Универсальные учебные действия – это обобщенные действия, открывающие возможность широкой ориентации учащихся, – как в различных предметных областях, так и в строении самой учебной деятельности, включая осознание учащимися ее целевой направленности, ценностно-смысловых характеристик.
При этом именно личностные универсальные учебные действия, сформированные в соответствии с ФГОС НОО, позволяют личности определять социально востребованные задачи как значимые.
Личностные универсальные учебные действия обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию обучающихся (умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, знание моральных норм и умение выделить нравственный аспект поведения) и ориентацию в социальных ролях и межличностных отношениях.
Личностные универсальные учебные действия обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию учащихся (умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, знание моральных норм и умение выделить нравственный аспект поведения) и ориентацию в социальных ролях и межличностных отношениях. Применительно к учебной деятельности следует выделить три вида действий:
- самоопределение(личностное, профессиональное, жизненное);
- смыслообразование- установление учащимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом, другими словами, между результатом учения, и тем, что побуждает деятельность, ради чего она осуществляется. Ученик должен задаваться вопросом о том, “какое значение, смысл имеет для меня учение”, и уметь находить ответ на него.
- нравственно-этического оцениваниеусваиваемого содержания, исходя из социальных и личностных ценностей, обеспечивающее личностный моральный выбор.
Личностные УУД:
- действие смыслообразования (интерес, мотивация);
- действие нравственно-этического оценивания (“что такое хорошо, что такое плохо”);
- формирование личного, эмоционального отношения к себе и окружающему миру;
- формирование интереса к себе и окружающему миру (когда ребенок задает вопросы);
- эмоциональное осознание себя и окружающего мира;
- формирование позитивного отношения к себе и окружающему миру;
- формирование желания выполнять учебные действия;
- использование фантазии, воображения при выполнении учебных действий [4].
Кейс-технология – современная образовательная технология, в основе которой лежит анализ какой-то проблемной ситуации. Она объединяет в себе одновременно и ролевые игры, и метод проектов, и ситуативный анализ . Кейс может содержать: пакет учебной литературы, задания по определенной теме, различные электронные материалы.
Кейс-технология – современная образовательная технология, в основе которой лежит анализ какой-либо проблемной ситуации. Она объединяет в себе одновременно и ролевые игры, и метод проектов, и ситуативный анализ, и беседу, дискуссию [1, с.368].
В кейс-технологии особую роль играет беседа, дискуссия. Беседа — основная форма развития общения, которая часто применяется в начальной школе. В ходе беседы учитель учит ребенка вырабатывать навыки речи в коллективе. В процессе дискуссии создаются ситуации, побуждающая учащихся к активности, позволяющей выходить за пределы заданного [2, с.14].
Опытно–экспериментальная работа проводилась в 2017-2018 учебном году в 3-ем классе Покровской средней школы №1 Хангаласского района. С целью получения информации об изучаемой проблеме были использованы апробированные в педагогике и психологии методики: тестирование, опрос, наблюдение за детьми.
Анкета «Оценка школьной мотивации» Цель: выявить отношение детей к школе, учебному процессу, эмоциональное реагирование на школьную ситуацию.
Анализ уровня развития подтвердил актуальность проблемы и необходимость подбора кейс-технологии с целью развития личностных УУД учащихся на уроках математики.
Проблемой нашего исследования является определение уровня развития личностных УУД до кейс- технологии, направленных на развитие личностных УУД. Для повышения личностных УУД посредством кейс- технологии была проведена экспериментальная работа.
Анализ уровня развития подтвердил актуальность проблемы и необходимость подбора кейсов с целью развития личностных УУД учащихся на уроках русского языка. Учитывая возрастные и индивидуальные особенности и все ранее перечисленные условия, мы разработали урок русского языка с кейс- технологией. Урок прошел в виде исследовательского кейса. Все это способствовало развитию и поддержанию личностных УУД поскольку дети думают, рассуждают, решают, обсуждают, находят информацию, а не узнают в каждой ту которую решали раньше.
После формирующего эксперимента преобладать стал второй уровень личностных УУД — 40%. Третий уровень снизился на 15% и составил 25%. Четвертый уровень снизился на 5% и стал составлять 15%. А первый и пятый уровни остались без изменения. Выявилась положительная динамика развития личностных УУД. В контрольном классе уровни личностных УУД остались практически без изменений. После проведения эксперимента, можно сделать вывод, что на личностную УУД можно влиять, изменяя её в положительную сторону. Таким образом, результаты опытной работы свидетельствуют об эффективности проведенной работы. Из этого можно сделать вывод, что правильная, интересная организация учебных занятий повышает личностную УУД.
В результате систематического применения кейс- технологии развитие личностных УУД, а именно смыслообразование активизировалась, качество заметно повысилось. Таким образом, экспериментальная работа, проведённая нами, позволяет сделать вывод, что система кейс- технологий, используемых в процессе обучения, способствует развитию личностных УУД у младших школьников.
Литература
- Полат Е.С. Современные педагогические и информационные технологии в системе образования : учебное пособие для студ. вузов / Полат Е.С. ; Бухаркина М.Ю. — 2-е изд., стер. — М: Академия, 2008. — 368 с.
- Пожитнева В.В. Кейс-технологии для развития одаренности//Химия в школе.-2008.-№4.-С.13-17.
- Пырьева В. В. Кейсовая технология обучения и ее применение при изучении темы «Алгоритмы» // Информатика и образование. – 2009. -№ 11,С.25-28.
- Ягодкина И. П. Диагностика сформированности личностных универсальных учебных действий в рамках введения ФГОС, [Электронный ресурс] Режим доступа: http://xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai/%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B8/622177/.
References
- Polat E. S. Modern pedagogical and information technologies in the education system: a textbook for students. universities / Polat E. S. ; Bukharkina 2 — e Izd., erased. — M: Academy, 2008. — 368 p.
- Pajitnov V. Case-technology for development of giftedness//Chemistry at school.-2008.- №4.- P. 13-17.
- Pyreva V. V. Case study technology and its application in the study of the topic «Algorithms» / / Informatics and education. — 2009. No. 11,Pp. 25-28.
- Yagodkina I. p. Diagnostics of formation of personal universal educational actions in the framework of the introduction of the GEF, [Electronic resource] access Mode: http://xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai/%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B8/622177/
© Л.В. Сокорутова, М.И. Неустроева, 2018