ОБЩЕНИЕ И ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ СТУДЕНТОВ-ПЕДАГОГОВ

3 ноября 10:11
Сегодня молодому специалисту-педагогу государство предъявляет требования быть конкурентоспособным, компетентным, коммуникабельным и мобильным. Соответствовать данным требованиям и характеристикам трудно без способности к общению и готовности к взаимодействию в обществе.

Процесс социализации, как усвоение и активное воспроизводство индивидом социального опыта, осуществляется в процессе общения и взаимодействия с другими людьми [3, с. 359]. Проблема психического здоровья и его влияния на социальное поведение человека приобретает в связи с этим особую актуальность.

Вся деятельность человека и его самосознание определяются тем, какие социальные роли он выполняет. Нередко между ролевым ожиданием и ролевым исполнением возникают противоречия, что может приводить к развитию ролевых конфликтов [2, с. 102-110].

Практическое исследование вопроса заключалось в опросе молодых и взрослых людей по методике французского психолога Лиз Бартоли «Какую роль Вы играете в фильме своей жизни?». Цель теста заключается в определении ролевого поведения и соответствующего ему отношения человека к собственной жизни. Автор определила четыре типа роли и отношения к жизни. Статиста характеризуют нерешительность, тревожность и подверженность фрустрации, внутренние противоречия и недоверие самому себе и другим людям.

Исследование ролевого поведения







Роль личности Молодые люди Взрослые люди
Актер 7 (35%) 9 (45%)
Режиссер 3 (15%) 8 (40%)
Статист 5 (25%) 1 (5%)
Зритель 5 (25%) 2 (10%)
Всего 20 (100%) 20 (100%)


Результаты тестирования показали, что выбор большинства взрослых людей (85% из 100) и половины группы молодых людей (50%) связан с ролями актер и режиссер. Следовательно, данные респонденты находятся в гармоничном, здоровом состоянии с самим собой и довольны своим жизненным выбором. С менее благополучной психологической характеристикой роли статиста и зрителя проявились у другой половины молодежи и значительно меньше в группе взрослых людей (15%). Ролевое поведение статиста и зрителя у молодых людей.

Гендерные особенности ролевого поведения







Роль личности Девушки

(18-25)
Юноши

(18-25)
Женщины

(35-55)
Мужчины

(35-60)
Актер 4 (40%) 3 (30%) 4 (40%) 5 (50%)
Режиссер 2 (20%) 1 (10%) 5 (50%) 3 (30%)
Статист 1 (10%) 4 (40%) 0 (0%) 1 (10%)
Зритель 3 (30%) 2 (20%) 1 (10%) 1 (10%)
Всего 10 (100%) 10 (100%) 10 (100%) 10 (100%)


Гендерный анализ ролевого поведения и отношения к жизни показал, что девушки и женщины в целом более реалистичны и самостоятельны, у них развиты воля и стремление «управлять своей судьбой». Большинство мужчин также реалистичны, показывают способность наслаждения жизнью, однако, более чем женщины подвержены внутренним противоречиям и фрустрации. Настораживает ролевое поведение юношей. Большинство юношей проявили нерешительность и предпочтение откладывать решающее действие «на потом».

Социальные роли – это условие и результат процесса социализации человека, формы проявления и развития личности. Ролевое поведение заключается в разнообразном сочетании ролей и индивидуальности личности исполнителя. В ходе социализации индивид самостоятельно вырабатывает представление о ролевом поведении. Отношение к жизни женщин по сравнению с мужчинами является более реалистичным и решительным. Отличие социализации молодежи от взрослых обусловлено недостаточной интеллектуальной свободой и материальной зависимостью.

Главная цель социализации человека заключается в формировании его психического здоровья. Психическое здоровье определяет ценностные ориентации, качество жизни и деятельности человека [1, с. 36]. Преобразование неблагополучного ролевого поведения необходимо начинать с осознания поведения в реальности. Благополучные роли режиссера и актера базируются на волевом поведении человека, адекватной самооценке и уровне притязаний, которые определяют уверенность человека в самом себе, достижение поставленных целей и, в целом, позитивное отношение к себе и своей жизни [4, с. 20].

Библиографический список:

  1. Винокурова А.А., Михалева А.Б. Ценностные ориентации современных студентов // Актуальные проблемы развития личности в онтогенезе. — Киров, 2014. — С. 33-36.
  2. Комаров М.С. Введение в социологию: учебник для вузов. – М.: Наука, 1994. – 317 с.
  3. Краткий психологический словарь / Ред.-сост. Л.А. Карпенко. – Ростов н/Д: изд-во «Феникс», 1998. – 512 с.
  4. Михалева А.Б. Проблема воли в российской психологии // Научные труды SWorld, 2013. – Т.23. – № 3. – С. 20-24.

References:

  1. Vinokurova A.A, Mikhaleva A.B. Valuable orientations of modern students/Actual problems of personality development in ontogenesis. — Kirov, 2014. — P. 33-36.
  2. Komarov M.S. Introduction to sociology. — M.: Science, 1994. — 317 p.
  3. Short psychological vocabulary. — Rostov n/D: «Feniks», 1998. — 512 p.
  4. Mikhaleva A.B. The problem of will in Russian psychology // Scientific works SWorld. — 2013. — T. 23. — №3. — P. 20-24.