Важной задачей землеройных машин является подготовка площадки для земляных работ, в связи с этим необходимо поддерживать возможность бесперебойной работы навесного бульдозерного оборудования. В последствии особое значение приобретает грамотная эксплуатация универсальных землеройных машин.
Полковая землеройная машина ПЗМ-2 (рис.1) на базе трактора Т-155К может быть использована для производства мелиоративных работ, прокладке труб, кабельных электрических сетей, а так же при строительстве объектов местного значения. Рабочее оборудование ПЗМ-2 состоит из лебедки, бесковшового рабочего органа (для отрывки котлованов и траншей), а так же бульдозерного оборудования (для засыпки котлованов и сооружений).
Рисунок 1. Полковая землеройная машина ПЗМ-2
ПЗМ-2 – характеризуется высокой динамичностью и управляемостью. Важным фактором в решении задач повышения эффективности земляных работ является правильное определение и выбор технических параметров, так уровень квалификации машиниста оказывает большое влияние на экономические показатели производимых работ.
Бульдозерное оборудование машины ПЗМ-2 является дополнительным рабочим органом и предназначено для подготовки площадок под котлованы, планировки аппарелей и дна котлована, засыпки ям, котлованов, траншей и устройства спусков.
Бульдозерное оборудование (рис.2) состоит из рамы толкающей 1, отвала, поперечной балки 5 и двух гидроцилиндров.
Жесткость сварной конструкции отвала обеспечивают коробчатая балка, вертикальные ребра и приваренный к нему подножевой лист. Ножи к отвалу крепятся посредством болтового соединения. Для повышения износостойкости режущая кромка ножей наплавлена твердым сплавом. Ножи отвала зубчатой формы, что повышает эффективность обработки грунта.
Толкающая рама представляет собой сварную конструкцию и состоит из одной поперечной 4 и двух продольных балок 3 квадратного сечения. К поперечной балке рамы приварены два кронштейна, на которые установлены крюки для монтажа (демонтажа) бульдозера.
Поперечная балка бульдозера устанавливается и крепится крышками в гнездах упорных кронштейнов рамы базовой машины. Толкающая рама бульдозера устанавливается на съемных вкладышах 6 и стопорится пальцами 7 со штифтами 8 на цапфах балки.
После проведенного исследования основных систематических неисправностей выяснилось, что наиболее частой поломкой ПЗМ-2 является разрушение деталей крепления толкающей рамы к раме трактора Т-155К. Основным видом работы является разработка грунта в выемках с перемещением его в насыпи, полунасыпи и в отвал, т.е. поперек направления дороги, а, следовательно, и основному движению бульдозера, с периодическим изменением этого направления до 180°.
Основными недостатками данной конструкции являются: при работе отвалом рабочее сопротивление приходится непосредственно на шарниры поперечной балки, что вызывает увеличение трения в шарнирах и деформацию короба балки. Так же при не выключенной передней подвеске возникает дополнительная нагрузка на соединение между толкающей рамой и поперечной балкой. При наезде на препятствие ударная нагрузка способна привести к скручиванию балки, разрушению вкладышей и изгибу торцевых наконечников балки.
Рисунок 2. Бульдозерное оборудование ПЗМ-2
Зачастую при эксплуатации ПЗМ-2 механик-водитель не знает о механизме выключения передней подвески из-за недостаточной обученности, либо в целях экономии времени не применяет на практике и пренебрегает требованиями по эксплуатации бульдозерного оборудования, повышая риск преждевременного выхода из строя землеройной машины.
Устройство выключения (блокировки) передней подвески машины предназначено для обеспечения жесткого соединения переднего моста с рамой при производстве работ отвалом. Работа отвалом обязательно проводится при выключенной передней подвеске, на первой-пониженной передаче.
Надежность работы бульдозерного оборудования землеройной машины ПЗМ-2 достигается при правильном использовании, своевременном и качественном обслуживании.
Поперечная балка изготовлена из бруса полого сечения, а на концах балки имеются шарниры для соединения с толкающей рамой и отвалом. Эти шарниры подвержены наибольшему износу в процессе эксплуатации.
При резких динамических ударах о твердый грунт (камни, металлические предметы) короб балки может подвергаться значительной деформации и изломам. Следует иметь ввиду, что работа на плотном грунте с принудительным заглублением отвала может привести к повышению нагрузки на поперечную балку.
Использование механизма выключения передней подвески для эксплуатации бульдозерного оборудования ПЗМ-2 позволит снизить нагрузки на шарниры сочленения толкающей рамы бульдозера с рамой тягача. В результате повысится качество производства работ и увеличится межремонтный период.
Повышение качества рабочих элементов землеройных машин, их ремонтопригодности и долговечности способствует увеличению производительности работ на всех стадиях разработки грунта. Ключевое значение при этом имеет повышение износостойкости рабочих элементов конструкций, взаимодействующих с грунтом. Такие задачи решаются путём совершенствования конструкций машин, применением высококачественных материалов и новых технологических решений.
Перспективным направлением в развитии и совершенствовании агрегатов машин в настоящее время является введение адаптивных механических систем, способных автоматически регулировать изменение технологических режимов работы рабочего органа землеройных машин; увеличение надежности и долговечности элементов машин без применения дорогостоящих высококачественных материалов; уменьшение габаритных размеров и массы конструкций и механизмов; снижение рабочего времени на техническое обслуживание и ремонт.
Данные меры позволят повысить эффективность и производительность бульдозера ПЗМ-2 при производстве работ.
Список литературы:
- Силаев Г.В. Тракторы и автомобили с основами технической механики: Учебное пособие. Для студентов специальности 2604.00 «Лесное хозяйство». — М.: МГУЛ, 2001. — 347 с.: ил.
- Мельников Д.И. М48 Тракторы. М.: Колос, 1981. — 336 с., ил. — (Учебники и учеб. пособия для с.-х. техникумов).
- Гуревич А.М. Тракторы и автомобили. — 3-е изд., перераб. и доп. — М.: Колос, 1983. — 336 с., ил. — (Учебники и учеб. пособия для высш. с.-х. учеб. заведений).
- Трелевочный трактор ТДТ_55А и его модификации: Т66 Учебное пособие/И.К. Емельянов, Е.М. Крашенинников, А.А. Бойда и др. — М.: Лесн. пром-сть, 1981. — 296 с., ил. В пер.: 75 к. 24000 экз.
- С. Петров. Ремонт сельскохозяйственных машин / С. Петров, С. Бисноватый. — М.: Мир, 2013. — 303 c.
- Антонов А.С. “Армейские гусеничные машины”, часть 2, 1964 г.
- Мельник С.В., Расщупкин В.П., Громовик А.И., Голощапов Г.А. М 47 Научные основы обеспечения надежности и долговечности ходовых систем гусеничных машин: монография. – Омск: СибАДИ, 2009.– 91 с.