Под государственной гражданской службой принято понимать некий социально-правовой институт, который реализуется в деятельности служащих государственных органов, без которой невозможно как нормальное функционирование, так и существование государства. Одним из фундаментальных элементов устойчивости государственной власти, её авторитета и высокого динамизма является именно эффективная гражданская служба. Её основной целью является решение комплекса задач, среди которых:
- обеспечение единства законодательного процесса и требований правоприменения в работе над документами;
- создание политически и юридически благоприятных условий для реализации каждым человеком своих конституционных и социальных прав, свобод и интересов.
Смысл и назначение государственной гражданской службы состоят в обеспечении функционирования государства как такового. Единая, целостная, системно организованная государственная гражданская служба – это то, через что может быть реализована действительная сущность государства. Отсюда государственная гражданская служба — это практическое и профессиональное участие граждан в осуществлении целей и функций государства посредством обеспечения исполнения полномочий федеральных государственных органов и органов субъектов Федерации.
Из всего вышесказанного мы видим всю значимость института государственной гражданской службы, и в целях её грамотного осуществления необходимы исполнители.
В настоящее время роль кадровых служб на государственной гражданской службе значительно усилилась.
Государственной гражданской службе характерно ряд принципов, среди которых принцип профессионализма и компетенции. Последнее в свою очередь демонстрирует объем знаний и опят работников. Профессионализм же в свою очередь показывает стремление к расширению и повышению ранее перечисленных показателей.
Ряд авторов считает основным принципом функционирования государственной гражданской службы уделение большого внимания подготовке государственных служащих.
Профессионализм государственной гражданской службы выражается прежде всего в профессиональной подготовке государственных служащих.
Основными задачами профессиональной подготовки являются:
- подготовка квалифицированных специалистов, ранее не состоявших на федеральной государственной гражданской службе;
- повышение профессиональной квалификации федеральных гражданских служащих.
Перед профессиональной подготовкой ставится две цели, а именно:
- приобретения теоретических знаний;
- практическое освоение и закрепление ими навыков по исполнению должностных обязанностей.
Согласно Указу Президента РФ от 21.02.2019 N 68 «О профессиональном развитии государственных гражданских служащих Российской Федерации», «профессиональное развитие гражданского служащего осуществляется на системной основе и заключается в приобретении им новых знаний и умений, развитии его профессиональных и личностных качеств в целях поддержания и повышения уровня квалификации, необходимого для надлежащего исполнения должностных обязанностей.»
К составным элементам профессионального развития относятся:
а) дополнительное профессиональное образование;
б) семинары, мастер-классы и иные мероприятия, целью которых является приобретение необходимых знаний и навыков в кратчайшие сроки;
в) конференции, круглые столы, служебные стажировки, иные мероприятия, целью которых является обмен опытом;
г) самостоятельное изучение гражданскими служащими образовательных материалов, тематика которых соответствует направлению их профессиональной служебной деятельности и тд.
Профессиональное развитие – это процесс не какого-определенного периода. Оно продолжается в течение всей профессиональной деятельности госслужащего. Участие гражданских служащих в мероприятиях по профессиональному развитию помимо также является преимуществом при прохождении аттестации, конкурса на назначение на иную должность государственной гражданской службы, включение кадровый резерв и иных мероприятиях, связанных с кадровым движением по горизонтали и вертикали.
В соответствии со ст. 62 Федерального закона от 27.07.2004г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» дополнительное профессиональное образование государственного гражданского служащего делится на профессиональную переподготовку и повышение квалификации.
Основанием для направления гражданского служащего на профессиональную переподготовку, повышение квалификации являются:
а) решение представителя нанимателя;
б) результаты аттестации гражданского служащего;
в) назначение гражданского служащего на иную должность государственной гражданской службы Российской Федерации в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 31 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации»;
г) назначение гражданского служащего в порядке должностного роста на должность государственной гражданской службы Российской Федерации категории «руководители» высшей или главной группы должностей либо на должность государственной гражданской службы Российской Федерации категории «специалисты» высшей группы должностей впервые;
д) поступление гражданина на государственную гражданскую службу Российской Федерации впервые.
Повышение квалификации – процесс обновления теоретических знаний и практических навыков в соответствии с постоянно повышающимися требованиями государственных образовательных стандартов.
Профессиональная переподготовка и повышение квалификации гражданского служащего осуществляются в имеющих государственную аккредитацию образовательных учреждениях высшего профессионального, среднего профессионального и дополнительного профессионального образования.
В результате профессиональной переподготовки специалисту может быть присвоена дополнительная квалификация, которая должна быть подтверждена соответствующим документом государственного образца.
Авторы статьи «О соблюдении законодательства в деятельности органов исполнительной власти» Е.В. Черепанова, М.Д. Чеснокова, М.Е. Глазкова одной из причин нарушения законов и иных нормативных правовых актов на государственной гражданской службе считают низкий уровень подготовки кадров органов исполнительной власти, так как нарушение законов в значительной мере способствуют некомпетентность служащих, пробелы в их профессиональной подготовке, отсутствие необходимого опыта работы, недостаток управленческих и юридических знаний.
Из этого можно сделать следующие выводы:
- для эффективного обучения, оно должно быть системным
- должно включать в себя реальную потребность в обучении государственных гражданских служащих.
По окончанию обучения гражданские государственные служащие должны представлять отчет руководству об обучении с отражением полученных новых знаний.
Не стоит забывать о личной ответственности гражданских служащих – они должны стремиться к достижению максимально высокого уровня своей деятельности.
В настоящее время обучение и развитие управленческих кадров сфокусированы на управлении знаниями, управление производительностью и изменение модели поведения. Экономическая ситуация в стране стимулирует поиск новых форм обучения с наименьшими финансовыми затратами, такие как семинары, рабочие группы, конференции, обмен опытом.
Государственной службе необходимо уделить внимание развитию качественной профессиональной подготовке и переподготовке кадров, способной оперативно реагировать на вызовы экономики, ориентированной на инновационное развитие. Ведь кадры являются основным локомотивом успешной реализации выбранной государственной политики.
Список использованных источников
- Федеральный закон от 27.07.2004 №79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» // Российская газета. – Федеральный выпуск №3539. URL: http://base.garant.ru/12136354/ (дата обращения: 10.12.17);
- Указ Президента РФ от 21.02.2019 N 68 «О профессиональном развитии государственных гражданских служащих Российской Федерации» (вместе с «Положением о порядке осуществления профессионального развития государственных гражданских служащих Российской Федерации»). URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_318654/ (дата обращения: 10.12.17).