Так как в конце прошлого столетия Россия перешла на рыночную экономику, многие государственные учреждения стали осуществлять предпринимательскую деятельность. Это коснулось напрямую и государственных образовательных учреждений. Например, в рамках национального проекта «Образование» реализуются проекты «Цифровая образовательная среда», «Современная школа» и т.д. [1], которые нацелены на внедрение новых методик обучения и новых информационных технологий. Однако источники финансирования смешанные, поэтому образовательные учреждения активно ведут и предпринимательскую деятельность для того, чтобы соответствовать стандартам современного образовательного учреждения. Это осуществляется путем внедрения платных дополнительных образовательных услуг в школах и обучением на коммерческой основе в средних и высших учебных заведениях.
В связи с вышесказанным возникает вопрос: что имеется в виду под словосочетанием «предпринимательская деятельность»? Можно ли к ней отнести платные образовательные услуги, предоставляемые образовательным учреждением?
На этот вопрос отвечает ст. 2 Гражданского кодекса Российской Федерации (долее – ГК РФ). В ней говорится о том, что предпринимательскую деятельность осуществляют самостоятельно на свой риск и систематически получают с нее прибыль [2].
Ответив на вопрос: «что такое предпринимательская деятельность?», нельзя не уделить внимание и ее основным признакам.
Исходя из положений ГК РФ, одним из главных признаков предпринимательства является регулярное получение прибыли. Прибылью в данном случае считается доход, который превысил первоначально вложенную сумму. Примечательно то, что предпринимательской деятельностью считается только та, в которую был вложен первоначальный капитал. Если же лицо получает доход на работе, при этом не произведя никаких затрат, то эта деятельность не считается предпринимательской и оплата является результатом продажи своей рабочей силы.
Следующим важным признаком является то, что предприниматель сам несет всю материальную ответственность и занимается предпринимательской деятельностью на свой риск. Иными словами, не всегда можно получить доход. Например, вложив определенную сумму в качестве первоначального капитала, предприниматель может не только не заработать эти деньги, но и остаться в убытке. То есть в данном случае он в полной мере несет материальную ответственность.
Также предпринимательская деятельность осуществляется не эпизодично. Это означает, что предоставление товара либо оказание услуг один или несколько раз не является предпринимательской деятельностью, так как последняя должна вестись на постоянной основе.
Таким образом, деятельность может считаться предпринимательской только в том случае, если она обладает всеми вышеперечисленными признаками.
Говоря о предпринимательской деятельности в образовательных учреждениях, можем ссылаться на ст. 49 и ст. 50 ГК РФ, в которых говорится о том, что образовательные учреждения имеют право осуществлять предпринимательскую деятельность, так как в итоге они достигают ту цель, ради которой были созданы. Делая выводы, можно утверждать, что, используя свое имущество, образовательные учреждения получают регулярный доход. Это говорит о том, что есть все признаки предпринимательской деятельности.
Однако далее возникает вопрос о статусе имущества образовательных учреждений. Кому принадлежит доход, полученный в результате его использования? Собственнику имущества либо образовательному учреждению? Следует сказать о том, что субъектом предпринимательской деятельности может являться и государственное образовательное учреждение. Поскольку оно ведет предпринимательскую деятельность и получает регулярную прибыль, то от коммерческих образовательных учреждений его статус не отличается. Но есть одно отличие: если для коммерческого образовательного учреждения получение прибыли является главной целью, то для государственного – второстепенной. Основной же целью принято считать реализацию образовательной программы [3].
Согласно ст. 48 ГК РФ, образовательное учреждение в данном случае является юридическим лицом, выступающим от собственного имени в гражданском обороте для того, чтобы были достигнуты поставленные цели.
Не лишним будет указать и то, что образовательное учреждение участвует в гражданских правоотношениях. Например, заключает договоры с учреждениями, осуществляющими оказание услуг по энергоснабжению, теплоснабжению, ремонтным работам и т.д., более того приобретает различные материалы и оборудование для работы. И, исходя из последнего, можем сказать, что в данном случае образовательное учреждение осуществляет деятельность, направленную на реализацию образовательных программ, то есть она не нацелена на получение прибыли, а значит, не является предпринимательской.
Так, мы можем отметить, что образовательное учреждение может быть как субъектом предпринимательской деятельности, так и некоммерческой организацией (юридическим лицом).
Согласно ранее указанной ст. 48 ГК РФ и в первом, и во втором случае образовательное учреждение является юридическим лицом, которое имеет определенное имущество и отвечает им по всем обязательствам. Оно может от первого лица осуществлять все имущественные и личные неимущественные права.
В период осуществления предпринимательской деятельности образовательное учреждение особенно должно обращать внимание на ст. 296 ГК РФ, в которой говорится о том, что учреждение имеет право использовать имущество, закрепленное за ним, в тех целях, с которыми ведется его деятельность, с согласия собственника. Также статья содержит и положение о том, что собственник имеет право вернуть себе излишнее имущество либо, если оно используется не по назначению. После изъятия он самостоятельно распоряжается своим имуществом.
Помимо ГК РФ, осуществление предпринимательской деятельности регламентируется Федеральным законом № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях». В ст. 2 говорится о том, что некоммерческие организации могут создаваться в целях достижения различных общественных благ.
Ст. 24 этого же Закона гласит о том, что некоммерческие организации имеют право осуществлять предпринимательскую деятельность, так как это помогает в достижении определенных целей и задач, ради которых она создана [4]. Законодатель определил пределы осуществления предпринимательской деятельности. Исходя из этого, мы видим, что некоммерческие организации могут осуществлять практически любую деятельность, приносящую прибыль. По нашему мнению это не совсем верно по той причине, что на участие учреждения в предпринимательских отношениях не требуется согласия собственника, но, при этом, нести ответственность по его долгам придется субсидиарно.
В данном случае, на наш взгляд, необходимо внести поправку с ст. 24 ФЗ «О некоммерческих организациях». Следует указать, что государственное образовательное учреждение может осуществлять предпринимательскую деятельность только в тех пределах, которые установил собственник данного учреждения.
В целом, если говорить о возможности ведения предпринимательской деятельности в образовательных учреждениях, то такая возможность у них впервые появилась после принятия Закона РФ «Об образовании» от 10.07.1992 № 3266-1[5]. Более того, этот закон позволил образовательным учреждениям вести внешнеэкономическую деятельность и иметь банковский счет.
Касаемо вопроса о распоряжении доходов, полученных в результате предпринимательской деятельности, в ст. 299 ГК РФ говорится, что эти средства поступают в управление учреждения на обеспечение его нужд. Но нередки случаи, когда данная статья не бралась во внимание и заработанными средствами распоряжались по своему усмотрению, а не так как было необходимо. Это говорит о том, что в наше время все еще нет достаточного контроля за финансовым оборотом, осуществляемым в государственных образовательных учреждениях.
Подводя общие итоги нашего небольшого исследования, можем сказать, что, не смотря на право вести предпринимательскую деятельность, государственные образовательные учреждения не могут самостоятельного распоряжаться средствами, заработанными в результате осуществления предпринимательской. Это обусловлено тем, что имущество им принадлежит на праве оперативного управления. То есть предпринимательская деятельность осуществляется в пределах, которые установил закон, а так же при наличии согласия собственника.
Литература
- Национальный проект «Образование» (утв. президиумом Совета при Президенте РФ по стратегическому развитию и национальным проектам, протокол от 24.12.2018 № 16) // https://edu.gov.ru/national-project -сайт Министерства просвещения Российской Федерации.
- «Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая)» от 30.11.1994 № 51-ФЗ (ред. от 16.12.2019) // Собрание законодательства РФ. 05.12.1994. № 32, ст. 3301.
- Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ (ред. от 27.12.2019) // Собрание законодательства РФ. 31.12.2012. № 53 (ч. 1), ст. 7598.
- Федеральный закон «О некоммерческих организациях» от 12.01.1996 № 7-ФЗ (ред. от 02.12.2019) // Собрание законодательства РФ. 15.01.1996. № 3, ст. 145.
- Закон РФ «Об образовании» от 10.07.1992 № 3266-1 (утратил силу с 01.09.2013) // Собрание законодательства РФ. 15.01.1996. № 3, ст. 150.
Literature
- The National Education Project (approved by the Presidium of the Presidential Council for Strategic Development and National Projects, Minutes No. 16 dated 12.24.2018) // https://edu.gov.ru/national-project -site of the Russian Ministry of Education Federation.
- “Civil Code of the Russian Federation (part one)” dated November 30, 1994 No. 51-FZ (as amended on December 16, 2019) // Collection of legislation of the Russian Federation. 12/05/1994. No. 32, Article 3301.
- The Federal Law “On Education in the Russian Federation” dated December 29, 2012 No. 273-FZ (as amended on December 27, 2019) // Collection of legislation of the Russian Federation. 12/31/2012. No. 53 (Part 1), Article 7598.
- The Federal Law «On Non-Profit Organizations» dated 12.01.1996 No. 7-FZ (as amended on 02.12.2019) // Collection of legislation of the Russian Federation. 01/15/1996. No. 3, Article 145.
- The law of the Russian Federation “On education” dated 10.07.1992 No. 3266-1 (no longer valid from 01.09.2013) // Meeting of the legislation of the Russian Federation. 01/15/1996. No. 3, Article 150.