СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ТЕХНОЛОГИИ ТРУДОУСТРОЙСТВА ВЫПУСКНИКОВ ВУЗОВ В ОРГАНИЗАЦИИ Г. ПЯТИГОРСКА

24 ноября 8:30

Проблемы трудоустройства выпускников по-прежнему остаются актуальными. На примере г. Пятигорска разберем возможности для совершенствования технологии трудоустройства выпускников в организации города. Главной проблемой является нехватка у выпускников профессионального опыта, поэтому еще на стадии обучения в вузах предлагается организовывать практику на базе городских предприятий. Это позволит вузам определить ключевые требования предприятий к молодым специалистам, организовать для них прохождение практической подготовки.

Другой проблемой является несбалансированность спроса и предложения. Из-за этого рынок образовательных услуг развивается в совершенно другом направлении, в то время как рынок труда развивается по другому пути. Для совершенствования технологии трудоустройства предлагается заключить соглашения о сотрудничестве между вузами и работодателями. [1]

По этим соглашениям задача работодателей будет сведена к регламентации требований к молодым специалистам, наличию у них необходимых умений и компетенций для начала профессиональной деятельности. Задача вузов будет сведена к внесению изменений в образовательные программы в соответствии с реальными потребностями рынка труда.

В рамках этих же соглашений можно планировать и проводить мероприятия по профессиональному ориентированию, прохождению практики в организациях в соответствии с выбранной профессией.

Минусом действующего механизма работы с выпускниками со стороны вузов является то, что учреждениями образования практически не проводится работа по профессиональному ориентированию. Предлагается повысить заинтересованность учреждений образования в трудоустройстве своих выпускников путем выделения грантов и субсидий за каждого трудоустроенного выпускника по профессии.

Чтобы у вузов было реальное представление о том, каковы требования к квалификации будущих специалистов в тех или иных областях, предлагается подключить вузы к сотрудничеству с государственными и коммерческими учреждениями, оказывающими содействие в трудоустройстве молодых специалистов. [2]

В данном случае биржи труда будут представлять актуальные данные о востребованности профессий, перспективах карьерного роста, уровню заработной платы и т. д. Не все городские организации стремятся к перспективному развитию.

Им больше важны текущие результаты, поэтому для стимулирования процессов трудоустройства молодых специалистов предлагается на уровне городской администрации выработать нормативно-правовые положения, предусматривающие для отдельных организаций дополнительные льготы и преференции при условии трудоустройства молодых специалистов, только что выпустившихся из вузов.

Есть проблема и у самих выпускников, связанная с социально-трудовой культурой. Это мешает им самоопределяться, планировать и решать задачи в рамках карьеры, выстраивания коммуникаций с будущими работодателями. Необходимые знания по социально-трудовой культуре студенты вузов могли бы получать на мероприятиях открытого типа, к примеру, встречах с представителями бизнеса.

В то же время есть проблема с завышенной самооценкой у студентов относительно их профессионально-квалификационного уровня. Оценивание знаний и умений проводится педагогами, учебной программой не предусматривается инструментов для самопознания, развития навыков самоконтроля и критического мышления. [3]

Решение проблемы заключается в изменении подхода к организации обучения, когда оценка знаний, умений и компетенций будет проводиться не только педагогическим составом, но и самим студентами. Как показывает статистика, больше трети выпускников после трудоустройства меняют место работы в течение 1-3 лет с начала трудовой деятельности. Для совершенствования технологии трудоустройства предлагается обратить внимание на контрактную систему.

Каждым контрактом должны предусматриваться обязательства организации по приему на работу определенного количества студентов, права для таких организаций на получение дополнительных льгот из бюджета. Это позволило бы повысить заинтересованность предприятий в том, чтобы брать на работу молодых специалистов и создавать для них такие условия, при которых они были бы заинтересованы в продолжении трудовой деятельности на конкретном предприятии. [4]

Таким образом, необходимо комплексно усовершенствовать технологию трудоустройства выпускников вуза.

Главным инструментом в этой технологии является контрактная система сотрудничества. За счет этого вузы будут заинтересованы в изучении ситуации на рынке труда, внесении качественных изменений в программу подготовки, а организации — в организации практической подготовки студентов и их приеме на работу после выпуска из вуза.

Список литературы

  1. Чернышкина Н.Я. Трудоустройство выпускников вузов: опыт социологического анализа // Вестник Поволжского института управления. 2013. № 6 (39). С. 59-63.
  2. ТретьяковМ.С. Проблемы трудоустройства выпускников образовательных учреждений на региональном рынке труда // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. 2018. № 85. С. 365-369.
  3. Попова Н.В., Голубкова И.В. Проблема трудоустройства выпускников. URL: http:// cyberleninka.ru/article/n/problema-trudoustroystva-vypusknikov
  4. Илясов Е.П. Взаимодействие вузов и работодателей в условиях развития рыночных отношений в экономике и проблема трудоустройства выпускников учреждений профессионального образования // Ученые записки Казанского университета. Сер.: Гуманитарные науки. 2018. № 4, т. 150. С. 208-221.
  5. Зайцева Т.М., Булатова А.Г. Перспективы трудоустройства выпускников вуза (на материалах АЛТГУ) // Международный научно-исследовательский журнал. 2014. № 1-3 (20). С. 21-23.