Актуальность выбранной темы исследования заключается в том, что в настоящее время значительная доля денежных средств муниципальных организаций Хабаровского края, используемых в качестве вложений во внеоборотные активы, формируется за счет получения денежных средств из бюджетов различных уровней, при этом, первоочередной задачей при освоении бюджетных средств является их своевременное и эффективное использование. Учитывая тот факт, что значительной долей муниципальных организаций Хабаровского края являются предприятия и организации отрасли жилищно-коммунального хозяйства, исследуемый нами вопрос является актуальным в реалиях Хабаровского края.
Целью настоящей статьи является исследование Федерального бюджета и бюджета муниципального образования в отрасль жилищно-коммунального хозяйства.
Объектом исследования настоящей статьи выступают источники финансирования ЖКХ как отрасли хозяйствования.
Предметом исследования настоящей статьи выступают объемы бюджетных вложений в отрасль жилищно-коммунального хозяйства гор. Комсомольска-на-Амуре.
Жилищно-коммунальное хозяйство (далее ЖКХ) является составной частью и самостоятельной отраслью народного хозяйства, обеспечивающего социальную сферу общества.
В отрасли ЖКХ в целом можно выделить несколько подотраслей, таких как:
– жилищное хозяйство;
– водопроводно-канализационное хозяйство;
– топливно-энергетическое хозяйство;
– городской пассажирский транспорт;
– гостиницы;
– благоустройство населенных пунктов.
Жилищно-коммунальное хозяйство как самостоятельная отрасль взаимодействует с бюджетом двумя способами – с одной стороны, функционируя, отрасль приносит доходы в бюджет, но в то же время, отрасль ЖКХ получает значительные объемы бюджетного финансирования.
Рассмотрим источники финансирования ЖКХ как отрасли хозяйствования. Среди источников финансирования ЖКХ различают:
–бюджетные средства;
– средства, получаемые жилищно-коммунальными предприятиями за реализацию услуг и продукции;
— средства предприятий на содержание принадлежащих им жилищно-коммунальных объектов.
Рассмотрим подробнее такой источник финансирования отрасли ЖКХ как бюджетные средства.
Расходы на финансирование жилищно-коммунального хозяйства осуществляются из региональных и местных бюджетов. При этом отрасль на 31% финансируется из региональных бюджетов и на 69% — из местных бюджетов.
Бюджетные средства предприятия отрасли ЖКХ, входящие в различные подотрасли получают в различных объемах и назначениях. Так, например:
Подотрасли дорожное хозяйство, озеленение, освещение и уборка территорий населенных мест финансируются полностью за счет бюджетных ассигнований;
Такая отрасль, как, водопроводно-канализационное хозяйство получает средства из бюджета лишь на капитальные вложения;
Подотрасли городского пассажирского транспорта, жилищного хозяйства и теплоэнергетика являются получателями средств для отопления жилых домов в виде бюджетных дотаций.
Таким образом, предприятия отрасли ЖКХ финансируются за счет бюджетных средств в форме бюджетных ассигнований и дотаций.
Под бюджетными ассигнованиями следует понимать бюджетные средства, предусмотренные бюджетной подписью получателю или распорядителю бюджетных средств. Также понятие бюджетных ассигнований приводится в статье 69 Бюджетного Кодекса Российской Федерации.
Понятие «дотации» имеет несколько определений. В соответствии со статьей 6 Бюджетного Кодекса Российской Федерации под дотациями могут пониматься межбюджетные трансферты, предоставляемые на безвозмездной и безвозвратной основе без установления направлений и (или) условий их использования.
Также под дотациями в узком смысле понимают денежные средства, выделяемые из государственного и местных бюджетов для оказания финансовой поддержки убыточным предприятиям, у которых денежная выручка от продажи производимого продукта меньше издержек на производство и продажу данного продукта, нижестоящим бюджетам для покрытия разрыва между их доходами и расходами.
Кроме того одним из определений дотаций в узком смысле являются дополнительные выплаты работнику, оговоренные трудовым договором или законодательным актом, например, дотация на питание, на проезд к месту работы, выплаты на несовершеннолетних детей.
В данной статье мы рассмотрим, какое место отводится бюджетным средствам, выделяемым на финансирование предприятий отрасли ЖКХ в Федеральном бюджете Российской Федерации, а также в бюджете муниципального образования на примере бюджета города Комсомольска-на-Амуре.
В ходе исследования нами изучены сведения, размещенные на официальном сайте Министерства финансов РФ в отношении исполнения Федерального бюджета РФ, а также сведения, размещенные на официальном сайте органов местного самоуправления гор. Комсомольска-на-Амуре в отношении исполнения бюджета местного образования, исходные данные приведены в таблицах 1, 4.
Таблица 1 – Сведения об исполнении расходов Федерального бюджета в 2015-2017гг в отношении отрасли ЖКХ
Показатель |
Данные по годам, млрд руб. |
||
2015 |
2016 |
2017 |
|
Расходы бюджета РФ, всего |
15 620,30 |
16 416,40 |
16 420,30 |
В том числе расходы на жилищно-коммунальное хозяйство |
144,1 |
72,2 |
119,5 |
На основании сведений, представленных в таблице 1, установим динамику расходов Федерального бюджета на содержание отрасли ЖКХ, а также определим, какую долю занимают расходы на содержание отрасли в общей величине расходов Федерального бюджета РФ.
На основании данных, представленных в таблице 2, нами сделан вывод о том, что величина расходов на содержание отрасли ЖКХ в Федеральном бюджете РФ уменьшалась в 2016 году по сравнению с 2015 годом на фоне увеличения общей величины расходов Федерального бюджета и увеличивалась в 2017 году по сравнению с 2016 годом.
Таблица 2 — Динамика расходов Федерального бюджета на содержание отрасли ЖКХ
Показатель |
Данные по годам, млрд руб. |
Абсолютное отклонение, млрд руб. |
|||
2015 |
2016 |
2017 |
2016/2015 |
2017/2016 |
|
Расходы бюджета РФ, всего |
15 620,30 |
16 416,40 |
16 420,30 |
796,10 |
3,90 |
В том числе расходы на жилищно-коммунальное хозяйство |
144,1 |
72,2 |
119,5 |
-71,9 |
47,3 |
Таблица 3 — Доля расходов Федерального бюджета на содержание отрасли ЖКХ.
Показатель |
Данные по годам, % |
Относительное отклонение, % |
|||
2015 |
2016 |
2017 |
2016/2015 |
2017/2016 |
|
Расходы бюджета РФ, всего |
100,00 |
100,00 |
100,00 |
0,00 |
0,00 |
В том числе расходы на жилищно-коммунальное хозяйство |
0,0092 |
0,0044 |
0,0073 |
-0,0048 |
0,0029 |
На основании данных, представленных в таблице 3, нами сделан вывод о том, что величина расходов на содержание отрасли ЖКХ имеет незначительную долю в структуре Федерального бюджета РФ. При этом, в 2016 году по сравнению с 2015 годом доля расходов Федерального бюджета РФ на содержание отрасли ЖКХ уменьшалась, а в 2017 году по сравнению с 2016 годом увеличивалась.
Далее рассмотрим, какое место отведено расходам на содержание отрасли ЖКХ в бюджете гор. Комсомольска-на-Амуре.
Таблица 4 — Сведения об исполнении расходов бюджета гор. Комсомольска-на-Амуре в 2015-2017гг в отношении отрасли ЖКХ
Показатель |
Данные по годам, млрд руб. |
Абсолютное отклонение, млрд руб. |
|||
2015 |
2016 |
2017 |
2016/2015 |
2017/2016 |
|
Расходы бюджета, всего |
5 855 914 282,29 |
6 382 714 291,02 |
7 561 695 907,21 |
526 800 008,73 |
1 178 981 616,19 |
В том числе расходы на жилищно-коммунальное хозяйство |
693 524 652,92 |
899 185 933,70 |
995 488 842,12 |
205 661 280,78 |
96 302 908,42 |
На основании данных, представленных в таблице 3, нами сделан вывод о том, что величина расходов на содержание отрасли ЖКХ в бюджете гор. Комсомольска –на – Амуре в анализируемом периоде увеличивалась как в 2016 году по сравнению с 2015 годом, так и в 2017 году по сравнению с 2016.
Таблица 5 — Доля расходов бюджета гор. Комсомольска-на-Амуре на содержание отрасли ЖКХ.
Показатель |
Данные по годам, % |
Относительное отклонение, % |
|||
2015 |
2016 |
2017 |
2016/2015 |
2017/2016 |
|
Расходы бюджета РФ, всего |
100,00 |
100,00 |
100,00 |
0,00 |
0,00 |
В том числе расходы на жилищно-коммунальное хозяйство |
11,84 |
14,09 |
13,16 |
2,24 |
-0,92 |
На основании данных, представленных в таблице 5, нами сделан вывод о том, что величина расходов на содержание отрасли ЖКХ имеет большую долю в структуре бюджета гор. Комсомольска-на-Амуре, нежели чем в Федеральном бюджете РФ. При этом, в 2016 году по сравнению с 2015 годом доля расходов бюджета гор. Комсомольска-на-Амуре на содержание отрасли ЖКХ уменьшалась, а в 2017 году по сравнению с 2016 годом увеличивалась.
На основании проведенного анализа нами подтверждены теоретические выводы о том, что доля расходов на содержание отрасли ЖКХ в структуре регионального бюджета превышает долю расходов на содержание отрасли ЖКХ Федерального бюджета.
Вместе с тем, нами установлено, что доля расходов на содержание на содержание отрасли ЖКХ в бюджете гор. Комсомольска-на Амуре уменьшилась в 2017 году по сравнению с 2017 годом, несмотря на увеличение величины расходов на содержание отрасли. Данные выводы свидетельствуют о переориентировании структуры бюджета гор. Комсомольска-на-Амуре и выделении меньшего количества денежных средств на содержание отрасли в относительном выражении.
На основании результатов проведенного исследования, мы считаем, что предприятиям отрасли ЖКХ, находящимся в гор. Комсомольске-на-Амуре, следует отслеживать тенденцию в отношении величины выделенных на отрасль бюджетных средств и разработать стратегии, направленные на повышение величины денежных средств, получаемых от основной деятельности предприятий.
Список использованных источников
- Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31.07.1998 N 145-ФЗ (ред. от 15.04.2019)// Консультант Плюс [электронный ресурс] / АО «Консультант Плюс», — М., 2019.
- Ежегодная информация об исполнении федерального бюджета (данные с 1 января 2006 г.) [Электронный ресурс] . – Режим доступа: https://www.minfin.ru/ru/statistics/fedbud/?id_65=80041&page_id=3847&popup=Y&area_id=65
- Носова. Л.Ф. БЮДЖЕТНАЯ СИСТЕМА РОССИИ: СТАНОВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ. Учебное пособие МОСКВА — 2010. 2010 [электронный ресурс] — Режим доступа: https://finlit.online/sistema-rossii-byudjetnaya/132-finansirovanie-jilischnogo-45207.html
- Отчетность об исполнении бюджета гор. Комсомольска –на -Амуре [электронный ресурс] — Режим доступа: https://www.kmscity.ru/activity/city/finance/reporting-budget/