Современная ситуация в обществе порождает немало социально-психологических проблем. Одной из таких является проблема девиантного поведения подростков. На протяжении десятков лет многие педагоги и психологи обращают внимание на отклоняющееся поведение подростков и замечают, что данное явление – одно из главных социальных вопросов, потому что оно вызывает серьёзные правонарушения и выступает как совокупность фактов антиобщественных действий. Подростки стремятся к выражению своей индивидуальности, обосабливаются от общества, проявляют свои желания радикального изменения нравов и ценностей социума. Всё это может казаться безобидным и наивным, пока не начнёт превращаться в нечто большее и представит реальную угрозу ближайшему окружению.
Сегодня девиантное поведение трактуют как поведение, отклоняющееся от критериев общественной нормы. Различают позитивную (героические поступки, самопожертвование, сверхпреданность чему-либо или кому-либо, чрезмерное усердие, обостренное чувство сочувствия и т. д.) и негативную (алкоголизм, наркомания, терроризм, вандализм, воровство, насилие и т. д.) девиации [1, с.67]. В настоящее время в психологической науке существует ряд классификаций отклоняющегося поведения. Ю.А. Клейберг все девиации поведения подразделяет на негативные (например, употребление наркотиков), позитивные (например, социальное творчество) и социально-нейтральные (например, попрошайничество). Ц.П. Короленко, Т.А. Донских выделили две группы поведенческих девиаций: нестандартное поведение (в виде нового мышления, новых идей, действий, выходящих за рамки социального поведения, что играет позитивную роль в историческом развитии общества — деятельность новаторов, революционеров, оппозиционеров, первооткрывателей в какой-либо области знаний и пр.). По нашему мнению, данную группу сложно в полной мере отнести к отклоняющемуся поведению. Вторая группа — деструктивное поведение. Оно подразделяется на внешнедеструктивное (направлено на нарушение социальных норм — правовых, морально -этических, культурных, аддиктивное и антисоциальное) и внутридеструктивное (суицидальное, конформистское, нарциссическое, фанатическое, аутистическое). Е.В. Змановская выделяет три группы отклоняющегося поведения: асоциальное (аморальное) поведение, антисоциальное (делинквентное) поведение, аутодеструктивное (саморазрушительное) поведение [4,c.35]. Мы в своем исследовании опирались на классификацию Ю.А. Клейберга.
Далеко не последнюю роль в истоках подростковых девиаций играет государственная образовательная политика. События политической жизни оказывают влияние на поведенческую модель подростков, что перерастает в молодёжный экстремизм. Причиной данного явления могут быть социальная и политическая неудовлетворенность подростков. Нынешнее поколение не считает необходимым знать отечественную историю и литературу, так как недовольны существующим строем и идеологией своей страны. Классический и самый полный ответ на вопрос о нужности данных дисциплин дали два великих мастера слова – Цицерон и А.С. Пушкин. Древнеримский философ считал, что история-учительница жизни, а человек, не знающий истории, обречен повторять ошибки прошлых поколений. Великий русский поэт формулирует свое мнение о необходимости изучения истории и литературы следующих строках: «Два чувства дивно близки нам – В них обретает сердце пищу – Любовь к родному пепелищу, Любовь к отеческим гробам». То есть для нравственного и духовного развития нужно любить свою родину и уважительно относиться к прошлому [2,c.83].
Девиантное поведение вытекает из неудовлетворенности настоящей жизнью в своей стране, отсутствием патриотизма. Это аргументированно и рационально, и в данном случае проблема должна решаться отнюдь не подрастающим поколением, а педагогами, психологами, государственно-правовыми органами, воздействующими на политическую жизнь страны [2,c.83].
А.Р Паткова считает, что желание выделяться, быть лучше сверстников, сильнее, серьезней – это одна из основных причин отклоняющегося поведения. Несомненно, можно быть и в положительном плане лучше, но часто мы сталкиваемся с иными проявлениями превосходства перед другими людьми. Подростки начинают употреблять спиртные напитки, табачные и наркотические вещества. По нашему мнению, еще лет 10 назад было модно и популярно быть курящим человеком, сейчас как следствие наблюдается неспособность взрослых уже состоявшихся людей, отказаться от прошлых пагубных привычек подростковой жизни. Начало положено еще в период подросткового кризиса, стресса, сильных переживаний, подавленности, то есть тех обстоятельств, которые и способствуют желанию уйти в забвение, совершить попытку самоубийства. Все это — попытки привлечь внимание окружающих, стремление заявить о себе, жажда быть понятыми и услышанными. [3] Родителям и близким стоит уделять больше времени своим детям во имя спасения их будущего.
К сожалению, дети из неблагополучных семей подвержены риску стать преступниками. В данном случае ярко действует воздействие-пример, когда ребенок смотрит на своих пьющих и употребляющих родителей и сам невольно становится таким же. Словно губка, дети впитывают все, что происходит в детстве, а это вытекает на другой уровень – детская и подростковая преступность. Часто такие люди лишены любви и заботы родителей, что не оправдывает, но объясняет их отклоняющееся поведение.
Теорию Дж.Г. Мида о символическом интеракционизме Ф. Танненбаум попытался применить к анализу девиантного поведения. Он акцентирует внимание на том, как общество реагирует на различного рода социальный отклонения и, таким образом, влияет на их репродукцию. Определяя какой-либо поступок человека, как девиантный, общество наклеивает ярлык. Таким образом, ярлыки — суть отрицательные оценки общества. Их действие имеет две стороны: они удерживают от антиобщественных поступков, но при неумелом их применении они могут провоцировать антисоциальное поведение. Эта теория разделяет с теорией конфликта точку зрения о том, что неравенство между группами людей в обществе может влиять на то, кто считается девиантом, а кто – нет. [5, с.54-55]
Нами было проведено исследование среди 50 подростков 14-16 лет на основе методики «Виды агрессивности» Л.Г. Почебута. Анализ показал, что высокую степень вербальной агрессии имеют 30%, среднюю – 64%, низкую – 6%. Высокую степень предметной агрессии имеют 8% исследуемых, среднюю 80%, низкую 12%. Самоагрессия в высокой степени наблюдается у 58% подростков, в средней степени у 34%, в низкой у 8%. Физическая агрессия в высокой степени у 35% подростков, в средней у 40%, а в низкой у 25%. Эмоциональная агрессия в высокой степени проявляется у 28% опрошенных, средняя степень у 10%, высокая степень у 62%.
Можно отметить, что для подростков характерно частое проявление самоагрессии, реже предметной и вербальной агрессии. Данная статистика приводит к выводу, что подростковая агрессия – опасное, частое и масштабное явление. Вербальная агрессия выражается в использовании нецензурной (бранной) лексики, повышении голоса, угроз, оскорблений, обвинений, проклятий и упреков. Всё это ребенок может слышать еще в детстве от родителей и копировать данное поведение уже будучи в подростковом возрасте. Предметная агрессия характеризуется выплеском злости на окружающих предметах (стол, дверь, компьютер). Самоагрессия определяется как беззащитность человека перед обществом. Подросток не способен находится в мире и согласии с собой. Отсюда замкнутость и боязнь проявить себя среди других. Физическая агрессия характеризуется применением человеком физической силы ввиду отсутствия других путей решения конфликта. Эмоциональная агрессия выражена в эмоционально отчуждении человека при общении с другими людьми. Подобное явление характеризует социофобию, подросток в данном случае чувствует постоянную подозрительность, враждебность и недоброжелательность по отношению к нему.
Таким образом, на девиантное поведение подростков может влиять множество факторов. Основной задачей педагогов и воспитателей является устранение предпосылок агрессивного поведения подростков. Мы не можем изменить ситуацию в семье, воспитание родителей, но в наших силах популяризировать причины отклоняющегося поведения. Если известны основания девиантного поведения, значит можно и обеспечить пути решения данной проблемы, несмотря на ее масштаб.
Литература
- Васильев В.Л. Юридическая психология. — СПб.: Питер, 2006. — 656 с.
- Девиантное поведение в современной России: алкоголь, наркотики, молодежный экстремизм (концепции и исследования)/ Т. А. Хагуров, М. Е. Позднякова, В.Н.Ракачев, Л. Н. Рыбакова, Т.В.Чекинева, А.П.Резник, С.Ю.Любин, Е. А. Войнова, Н.В.Мелешко, Н. Е. Хагурова / – М.: Институт социологии РАН. 2014. – 200 с.
- Паткова Анастасия Руслановна. Подростковое проявление девиантного поведения // Вестник науки и образования. 2016. №1 (13). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/podrostkovoe-proyavlenie-deviantnogo-povedeniya (дата обращения 16.12.2019).
- Психология девиантного поведения : учеб.-метод. комплекс / Л. А. Азарова, В. А. Сятковский. — Минск : ГИУСТ БГУ, 2009. — 164 с.
- Психология девиантного поведения. Учебное пособие. Южно-Российский Гуманитарный Институт., — Ростов-на-Дону. – 2006 г. — 140 стр.