Современный быстро развивающийся мир создает все необходимые условия для развития образовательной системы. Ввод системы образования, состоящей из ступенек, реализация федеральных государственных образовательных стандартов показывают, что необходимо использование совершенно новой, интерактивной формы организации обучения. При этом, нужно отметить, что многие методические инновации связаны с реализацией данного метода, так как именно такое направление обладает наибольшим потенциалом для выполнения социального заказа общества на этапе информационного развития. Обучающиеся должны не только получать определенные знания, умения и навыки, но и приобретать опыт творческой деятельности и необходимые качества личности, такие как самостоятельность, умение работать в коллективе, ответственность, мобильность, креативность, инициативность, избирательность. Важно формирование у обучающихся критического отношения к информации, умений принимать правильные и разумные решения, умений нестандартно мыслить в различных ситуациях, а также необходимо сказать о воспитании чувств солидарности, общности с другими людьми.
Итак, по определению, интерактивные методы обучения – это такая организация процесса обучения, в которой необходимо участие ученика в коллективном, взаимодополняющем, основанном на взаимодействии всех его участников процессе обучения [1, с.122].
Следовательно, методы основываются на схемах взаимодействия «учитель-ученик» и «ученик-ученик». То есть не только учитель привлекает детей к процессу обучения, но и сами обучающиеся, взаимодействуя друг с другом, влияют на мотивацию каждого участника процесса. В данной ситуации учитель лишь выполняет роль помощника и его главная цель в образовательном процессе— создать все необходимые условия для проявления максимальной инициативы у учеников [2, с.145].
Само слово «интерактив» пришло в русский язык из английского. Его дословный перевод означает «взаимный» (inter) и «действовать»(act). Понятие в нашем случае выражает способность находиться в состоянии диалога, беседы или же взаимодействовать с кем-либо (например, с учителем), а также с чем-либо (например, с компьютером) [3, с.88].
Особенностью подобного метода обучения является то, что он позволяет задействовать не только сознание ученика(студента), но и его чувства, эмоции, волевые качества, то есть его внутренний мир, а также творческую составляющую. Это позволяет значительно увеличить процент усвоения материала, ведь человек находится во взаимодействии с окружающими его людьми и вещами. Обучающийся становится полноправным участником процесса восприятия, а его индивидуальный опыт без исключения является основным источником учебного познания. Активность преподавателя уступает место активности обучаемых, а задачей педагога становится создание условий для проявления их активности. В пример можно привести всем известный «мозговой штурм», работу в больших и малых группах, интерактивные лекции, с использованием мультимедийных технологий, дискуссии, обучающие игры, кейс-метод, всеразличные тренинги, дистанционное обучение, метод проектов, внеаудиторные методы, проведение онлайн тестирования в аудитории, творческие задания, симпозиум, переговоры, медиация, групповую работу с книжными иллюстрациями, а также совместное обсуждение просмотренного видеофильма или прослушанной аудиозаписи [2, с.145].
Рассмотрим более подробно основные интерактивные методы обучения ниже:
Мозговой штурм — состоит из объемного потока быстрых вопросов и ответов, или предложений и идей по заданной теме, при котором анализ правильности/неправильности производится после проведения штурма.
Круглый стол (дискуссия, дебаты) — групповой вид метода, которые предполагает коллективное обсуждение учащимися проблемы, предложений, идей, мнений и совместный поиск решения.
Деловые игры (в том числе ролевые, имитационные, луночные) — достаточно популярный метод, который может применяться даже в начальной школе. Во время игры учащиеся играют роли участников той или иной ситуации, примеряя на себя разные профессии.
Аквариум — одна из интересных разновидностей деловой игры, напоминающая больше реалити-шоу. При этом заданную ситуацию обыгрывают 2-3 участника. Остальные наблюдают со стороны и анализируют не только действия участников, но и предложенные ими варианты, идеи.
Метод проектов — самостоятельная разработка учащимися проекта по теме, его подготовка и дальнейшая защита.
Творческие задания могут включать в себя составление ребусов, кроссвордов, шарад, красочных схем и объемных моделей, а также сочинение сказок и последующее представление созданного другим участникам.
Тренинг как правило ведет к получению целенаправленного индивидуального опыта, изменяющего мышление и поведение человека, а также помогает развить умения и навыки.
Интерактивный урок с применением аудио- и видеоматериалов, информационно-коммуникационных технологий заключает в себе тесты на компьютерах в онлайн режиме, работу с электронными учебниками, пособиями и справочниками, обучающими программами, учебными сайтами.
Кластеры, сравнительные диаграммы, пазлы —направлены на поиск ключевых слов и проблем по определенной мини-теме, сбора частей в единое целое.
Учебный процесс в интерактивном процессе организован таким образом, что практически все обучающиеся оказываются вовлеченными в процесс познания, они имеют возможность понимать и рефлексировать по поводу того, что они знают, что думают, что запомнилось больше всего.
Необходимо остановится на том, что интерактив состоит из нескольких этапов проведения занятия: подготовительный(организационный) момент, вступление (обозначение целей и задач, необходимое информирование), основная часть (выражение позиций участников, коммуникация между сегментами образовательного процесса), выводы (рефлексия, концентрация внимания на эмоциональной части)
Принципы работы на интерактивном занятии как правило включают в себя следующее: занятие – общая работа в интересной запоминающейся форме; все участники одинаковы и равны несмотря на возраст, социальное положение; каждый участник имеет право на выражение собственного мнения по интересующему вопросу; явной критике может быть подвергнута только идея, а не личность; все обсуждаемое на занятии есть не что иное как информация к дальнейшему размышлению.
Стоит отметить, что особенность данных методов – это несомненно высокий уровень взаимно направленной активности субъектов взаимодействия, эмоциональное, духовное единение всех участников образовательного процесса. Если же будем обращаться к традиционному виду обучения, то оно не даст таких высоких результатов как интерактивный метод обучения. [4, с.171]. При этом обучающихся в технологии не должно быть много. Количество участников и качество обучения в данном случае может оказаться в прямой зависимости. Наиболее оптимальный вариант количества участников – двадцать пять человек.
Но несмотря на плюсы данного метода обучения, все же есть отрицательные моменты, а именно: есть риск столкновения личных амбиций между учениками или студентами; требуется высокая компетентность педагога (тьютора); продолжительность занятия может быть увеличена в связи с организационными моментами [5, с.21].
Подводя итоги, можно сказать, что интерактивное обучение решает несколько задач, среди которых основной и наиболее значимой является развитие коммуникативных навыков и умений обучающихся, помимо этого интерактивное обучение снимает нагрузку с учеников, а также помогает установлению эмоциональных контактов между учащимися, постепенно приучает работать в команде. Важно отметить, что применение интерактивных методов позволяет пробудить и оживить интерес к знаниям, формирует мотивацию и положительное отношение к предмету.
Список литературы
1.Кузнецов А.Р. Использование интерактивных технологий в гражданском образовании и воспитании обучающихся//Конференциум АСОУ: сборник научных трудов и материалов научно-практических конференций. — 2017.— С.124 //[Электронный ресурс]//Режим доступа: https://elibrary.ru/item.asp?id=30507948 (дата обращения 14.12.2019)
2.Суворова А.В. Классификация интерактивных технологий обучения в системе образования//Актуальные вопросы экономики и агробизнеса. — 2018— С.144-148//[Электронный ресурс]//Режим доступа: http://www.bntu.by/images/stories/mido/ntik5/glavnitskaya1.pdf (дата обращения 11.12.2019)
3.Житкова Ю.С., Зыбина А.В. Применение интерактивных средств обучения в работе педагога//Современные тенденции в науке, технике, образовании. — 2018. — С.88-90//[Электронный ресурс]//Режим доступа: https://elibrary.ru/item.asp?id=32861617 (дата обращения 9.11.2019)
4.Суворова А.В. Применение интерактивных методов обучения в системе высшего профессионального образования//Образовательные и воспитательные стратегии в современном обществе: Материалы первой Международной научно-практической конференции. — 2016. — С.169-173//[Электронный ресурс]//Режим доступа: https://elibrary.ru/item.asp?id=26217185 (дата обращения 10.12.2019)
5.Дорофеева Т.Г. Интерактивные методы преподавания в вузе//Актуальные проблемы теоретической прикладной лингвистики. -2017-С.20-23//[Электронный ресурс]//Режим доступа: https://elibrary.ru/item.asp?id=30507948 (дата обращения 14.12.2019)