Трансформация современной России в полноценное правовое государство невозможно без повсеместного создания и обеспечения местного самоуправления и вовлечения в него граждан. Непременным условием существования местного самоуправления является такой играющий огромную роль в осуществлении гражданами непосредственной демократии, самодеятельности в месте их жительства элемент системы местного самоуправления, как территориальное общественное самоуправление. Пункт 1 статьи 27 Закона «Об общих принципах осуществления местного самоуправления в РФ» определяет территориальное общественное самоуправление как самоорганизацию «граждан по месту их жительства на части территории поселения, внутригородской территории города федерального значения, муниципального округа, городского округа, внутригородского района, а также в расположенных на межселенной территории населенных пунктах (либо на части их территории) для самостоятельного и под свою ответственность осуществления собственных инициатив по вопросам местного значения» [2]. Примером может послужить группа многоквартирных жилых домов, объединившаяся для решения проблем благоустройства территории, оказания социальной помощи нуждающимся, ремонта дорог и тротуаров.
Одни исследователи относят территориальное общественное самоуправление к обособленной, независимой от публичной власти сфере, определяют его как институт гражданского общества, другие же считают территориальное общественное самоуправление неотделимым компонентом системы местного самоуправления [5]. Впрочем, вторая позиция как в теоретическом, так и в практическом плане в настоящее время более распространена, нежели первая, но само существование разных трактовок правовой природы территориального общественного самоуправления порождает проблемы его правового регулирования, которые может разрешить, в частности, федеральный закон, посвященный данному явлению и раскрывающий его сущность.
Территориальное общественное самоуправление затрагивается следующими принципами, закрепленными в российском законодательстве: правом граждан на объединение, на собрание граждан, на осуществление своих интересов путем прямого волеизъявления, то есть путем собраний, сходов, правотворческой инициативы, референдума либо выборов. Это подкрепляется тем, что согласно Конституции Российской Федерации местное самоуправление не относится к органам государственной власти, а население вправе самостоятельно и под свою ответственность осуществлять решение вопросов местного значения. Данные положения в свою очередь указывают на то, что для создания полноценного правового государства необходимо учитывать принцип «свободного человека в свободной общине». Такие свойства самого территориального общественного самоуправления, которые присущи любому общественному объединению, как добровольность, равноправность, гласность, общий интерес, порождают понимание территориального общественного самоуправления как отдельной формы общественного самоуправления, их отождествление, в связи с чем данное явление может регулироваться нормами законодательства об общественных объединениях.
Стоит отметить, что несмотря на то, что данная форма народовластия указана в законе и поддерживается органами местной власти, согласно опросу 20% граждан Российской Федерации даже не знают, что из себя представляет территориальное общественное самоуправление, в связи с чем Артемьев Г. В. и Аминов И. Р. предлагают проводить местным органам работу в этом направлении, оказывать поддержку гражданам и распространять информацию среди населения о возможности непосредственного участия в местном самоуправлении [3].
На основании вышесказанного, можно сделать вывод о том, что территориальное общественное самоуправление как один из основных элементов местного самоуправления является частью конституционной основы Российской Федерации, способом прямого волеизъявления граждан и проявления самодеятельности, в особенности в сфере решения вопросов местного значения, а различные подходы к пониманию данного явления являются следствием определенного понимания местного самоуправления как связанной с территориальным общественным самоуправлением категорией, и от этого понимания уже исходит само раскрытие сущности территориального общественного самоуправления.
Использованные источники
- Конституция Российской Федерации: принята всенародным голосованием 12 дек. 1993 г. (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ).
- Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» от 6.10.2003. №131-ФЗ (с посл. изм. и доп. от 27.12.2019) // Собрание законодательства Российской Федерации, 2003 г. №40. Ст. 3822.
- . Артемьев Г. В., Аминов И. Р. Взаимодействие населения и местной власти: современное состояние и перспективы // Молодой ученый, 2016 г. №26. С. 446-449.
- Бархатова Е. Ю. Комментарий к Конституции Российской Федерации. — «Проспект», 2010 г.
- Марков П. Н. Роль территориального общественного самоуправления в системе местного самоуправления // Научный журнал Коллоквиум, 2019 г. №14(38). С. 111-113.