Одним из приоритетных направлений учебно-воспитательной работы нашей школы является проектная деятельность.
С 1 класса по социальному направлению вводятся часы внеучебной деятельности «Я — исследователь», где занимаются обучающиеся всего класса один раз в неделю. Часы ведут классные руководители 1- 4 классов. Так как основными помощниками в исследовательской работе младших школьников, создании проектов являются родители, учителем начальных классов проводится индивидуальная работа с ними. В виде консультаций, тематических собраний, на которых разъясняется суть метода проектов и его значимость для развития личности детей, основные этапы проектной деятельности и т.д. Каждый ребенок имеет тему исследования, выступает на защите проектов класса, родители принимают участие в виде членов жюри, отмечаются все работы детей, лучшие работы рекомендуются в школьную конференцию «Мои первые шаги».
Для младших школьников в городе проводятся достаточно много ежегодных научно-практических конференций. В 2015 году мною были изучены Положения научно-практических конференций разного уровня (секции, направления, темы, квоты, требования работ и т.д.). И при организации школьной конференции «Мои первые шаги» были включены все секции, направления, тематики муниципальных и республиканских научно-практических конференций, что увеличило количество участников, победителей и призеров.
В декабре 2012 года, чтобы создать более эффективные условия для формирования научно-исследовательских умений учащихся и повышения интереса к научной деятельности мы организовали инновационное добровольное общественное объединение «Ассоциация родителей ученых» по инициативе администрации, родителей, учителей школы.
И вся эта работа позволила проананализировать насколько важна и необходима эффективная, системная подготовка и проведение научно-практических мероприятий на школьном уровне.
В 2015-2016 у.г. приняли участие в школьной НПК – 99 обучающихся 2 – 4 кл. По итогам школьного тура было выявлено 45 победителей, которые показали следующие результаты (таблица 1)
уровни | 1 место | 2 место | 3 место |
муниципальный уровень | 3 | 12 | 15 |
республиканский уровень | 5 | 11 | 12 |
межрегиональный, всероссийский уровень | 1 | 2 | 2 |
международный | — | 1 | — |
Таблица 1. Результативность младших школьников в научно-практических конференциях за 2015-2016 у.г.
В 2016-2017 у.г. приняли участие в школьной НПК – 85 обучающихся 2 – 4 кл. По итогам школьного тура было выявлено — 39 победителей, которые показали следующие результаты (таблица 2)
уровни | 1 место | 2 место | 3 место |
муниципальный уровень | 2 | 9 | 2 |
республиканский уровень | 6 | 1 | 1 |
межрегиональный, всероссийский уровень | 10 | 9 | 1 |
Таблица 2. Результативность младших школьников в научно-практических конференциях за 2016-2017 у.г.
В 2017-2018 у.г. приняли участие в школьной НПК – 90 обучающихся 2 – 4 кл. По итогам школьного тура были выявлены — 57 победителей, которые показали следующие результаты (таблица 3)
уровни | 1 место | 2 место | 3 место | Призеры, обладатели номинаций |
муниципальный уровень | 10 | 14 | 4 | 4 |
республиканский уровень | 8 | 4 | 15 | 4 |
межрегиональный, всероссийский уровень | 1 | — | 1 | 1 |
Таблица 3. Результативность младших школьников в научно-практических конференциях за 2017-2018 у.г.
Рисунок 1. Динамика результативности младших школьников в научно-практических конференциях за 4 года.
Рис. 1 показывает, что с увеличением количества секций на школьном этапе, участников с 2015-2016 года результативность участия обучающихся повысилась в три раза. В 2016-2017 учебном году в результате анализа спада показателей при таком же количестве секций выявлено, что в данном учебном году уменьшилось количество проведения муниципальных и республиканских научно-практических конференций, но следует отметить что победители и призеры подтвердили свои школьные результаты.
На протяжении 3 лет начальная ступень школы является лидером среди образовательных организаций г. Якутска по результатам обучающихся на научно-практических конференциях. Таким образом, грамотная организация исследовательской деятельности школьников, создание ассоциации родителей ученых в школе способствуют развитию исследовательской деятельности обучающихся, повышению результативности участия в научно-практических конференциях.
Литература
- Шахмарова Р.Р. Проектно-исследовательская деятельность обучающихся в контексте ФГОС: проблемы и пути решения. [Электронный ресурс]. — URL: http://www.nbpublish.com/library_read_article.php?id=23249
- Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования/ Утвержден Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. N 1897
References
- Shakhmarova R.R. Design and research activities of students in the context of the GEF: problems and solutions. [Electronic resource]. — URL: http://www.nbpublish.com/library_read_article.php?id=23249
- Federal State Educational Standard of Basic General Education / Approved by Order of the Ministry of Education and Science of the Russian Federation of December 17, 2010 N 1897
© М. Н. Варламова, А.Н.Неустроева, 2018