Обращение к проблеме обучения устной монологической речи иностранных студентов-филологов педагогического университета обусловлено её актуальностью для их будущей профессии. Профессиональное становление будущего учителя (преподавателя) русского языка как иностранного – многогранный процесс, наиболее важной стороной которого является формирование профессиональной культуры педагога. Высокая культура учителя (преподавателя) русского языка как иностранного предполагает владение всеми видами речевой деятельности, включая устную монологическую речь.
Методика обучения иностранным языкам, русскому языку как иностранному располагает значительными исследованиями в области методов и приёмов обучения иноязычной речи в форме устного монолога (Д.И. Изаренков, В.Г. Костомаров, А.А. Леонтьев, Н.А. Метс, О.Д. Митрофанова, Е.И. Пассов, В.Л. Скалкин, А.Н. Щукин и др.), однако нельзя сказать, что проблема решена полностью.
Монолог – самый сложный вид речевой деятельности. Вместе с тем именно продолжительные высказывания востребованы в общении для того, чтобы воздействовать на собеседника: убедить, заинтересовать, расположить к себе, привлечь его к сотрудничеству и т.д. Часто у человека, говорящего на иностранном языке, возникают различные «преграды», и его монолог оказывается очень кратким и непродуктивным (невыразительным и др.). Говорящему не хватает образов (его образное мышление недостаточно сформировано), интересных примеров для иллюстрации своих мыслей (его лексико-фразеологический «арсенал» беден), глубины мысли (амплитуда его духовных переживаний недостаточно широка) и т.д.
Учитывая особенности устной монологической речи как сложного процесса, который напрямую коррелирует также и с разнообразными психическими процессами, стоит затронуть вопрос о необходимости применения разнообразных педагогических технологий и методических материалов. Это направлено, в первую очередь, на повышение уровня мотивации: продуктивность обучения говорения напрямую зависит от количества практики и мотивации. А мотивация может возникнуть лишь в тех случаях, когда обучающимся действительно интересна тема для высказывания и им есть, что сказать. Так, например, особый интерес представляет рекламный медиатекст, который, пусть зачастую и не нагружен текстовым материалом, носит аутентичный характер, а также представляет собой материал для лингвистического и культурологического анализа. На сегодняшний день появляется множество разножанровых медиатекстов, которые могут служить в качестве средств обучения, а методика, включающая традиционные и инновационные элементы, позволяет сделать учебно-воспитательный процесс более привлекательным и эффективным. Как следствие, такого рода материал может стать основой для устного обсуждения – прямому пути к развитию навыков устной монологической речи.
Учитывая опыт Китая в использовании рекламы как инструмента «мягкой» силы, можно сказать, что диффузия явления рекламы и национально-культурных особенностей страны может быть настолько сильна, что реклама становится не только эффективным инструментом продаж, но и методом реализации внутренней политики страны, который, помимо всего, может обладать собственной культурной ценностью. Кроме того, реклама может содержать мощный лингвострановедческий базис, который может быть ценен в процессе языкового обучения. Так, мы считаем, что в целях обучения русскому языку китайских студентов-филологов применение рекламных текстов на русском языке будет целесообразным. В этой связи, предложим пример заданий, которые можно интегрировать в работу со студентами-филологами на занятиях по русскому языку как иностранному. Применение предложенных нами упражнений представляется возможным на различных этапах урока в рамках темы или ее повторения.
- Посмотрите на рекламу. Как вы думаете, кто на ней изображен?
В рекламе задействован образ Льва Толстого, известного русского классика. Здесь учащиеся могут показать свои знания о русской литературе. Также на рекламе размещена подсказка – название известного романа «Война и мир».
- Почему речь идет именно о пятистах страницах? Есть ли в этом юмористический подтекст? Какой?
Так как «Война и мир» – достаточно объемное произведение, многим читать его очень сложно. В этом и есть юмор, где развитие – как спорт и останавливаться нельзя.
- Как вы считаете, почему делают рекламу чтения?
Здесь учащимся предлагается высказаться, почему чтение важно для каждого из нас. Это задание также может носить воспитательный характер.
- Разделитесь на группы и выберите пять причин, почему современным людям нужно читать.
В процессе выполнения можно предоставить такую опору:
- Чтение расслабляет …
- Чтение улучшает навыки письма и расширяет словарный запас …
- Чтение стимулирует умственную активность и бережет здоровье …
- Чтение дает знания …
- Чтение учит концентрироваться …
- Чтение тренирует память …
- Чтение развивает воображение …
- Чтение повышает аналитические способности
- Выберите русского писателя, образ которого можно было бы разместить на рекламе чтения. Почему вы бы его выбрали? Расскажите о нем одногруппникам.
Такое задание можно выполнить в качестве домашнего задания и проверить на следующем занятии. Также можно попросить учащихся подготовить коллаж или презентацию о писателе, чтобы добавить творческую составляющую в учебный процесс.
Таким образом, с помощью рекламных медиатекстов представляется возможным разнообразить учебный процесс, задействовать межпредметные связи, повысить мотивацию у обучающихся.
Использованные источники:
1 Абрамов В.А. Ценностный потенциал китайского «могущественного культурного государства» в проекциях глобального развития. / В.А. Абрамов, Н.А. Абрамова – Москва : Восточная книга. 2014. 256 с.
2 Социальная реклама чтения [Электронный ресурс]: URL:http://www.socreklama.ru/news/detail.php?ELEMENT_ID=6011
1 Abramov V.A. Cennostnyj potencial kitajskogo «mogushhestvennogo kul’turnogo gosudarstva» v proekcijah global’nogo razvitija. / V.A. Abramov, N.A. Abramova – Moskva : Vostochnaja kniga. 2014. 256 s.
2 Social’naja reklama chtenija [Jelektronnyj resurs]: URL:http://www.socreklama.ru/news/detail.php?ELEMENT_ID=6011