В современном периоде формирования местного самоуправления в Российской Федерации отмечена тенденция проведения глобальной реформы, которая является частью реорганизации всей публичной власти Российской Федерации. На данный момент ведутся поиски самой оптимальной модели функционирования местного самоуправления, которая в свою очередь могла бы усовершенствовать модель укрепления Российской Федерации и ее гармонию. Как отмечает И. Р. Аминов проводится «масштабное разграничение предметов ведения, ресурсов, полномочий, ответственности между государственной и местной властью» [2, с. 28].
Местное самоуправление отличается от других видов публичной власти в Российской Федерации, так как обладает особыми признаками Одним из таких признаков является закрепленное в Конституции Российской Федерации самостоятельность местного самоуправления от государственной власти, но в тоже время данное положение не является признанием ее полностью автономной по отношению к государственной власти. Тем самым подтверждается положение Н. О. Зубаревича: «местное самоуправление обладает своими особенностями, отличающими ее от других разновидностей публичной власти» [4, с.251].
Часть 2 статьи 132 Конституции Российской Федерации гласит: «Органы местного самоуправления могут наделяться законом отдельными государственными полномочиями с передачей необходимых для их осуществления материальных и финансовых средств». Раскрывая содержание данного положения необходимо понять какими органами делегируются государственные полномочия. Во-первых, это передача государственных полномочий Российской Федерации ее субъектам и муниципальным образованиям. Во-вторых, государственные полномочия делегируются субъектами Российской Федерации муниципальным образованиям.
Следуя из зарубежной практики, делегирование государственных полномочий местными органами власти может приобретать следующие виды:
- «позитивного регулирования», когда муниципалитеты осуществляют только те полномочия, что указаны в законе;
- «негативного регулирования» в случае если муниципалитеты обладают всеми полномочиями, кроме тех, что прямо запрещены законом или относятся к компетенции других властных структур.
В Российской Федерации делегирование государственных полномочий производится по позитивному регулированию. Делегирование государственных полномочий муниципалитетам находит отражение в общефедеральном законе или законе субъектов Российской Федерации. При этом представительный орган местного органа власти выпускает нормативный акт, в котором содержатся полномочия, переданные данному органу, а также порядок их осуществления. Необходимо заметить, что полномочия, которые делегируются «сверху» не могут покрывать собой собственные полномочия муниципалитета или противоречить интересам местного населения. Таким образом делегироваться муниципалитетом могут только те полномочия, которые затрагивают следующие вопросы:
- реализация социокультурных стандартов, обеспечение достойного уровня образования, медицинского обслуживания;
- лицензирование некоторых видов деятельности, осуществление нотариальных действий, регистрация предприятий и т.п.;
- организация гражданской обороны, а также контроль государственных органов за соблюдением требований закона на подвластной территории и иные вопросы [8].
В соответствии Конституции Российской Федерации органам местного самоуправления направляют финансовые и материальные средства для осуществления государственных полномочий. Благодаря данным средствам муниципалитеты имеют возможность в соответствии с требованиями закона, которыми они наделяются данными государственными полномочиями, учреждать муниципальные предприятия и учреждения для реализации данных полномочий. И. А. Кеня замечает, что в настоящее время «финансовое обеспечение отдельных государственных полномочий осуществляется только за счет предоставляемых местным бюджетам субвенций из соответствующих бюджетов» [7].
Органы местного самоуправления не обязаны постоянно и в полной мере решать вопросы государственного значения, тем более если делегируемые полномочия не обеспечиваются предусмотренными Конституцией Российской Федерации положениями и необходимыми для осуществления данных полномочий материальных и финансовых средствами. Орган местного самоуправления может отказаться от исполнения государственных полномочий на законных требованиях, что согласуется в частью 2 статьи 132 Конституции Российской Федерации. Отказ от исполнения делегированных полномочий совершается в судебном порядке через доказывание несоответствия федеральных законов, закону субъектов Российской Федерации, иных нормативных актов, предусматривающих передачу органам местного самоуправления данных государственных полномочий, закону о местном самоуправлении 2003 г. [3].
На основе вышесказанного можно представить весь процесс делегации государственный полномочий местным органам власти в следующем виде:
- отдельные полномочия государства передаются муниципалитетам с одновременным переводам образованиям материальных и финансовых средств для их осуществления;
- осуществление муниципалитетами государственных полномочий под контролем государства;
- прекращение осуществления данных государственных полномочий муниципалитетами.
В данной столь гармонично выстроенной системе есть свои проблемы. Причинами существования данных проблем в области делегирования полномочий являются:
- Несовершенство законодательства;
- Нехватка квалифицированных кадров;
- Плохая обеспеченность некоторых субъектов Российской Федерации материальными средствами.
Проблема отсутствия единых и четких правовых подходов в сфере делегирования государственных полномочий органам местного самоуправления может быть разрешена, так по мнению научных деятелей при принятии федерального закона о компетенции местного самоуправления. С. В. Карчевская считает, что при принятии данного закона «будет упорядочена практика наделения органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями, установится их закрытый перечень, конкретизируются механизмы бюджетного регулирования, верификация предоставления местным бюджетам финансовых ресурсов из вышестоящих бюджетов при делегировании отдельных государственных полномочий» [6].
Подводя итог, можно сказать, что органам муниципальной власти могут делегироваться полномочия органов государственной власти Российской Федерации и органов государственной власти ее субъектов. Процесс делегирования полномочий проходит в строгом соответствии с законом, по которому данные полномочия предаются. Государство в свою очередь осуществляет контроль за исполнением полномочий. На непосредственное осуществление переданных полномочий выделяются средства, которые должны быть использованы по назначению. При наличии законных оснований, которые подтверждаются судом, орган местного самоуправления вправе отказаться от осуществления делегируемых ему полномочий.
Использованные источники
- Конституция Российской Федерации: принята всенародным голосованием 12 дек. 1993 г. (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ).
- . Аминов И. Р. Взаимодействие государства и местного самоуправления в Российской Федерации // Актуальные проблемы государства и общества в области обеспечения прав и свобод человека и гражданина, 2016. № 19-2. С. 239-242.
- Бархатова Е. Ю. Комментарий к Конституции Российской Федерации. — «Проспект», 2010 г.
- Зубаревич Н. О дефектах реформы и вреде фискальных приоритетов [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.vedomosti.ru/opinion/-articles/2017/06/28/699631-chto (дата обращения: 06.11.2019).
- Искужина Г. Р., Аминов И.Р. Местное самоуправление как институт публичного управления в Российской Федерации // Научно-методический электронный журнал Концепт, 2014. № T26. С. 251-255.
- Карчевская С. В. Вопросы, связанные с реализацией межмуниципальных соглашений по передаче части отдельных полномочий между муниципальным районом и поселениями [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.bujet.ru/article/54344.php (дата обращения: 06.11.2019).
- Кеня И. А. Практика регулирования вопросов наделения органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями // Муниципальная служба: правовые вопросы, 2009. №4. С. 14-16.
- Савранская О. Л. Проведение исследования по изучению вопросов, связанных с выбором наиболее адекватного способа осуществления органами местного самоуправления своих функций по организации предоставления услуг гражданам, в том числе межмуниципального сотрудничества и муниципального заказа [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.federalism.ru/docs/rt_09.06_sav.doc (дата обращения: 06.11.2019).