Особая роль в воспитании отводится народной педагогике. Приобщение детей к народному творчеству, фольклору, традициям и обычаям своего народа должно начинаться с раннего детства, с игры.
Дети, которые испытывают трудности обучения письму, требую особого внимания и тем самым осложняют и замедляют работу в классе, требуют индивидуального подхода [1].
Мелкая моторика — совокупность скоординированных действий нервной, мышечной и костной систем, часто в сочетании со зрительной системой в выполнении мелких и точных движений кистями и пальцами рук и ног [2].
Развитие познавательных способностей происходит в связи с развитием движений рук, особенно активно протекает в младенческом и раннем возрасте благодаря тому, что движения руки, обследующей различные предметы, являются условием познания ребенком предметного мира. «Непосредственный практический контакт с предметами, действия с ними приводят к открытию все новых и новых свойств предметов и отношений между ними» [2].
Народные игры – это неотъемлемая часть традиционной культуры народов, отражение этноса в целом и история его развития. Вместе с тем это и отличный способ укрепить свой дух, свое тело, развить способности мышления, расцвета воображения. Им отводилось особое место в повседневной жизни древних якутов. И редкие праздники, и отдых после тяжелого трудового дня не обходились без массовых игр, состязаний в силе и ловкости. В якутских национальных играх отразились особенности менталитета, мировоззрения народа, которые основывались на сохраняющемся до сих пор почитании, культе природы. Происхождение игр тесно связано с укладом жизни народа саха, видами традиционного хозяйствования: прежде всего, коневодством, разведением крупного рогатого скота, а также с охотой, рыболовством. Якутский народ многие процессы своей жизнедеятельности отражал таким образом, через игру. В то время особо ценились сильные руки, меткий глаз, ловкость, спокойствие, скромность и выдержка. Отсюда и в играх хабылык и хаамыска издавна преобладали испытания на ловкость рук, точность, выносливость. Многие игры служили для детей не развлечением, они имели также важное воспитательное значение, способствуя физическому и умственному развитию детей [1].
Народные игры как предмет исследования и объект практического использования рассматривались многими выдающимися педагогами (К.Д. Ушинским, E.H. Водолазовой, Е.А. Покровским и др.). Обоснование необходимости использования в воспитании дошкольников народных игр дано в трудах педагогов E.И. Тихеевой, А.П. Усовой, В.И. Прокопенко и др. Полифункциональный характер народных игр раскрыт в трудах академика Е.H. Волкова, который рассматривает их в нравственном, эстетическом и физическом аспектах. В данное время, в нашем детском саду широко используем народные настольные игры в самостоятельной деятельности. В каждой группе размещены разные народные настольные игры, сделанные своими родителями, дедушками. И они очень популярны среди детей со средней группы. Предлагаем познакомиться с такими играми как: хабылык (лучинки), хаамыска (камешки), баайа (волчок), тырыынка (палочки), тыксаан (фишки)
Сейчас можно развить мелкую моторику рук посредством различных упражнений и развивающих игр. К счастью, для наших детей есть очень интересная и развивающая координацию, находчивость, умственные способности, в общем мелкую моторику, игра наших предков – хабылык, хаамыска и тырыынка.
Якутские народные настольные игры «Тырыынка» — игра в палочки, «Хабылык» — игра в лучики, «Хаамыска» — игра в камешки, способствуют координационным способностям, ловкостей кистей и пальцев, быстроте мышления. Эти игры развивают ловкость рук, смекалку, улучшают почерк.
В процессе игры закрепляется представление о пространстве. Таким образом, организуя настольные игры хабылык и хаамыска, учитель должен сознательно и целенаправленно формировать навыки игры школьников [2, с. 4].
В исследовании приняли участие 28 учащихся 2 класса МОБУ «Якутской городской национальной гимназии» г. Якутска, из них 14 мальчиков, 14 девочек.
Для исследования мелкой моторики рук мы использовали методы «Полоски», «Мячики», «Фигуры», «Домик», «Узоры» Гавриной С.Е., Кутявиной Н.Л, Топорковой И.Г. и Щербининой С.В. В этих методиках дети должны внимательно и сконцентрировано выполнять задания. Результаты этих методик суммируется и дает общий итог. Высокий уровень свидетельствует о сформированности и довольно высокой автоматизированности у ребенка навыков графической деятельности, а также развитой произвольности. Средний уровень свидетельствует о достаточной сформированности и умеренной автоматизации у ребенка навыков графической деятельности, а также умеренно развитой произвольности регуляции движений. Низкий уровень свидетельствует о недостаточной сформированности у ребенка двигательного компонента навыка графической деятельности, а также о низком развитии произвольной регуляции и контроля за выполнением движений, требующих точности и достаточной производительности. Для улучшения развития мелкой моторики рук у младших школьников используем якутские настольные национальные игры хабылык, хаамыска и тырыынка.
Степень развития мелкой моторики у ребенка определяет самые важные для его будущего качества: речевые способности, внимание, координацию в пространстве, концентрацию и воображение. Центры головного мозга, отвечающие за эти способности, непосредственно связаны с пальцами и их нервными окончаниями. Поэтому упражнения и занятия, в которых участвуют маленькие пальчики ребенка, исключительно важны для его умственного и психического развития. Использованная нами якутская настольная национальная игра хабылык, хаамыска и тырыынка, показала, что наши игры предков развивают мелкую моторики рук не хуже других игр.
Литература
- Готовцев И.А. Якутские настольные игры.– Якутск: 2012. 112 с.
- Бачина О.В., Коробова Н.Ф. Пальчиковая гимнастика с предметами.– 4-е изд., испр. И доп. – М.: АРКТИ, 2010. – 88с.
- Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования / М-во образования и науки Рос.Федерации. – 4-е изд., перераб. – М. : Просвещение, 2016. – 48 с. – (Стандарты второго поколения). – ISBN 978-5-09-037348-7.
References:
- Ready Yakut Board games.- Yakutsk: 2012. 112 PP.
- Baccini O. V., Korobova N. F. Finger gymnastics with objects.- 4th ed., ISPR. And DOP. — M.: ARKTI, 2010. — 88s.
- Federal state educational standard of basic General education / M-in education and science Grew.Confederations. — 4th ed., pererab. — M.: Enlightenment, 2016. — 48 p. — (second generation Standards). — ISBN 978-5-09-037348-7.
© Т.А. Шергина, Л.Э. Румянцева, 2018