Конституцией Российской Федерации закреплено право каждого на труд и на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда [1]. Оплата труда, вопросы правового регулирования заработной платы являются наиболее сложными в науке трудового права. Среди основных принципов трудового права в статье 2 Трудового кодекса Российской Федерации закреплен принцип обеспечения права каждого работника на своевременную и в полном размере выплату справедливой заработной платы, обеспечивающей достойное человека существование для него самого и его семьи, и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда [2].
Правовые проблемы способов регулирования заработной платы на основе общепризнанных международных принципов регулирования заработной платы является очень важным, поскольку, на наш взгляд, должен способствовать реализации общих гарантий в сфере оплаты труда.
Отсутствие эффективной системы правовых средств и способов обеспечения права на справедливую заработную плату на законодательном, коллективно-договорном и локальном, индивидуально-договорном уровнях правового регулирования трудовых и производных от них отношений порождает острые вопросы.
Вопрос справедливой оплаты труда, остается актуальным для всех поколений независимо от их социального происхождения и статуса. Ведь уровень жизни в рыночных отношениях напрямую зависит от дохода, который мы имеем.
Представления о заработной плате связаны с объективно требуемым для воспроизводства рабочей силы и эффективного функционирования производства объемом жизненных средств, которые работник получает в стоимостной форме за свой труд, соответствующим достигнутому уровню развития производственных сил общества и воплощающимся в исторически сложившемся наборе потребительских благ и услуг, необходимых работнику и членам его семьи [3].
Заработная плата является наиболее действенной мотивацией работников к труду. Динамика экономического развития любого государства, благосостояние каждого жителя зависит от размера заработной платы.
Законодательно установлено, что размер заработной платы гражданина, работающего по трудовому договору, не может быть меньше принятого по стране минимального размера оплаты труда. С января 2019 года МРОТ составил 11280 рублей и сравнялся с уровнем прожиточного минимума с 1 мая 2018 года [4]. Значит, при полностью отработанном положенном времени в месяц работник может получать не менее этой суммы.
Результаты статистических опросов по средним заработкам на 01 января 2019 года выглядит следующим образом. В отличие от предыдущего года лидирующую позицию занимает Магаданская область, в котором средняя заработная плата составляет 101 662 руб. За ней следует ЧАО, в котором средняя заработная плата составило 96 930 руб. Третью позицию занял ЯНАО — 86 560 руб. Республика Саха (Якутия) занимает восьмую строчку с размером средней заработной платы – 65 881 руб. В целом по стране средняя зарплата равняется 42 595 руб. Самый низкий уровень средней зарплаты по России в 2019 г. (24 550 руб.) зафиксирован в Республике Дагестан [5].
Такая разность в различных субъектах РФ связана с разным экономическим развитием каждого из них. Например, в столичном регионе сосредоточено большое количество промышленных предприятий и основные финансовые центры. А, например, в Чукотском АО и Магаданской обл. расположены крупные компании, осуществляющие добычу полезных ископаемых: золота, серебра, каменного уголя и другие.
Государство стремится уровнять заработную плату, принимая различные меры, в том числе ставя вопрос о размерах заработной платы и созависимости их между руководителем и подчиненным, однако эффективных и действенных мер до сих пор не найдено. Найти истинный показатель удовлетворенности оплатой труда всех категорий работников представляется маловероятным. Объективно степень напряженности, сложности, загруженности, опасности и прочего не свести в один показатель, и как бы то не хотелось достойная оплата труда всегда останется вопросом сложным. Подсчет средней заработной платы не отражает реального положения дел с заработными платами по стране, так как она рассчитывается исходя из довольствия работников разного звена: управляющего (директора, топ-менеджеры, начальники и так далее) и рабочего (обычные рядовые работники). При увеличении заработной платы начальников разного уровня и при сохранении неизменной заработной платы у обычных работников статистика по средней показывает рост зарплаты, что в реальности не соответствует росту зарплат работников низшего звена, так как у них она остается неизменной. Для отображения более точной картины по уровням заработной платы необходимо учитывать модальное значение, а не усредненное[5].
Заработная плата – это системообразующее ядро любой эффективной социально-экономической системы, в котором переплетены политические, экономические, социальные, культурные и правовые аспекты.
Список литературы
- Конституция Российской Федерации принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. // Российская газета, 1993, 25 декабря (дата обращения: 01.10.2019).
- Трудовой кодекс Российской Федерации от 30 декабря 2001 (с последующими изменениями и дополнениями) // Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, №1 (ч.1), ст. 3 (дата обращения: 01.10.2019).
- Иванова И.А. Заработная плата – основная форма дохода трудового населения // Человек и труд. 2013. № 5 (дата обращения: 01.10.2019).
- Федеральный закон от 19 июня 2000 г. (с последующими изменениями и дополнениями) «О минимальном размере оплаты труда» // Собрание законодательства Российской Федерации, 2000, №26, ст.2729 (дата обращения: 01.10.2019).
- Средняя зарплата в России по регионам в 2019 году// http://fincan.ru/articles/71_srednyaja-zarplata-v-rossii-po-regionam-v-2019-godu/. (дата обращения: 01.10.2019).