированы 20 персональных аккаунтов (более 3000 фотографий) социальной сети Instagram с целью выявления частоты использования фотонатюрмортов, а также их видов и тематики. Результаты представлены в таблице 1.

Таблица 1.

Результаты анализа персональных аккаунтов сети Instagram

Тематика

Мужской аккаунт (%)

Женский аккаунт (%)

Цветочный фотонатюрморт

0,5

4

Событийный фотонатюрморт

10

12

Продовольственный фотонатюрморт

10

11

Философский фотонатюрморт

4

5

Цветочный фотонатюрморт (фотографии букетов в вазе или лежащих на какой-либо поверхности (столе, земле, мягкой мебели) чаще встречается в женских аккаунтах и представляет собой способ  хвастовства, показатель успешности и популярности девушки у противоположного пола / коллег / друзей.  Имеет значение размер букета, а также его цветовое решение и необычность.

Событийный натюрморт является одной из самых популярных тематик предметной фотосъемки в аккаунтов обоих полов. У мужчин чаще всего присутствуют фото автомобилей (показатель статуса или события (например, аварии)), гаджетов, электронных игрушек (роботов) – также являются показателями статусности. Нередко присутствуют изображения книг, письменных принадлежностей, учебных или студенческих документов (дипломов, студенческих билетов, дневников) – показатель определенного события, мероприятия, происшествия.

Предметность изображений в женских аккаунтах несколько отличается: здесь чаще присутствуют предметы, сделанные своими руками (показатель мастерства и таланта), фотографии витрин магазинов (показатель желания обладать тем или иным предметом либо желание похвастаться нахождением в данном магазине (если речь идет, например, о бутике Louis Vuitton, расположенном на Елисейских Полях в Париже)). И в мужских, и в женских аккаунтах в равной степени присутствуют изображения медикаментов (градусник, таблетки и т.д.), что воспринимается как желание рассказать о болезни, вызвать сочувствие и жалость.

Так называемый продовольственный фотонатюрморт (фотографии еды, накрытых столов, сервированных блюд) чаще остальных появляются в аккаунтах сети Instagram. Этот тип фотонатюрморта можно условно разделить на изображение еды, приготовленной дома (такой вариант воспринимается как способ выражения кулинарных навыков и способностей автора) и изображение еды, приготовленной в ресторане (в этом случае важным будет, во-первых, место, где подается такая еда, во-вторых, само блюдо). Такие фото дают автору возможность похвастаться и рассказать о своем опыте или местонахождении. Нередко изображение блюда сочетается с узнаваемым пейзажем, тем самым усиливая степень хвастовства личности (например, фото накрытого стола на фоне песчаного пляжа).

Философский фотонатюрморт встречается намного реже, он представляет собой изображение утилитарных, обычных предметов (это могут быть предметы интерьера, одежда, бытовые предметы и т.п.). Философский фотонатюрморт бывает сложно понять без вербального пояснения автора. Нередко автор фотонатюрморта использует привычный предмет в нетипичной обстановке, чтобы подчеркнуть философский замысел предметной фотосъемки (примером этому может служить фото с изображением откусанного яблока, лежащего на IPhone). Отметим, что подобные изображения часто встречаются в сети Интернет, но чаще всего они не являются результатами съемки автора аккаунта. Изображение находится на просторах сети во время интернет-серфинга (быстрое и интенсивное просматривание Интернет-ресурсов), затем к ним добавляется цитата или собственные мысли автора. Подобные фотонатюрморты автором статьи не рассматриваются, поскольку являются скорее визуальным социальным клише, чем выражением личностной презентации.

Следует обратить внимание на то, что тематика фотонатюрморта может расширяться в зависимости от сезонности (в декабре традиционно появляются фотоизображения с елочными украшениями, гирляндами и т.д.,  или в летний период – изображения ягод и фруктов), от моды (изображение новых гаджетов), от определенного события мирового масштаба (в период Чемпионата Мира по футболу – увеличивается количество изображений с футбольной символикой) и т.д. Все это показывает непременную включенность виртуального образа личности в реальное пространство пользователя. Фотонатюрморт так или иначе будет являться откликом на окружающие события.

Таким образом, можно сделать вывод, что тактики самопрезентации, предложенные Джонсом и Питтманом, частично используются и в фотонатюрморте. В большей степени представлена тактика саморекламы и самопродвижения, которая представляет собой хвастовство (обладание каким-либо предметом, состояние в отношениях, нахождение в каком-либо месте), показатель статусности, популярности, известности. Также представлена и тактика мольбы, целью которой будет вызов сочувствия и жалости к автору. Тактика запугивания чаще наблюдается в мужских аккаунтах и представляет собой изображение оружия. Такие фото встречаются довольно редко и, как правило, в аккаунтах подростков. Тактика пояснение примеров, так же как и запугивания, встречается редко, причиной этого может служить тот факт, что подобные тактики сложно реализовать с помощью предметной фотосъемки, поэтому можно предположить, что они шире представлены и чаще встречаются в фотопортретах.

Следует помнить, что далеко не вся информация, размещаемая в социальных сетях, является правдивой, часто пользователь размещает в своем аккаунте заведомо ложную информацию, пытаясь тем самым приписать себе свойства (эмоции, события), которыми на самом деле не обладает [2].

Самопрезентация личности в киберпространстве посредством фотонатюрморта широко используется. Это продиктовано сложившейся мировоззренческой ситуацией – главенствование общества потребления и впечатлений, которые требуют от современного пользователя фиксации испытанных эмоций, сообщения окружающим о приобретённом опыте. Бесспорно, это можно сделать и вербальными способами (используя текстовые сообщения на личных страницах в социальных сетях, в блогах, на форумах), но визуальное выражение эмоций зачастую представляется пользователям, с одной стороны, ярче и интенсивнее, а, с другой стороны, понятнее. Таким образом, личность, правильно выбирая предметы для фотосъемки, ракурс и время, презентует себя в сети Интернет, пытаясь показать свою уникальность.

Литература

  1. Погонцева Д.В. Самопрезентация в гиперпространстве // Философские проблемы информационных технологий и киберпространства. 2012. № 4. С.66-72.
  2. Тихонов О.В. Социальные сети как пространство самопрезентации индивида // Вестник Казанского технологического университета. 2012. № 22. С. 196-198.

References

  1. Pogonceva D.V. Samoprezentacija v giperprostranstve // Filosofskie problemy informacionnyh tehnologij i kiberprostranstva. № 4. S.66-72
  2. Tihonov O.V. Social’nye seti kak prostranstvo samoprezentacii individa // Vestnik Kazanskogo tehnologicheskogo universiteta. 2012. № 22. S. 196-198.