Существует мнение, что коррупция, это часть культуры некоторых стран и национальностей, которая ментально живет в обществе, которое не представляет себе иного образа поведения. Особенно это относится к странам ближнего востока, где принято благодарить людей за оказанную услугу. С одной стороны, это проявление положительного воспитания человека, с другой, это желание человека иметь возможность в бедующем вновь получить возможность несмотря на требование закона необходимый для него результат. В таких странах, передача благ за оказание должностным лицом какого-либо рода помощи воспринимается как подарок.
Также коррупции подвержены страны с резко и быстро растущей экономикой. Возможно, это обуславливается невозможностью властей указанных стран быстро перестраивать свою систему государственного управления, а также неумением воспитать у граждан должное отношение к появлению в экономике большого количества денежных средств [1].
Одно из древнейших упоминаний о коррупции встречается еще в клинописях древнего Вавилона. Как следует из расшифрованных текстов, относящихся к середине третьего тысячелетия до нашей эры, уже тогда перед шумерским царем Урукагином весьма остро стояла проблема пресечения злоупотреблений судей и чиновников, вымогавших незаконные вознаграждения. [2] И далее эта проблема существовала на протяжении всей истории развития цивилизации.
Факторы способствующие росту коррупции в обществе:
— низкий уровень образования, воспитания, социальной ответственности, самосознания, отсутствие чувства долга и другие личные характеристики участников акта коррупции;
— низкий уровень доходов, отсутствие возможностей роста и самореализации;
— дисфункция правовой и судебной системы, отсутствие адекватного наказания за подобное правонарушение, двойственность законов (одна и та же статья может трактоваться по-разному);
— отсутствие единства исполнительной власти, профессиональная некомпетентность, бюрократизм;
— низкий уровень правовой грамотности населения;
— заинтересованность обеих сторон-участников акта коррупции. [2]
Коррупция кроет в себе ряд негативных факторов. Один из основных которых это неадекватное распределение и использование государственного бюджета и ресурсов, нецелевое использование средств, что в свою очередь влечет снижение эффективности функционирования экономики. В связи с тем, что коррупция представляет собой область теневой экономике, то это влечет недополучение налогов (прибыли). Не редко в целях достижения реализации коррупционных схем происходит снижение качества предоставляемых услуг, товаров. Все это в итоге приводит к снижению инвестиционной привлекательности экономики страны. Кроме того, влечет за собой рост организованной преступности, увеличение социального неравенства и недовольства общества. Также коррупция подрывает демократические основы государственности. А сама государственная система управления становится не управляемая.
Экономические последствия коррупции проявляются в том, что экономическая политика становится абсолютно не эффективна, все проводимые экономические реформы обречены на провал, так как не будет реализована должным образом.
Морально-психологические последствия коррупции проявляются в том, что общество морально деградирует, теряет моральные, духовные и нравственные ценности. У общества формируется мнение всеобщей несправедливости властей, главенство денег, за которые можно купить решение любого вопроса. В такой ситуации человек остается один на один со своей проблемой, и он не имеет возможности обратиться за помощью к государству. Когда коррупция затрагивает основные потребности человека, такие как потребности в жилье, одежде, питании, здоровье и жизни родственников, люди готовы на радикальные меры, выходить на митинги, оказывать активное сопротивление действующей власти.
Правовые последствия коррупции проявляются в существенном нарушении конституционных прав и свобод человека и гражданина.
Правоохранительные органы, пораженные коррупцией, перестают быть инструментом борьбы с преступностью, налаживания общественного порядка, гарантирующим безопасность граждан внутри страны, а превращаются в рычаги давления на неугодных лиц, в инструмент удовлетворяющий потребности определенного круга ли, имеющих доступ к власти.
Имеется масса возможных негативных последствий: потеря доверия населении; желание граждан сменить страну проживания, либо участвовать в мероприятиях по свержению ненавистной власти; нарушение принципа главенства закона, в том числе поползновения на основные права человека, закрепленные в конституции государства, что приводит к нарушению всех демократических принципов; полная неэффективность системы государственного управления; падение престижа государства на мировой арене; снижение инвестиционной привлекательности, как следствие отток денежных средств из экономики страны; ухудшение взаимоотношений с иными государствами.
Кроме того, коррупция — это отличный способ недружелюбно настроенных странам вести разведывательную деятельность государства и подрывать любое попытки этого государства улучшить жизнь страны и проживающих в ней граждан.
По методике международной неправительственной организации Transparency International производится расчет индекса восприятия коррупции, который показывает рейтинг стран мира отражающий уровень восприятия коррупции аналитиками и предпринимателями.
Согласно данному рейтингу самый больной индекс у таких стран как Новая Зеландия (88), Дания (89), Финляндия (85), Норвегия (84), Швейцария (85), Сингапур (84), Швеция (85), Канада (82), Люксембург (82), Нидерланды (82), Великобритания (81), Германия (81), Австралия (75), Гонконг (75), Исландия (75). Как известно, это страны с развитой экономикой, которая помогла им добиться максимального снижение коррумпированности своей государственной системы, одновременно с этим, низкая коррупция позволила им добиться такого высокого уровня экономики [3].
Самый низкий индекс восприятия коррупции у следующих стран: Республика Конго (21), Чад (21), Ангола (21), Ирак (20), Венесуэла (18), Корея Бурунди (18), Ливия (17), КНДР (17), Йемен (16), Афганистан (15), Сирия (14), Южный Судан (12), Сомали (9). Во всех указанных странах отмечается низкий уровень экономики и высокий уровень преступности.
Российская Федерация в данном рейтинге занимает 136 место (28), рядом с такими странами как Иран (29) и Нигерия (28). [4]
Одновременно с этим, установлено, что коррупция присутствует во всех странах мира, даже самых развитых, но некоторым странам все-таки удается минимизировать данное явление, которое аналогично заболевания поражает все системы, обеспечивающие жизнедеятельность.
В последнее время вопрос коррупции среди государственных служащих заслуживает особого внимания. Поражают масштабы проблематики, пронизывающей структуру государственной власти с низших должностей до уровня губернаторов, депутатов, министров, генералов. Общество активно возмущает недостойное поведение должностных лиц, решение государственных вопросов за рамками правового поля. Тем самым население видит несправедливость к конкретному гражданину и к обществу в целом, оттуда порождается недоверие граждан к государству, ее лидерам и лицам, задействованным в государственном управлении. Дальнейший рост недоверия, как снежный ком набирает обороты, это в свою очередь приводит к ряду негативных последствий, таких как рост преступности, желание людей восстановить справедливость, наказать обидчиков, снижению уровня влияния властей на общественные явления, спад экономики, вплоть до проявления таких крайних мер как революция. История знает немало подобных ситуаций, когда власть, не справившись с нарастающим недовольством граждан была свержена своим же народом [5].
Таким образом, имеется огромная актуальность темы коррупции в системе государственного управления, так как ее игнорирование может поставить под угрозу существование самого государства. При этом нельзя не учитывать особое положение Российской Федерации на политической карте мира. Наша страна обладает огромным количеством ресурсов, начиная от полезных ископаемых, которые в том числе используются как источники энергии, заканчивая основными ресурсами необходимые для жизнедеятельности человека, такие как вода, земля (территория), воздух. Россия все время находится под пристальным вниманием иностранных государств, которые крайне заинтересованы в ослаблении политической силы государственных властей нашей страны, с последующим раздроблением самой большой по территории страны в мире.
Это дополнительно объясняет важность темы коррупции в органах государственной власти, так как ее игнорирование, будет являться ничем иным, как признанием правительства в собственном бессилии.
Ни для кого не секрет, что 90-е годы в истории Российской Федерации были омрачены влиянием криминальных, организованных групп, это сильно отразилось на уровне коррупции во власти [6]. При этом мы не получали такого количества информации о коррумпированности системы государственного управления, как в настоящий момент.
Во-первых, за последние годы значительное развитие получили средства массовой информации, в большей части за счет развития глобальной сети Интернет, поток информации через который очень тяжело отследить и отфильтровать.
Во-вторых, государство осознает опасность такого явления как коррупция, которое вредит экономическому росту и росту удовлетворенности населения от деятельности всех участников системы государственного управления.
Предыдущие два года были уникальны своими громкими уголовными делами в отношении высших чиновников. Да этого момента данные лица, несмотря на очевидную их коррумпированность, де-факте не привлекались к уголовной ответственности, так как они имели условную неприкосновенность, данную им коррумпированной системой власти, частью которой они являлись, либо если и привлекались чиновники высшего эшелона к уголовной ответственности, то это никогда не становилось достоянием общественности, так как формировался положительный образ госслужащего. Для Российского общества было своеобразной нормой осознавать высокую коррумпированность власти. Граждане спокойно воспринимали новости о наличии дорогостоящего имущества чиновников: коттеджах, яхтах, самолетах, при этом понимая, что зарплата этих чиновников не позволяет обеспечить и малой части имеющегося имущества.
В последнее время мировоззрение общества изменился, появился запрос на честную и прозрачную систему государственного управления, как залог правового государства.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
- Becker, S.O., Boeckh, K., Hainz, C., Woessmann, L. (2016). The Empire Is Dead, Long Live the Empire! Long-Run Persistence of Trust and Corruption in the Bureaucracy. Economic Journal, 126 (590), pp. 40-74.
- Cuervo-Cazurra, A. (2016). Corruption in international business. Journal of World Business, 51 (1), pp. 35-49.
- Hanley, S., Sikk, A. (2016). Economy, corruption or floating voters? Explaining the breakthroughs of anti-establishment reform parties in eastern Europe. Party Politics, 22 (4), pp. 522-533.
- Locatelli, G., Mariani, G., Sainati, T., Greco, M. (2017). Corruption in public projects and megaprojects: There is an elephant in the room! International Journal of Project Management, 35 (3), pp. 252-268.
- Dutta, N., Sobel, R. (2016). Does corruption ever help entrepreneurship? Small Business Economics, 47 (1), pp. 179-199.
- Torsello, D., Venard, B. (2016). The Anthropology of Corruption. Journal of Management Inquiry, 25 (1), pp. 34-54.