Известно, что органы местного самоуправления занимаются локальными проблемами в пределах конкретного муниципального образования и реализовывают полномочия местного значения, закрепленных за ними, также переданные полномочия в более индивидуальном порядке. Такая форма осуществления власти народом – населением муниципального образования – прямо выражает волю и интересы местных жителей.
Конституцией РФ определено, что местное самоуправление не входит в систему органов государственной власти, и соответственно, признана самостоятельность муниципалитетов. Однако, это не означает полную обособленность власти на местном уровне от вышестоящей власти, в любом случае, полномочия утверждаются на федеральном и региональном уровне. Отметим, что самым ключевым моментом является факт санкционирования актов органов местного самоуправления государством, исходя из принципов единой государственной политики, принимаемые и реализуемые нормативно-правовые акты на всех уровнях не должны противоречить друг другу. Неоспоримо что, федеральные и региональные нормативно-правовые акты имеют большую силу потому, что в отличие от государственной власти местное самоуправление не обладает суверенитетом, является подзаконной властью и по сути издают подзаконные нормативные акты.
Соответственно, чтобы наиболее эффективно реализовывать функции местного самоуправления необходимо добиваться достаточно высокого уровня правовой культуры не только государства в целом, но и на территории муниципальных образований.
Почему именно правовая культура является важным фактором в организации самоуправления?
Согласно вверенным обязанностям органов местного самоуправления можно выделить такой нюанс – муниципалитеты ответственны перед населением, с одной стороны, и ответственны перед государством, с другой стороны. Иными словами, надлежащие органы должны уметь «балансировать» между нормами законодательства, исполняя волю народа, быть первичным связующим звеном в диалоге между гражданами и властью, и правовая культура намного облегчает работу в данном направлении. Ведь когда, например, представительный орган местного самоуправления, обычно это Совет депутатов, разрабатывает и принимает нормативно-правовые акты, важно не допустить противоречия с действующим законодательством вышестоящих уровней. А как иначе, лавировать между дозволениями и запретами этих самых норм, правовых обоснований своих действий, инициатив, если банально не знать и не интересоваться законотворчеством, самими законами, актами, их изменениями, об особенностях правоприменения и мерах ответственности за их нарушение, без какого-либо среднего понятия о праве и не имея надлежащей базы знаний о позитивных нормах.
Рассмотрим вопрос со стороны структурной организации органов местного самоуправления.
Про необходимость повышения правовой культуры именно муниципальных служащих проведено множество дискуссий, и можно сказать, что по итогам этих обсуждений, — и научных, и общественных, — найдена «болевая точка» низкого уровня правовой культуры – злоупотребление полномочиями вследствие незнания или игнорирования принципов юридической ответственности.
Муниципальный служащий должен осознавать и крайне нетерпимо относиться к злоупотреблению полномочиями. Нарушение этих правил как проявление неуважения к правам человека, праву должно неукоснительно приводить к наступлению юридической ответственности [1, с. 113].
Не снимая важности правого просвещения с муниципальных служащих, необходимо обратить внимание на то, что выборные должности отличаются от должностей муниципальной службы требованиями к кандидатам и действующим лицам. Если муниципальные служащие замещают должности на основе трудовых отношений с местной администрацией, и имеют касаемо каждой штатной единицы отдельные должностные инструкции и экономические рычаги воздействия посредством наличия и отсутствия стимулирующих доплат к денежному содержанию, то у большинства выборных должностей таких, как члены депутатского корпуса, денежного вознаграждения может и не предусматриваться, особенно в небольших муниципальных образованиях. Это дает некую свободу в деятельности представительных органов, ведь они назначены населением путем прямого доверия, благодаря своей активной гражданской и патриотической позиции и не всегда могут иметь соответствующее образование или уровень достаточной правовой культуры, чтобы в полной мере осознавать ответственность перед именно законами.
Конечно, сравнивать уровень правовой культуры выборных лиц разных масштабов, к примеру, состава городских депутатов и депутатского корпуса отдельно взятых улусов, районов, не совсем корректно. Тут речь идет в основном о множестве небольших муниципалитетов, в частности городских и сельских поселений.
Урбанизация вносит свои коррективы в вопросе управления такими муниципальными образованиями — в последнее время наметилась острая кадровая нехватка специалистов, мы наблюдаем падение общей правовой культуры у населения, в том числе граждан, избирающихся на выборные должности.
Но принципы юридической ответственности таковы, что несмотря, на возможные специфические особенности муниципального образования таких, как отдаленность, малокомплектность и наличие некой информационной отсталости, как в половине улусов Якутии, особенно в наслегах, все полномочные лица равны перед нормами права и равны в несении ответственности. Поэтому, пренебрегать правовым просвещением и воспитанием не стоит независимо от характера управления муниципалитетом – и на основе представительства населения, и на основе исполнительно-распорядительных отношений.
Динамичность законодательных процессов – принятие законов, изменение и признание недействительными, в том числе и отдельно взятых положений – создает самое широкое поле для правового просвещения. В случае, если уровень правовой культуры остается невысоким, в силу упущения этих самых актуализаций законов, то наступление юридической ответственности не заставляет себя ждать.
К примеру, согласно пункту 1 части 10 статьи 35 Федерального закона от 06.10.2003 №131 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в компетенции представительного органа находится принятие устава муниципального образования и внесение в него изменений и дополнений. Для того, чтобы вовремя актуализировать устав, необходимо отслеживать вышестоящее законодательство, упущение таких моментов грозит протестами или представление об устранении нарушений законодательства надзорных органов, вплоть до применения штрафных и иных административных санкций, и так по порядку полномочий, для утверждения местного бюджета нужно быть в курсе изменений в сфере бюджетного законодательства и т.д.
В отношении механизмов повышения правовой культуры, предлагаемые методы сводятся в том, что нужно использовать пропаганду, вызвать интерес к правовому просвещению, к изучению основ права. Инструментами достижения высокого уровня правовой культуры могут являться правовые информационные системы [2, с. 89], периодические и непериодические печатные издания, также возможно регулярно организовывать взаимодействие с профессиональными юристами в виде семинаров любого формата. Способов в современном мире множество. Самое главное – осознать важность правовой культуры для человека, для гражданина и общества.
Отдельно выделяя органы местного самоуправления, вспомним, что именно они организовывают публичную власть на первичном уровне. В целом, с позиции единого государства – от множества муниципальных образований зависит общий уровень правовой культуры в Российской Федерации. Чем больше муниципалитет уделяет внимание правовой культуре, тем больше муниципальная власть пользуется авторитетом у граждан, и наоборот [3, с. 58]. Низкий уровень доверия населения к органам местного самоуправления может повлечь за собой тенденцию формирования правового нигилизма, что ухудшит все аспекты деятельности самих управленцев и, в конечном итоге, дискредитирует государственный строй. Кроме того, без сомнения, будет падать эффективность работы муниципалитетов, предоставления муниципальных услуг и проведения соответствующего контроля без должных знаний о праве.
Как мы видим, ответственность органов местного самоуправления в достижении и поддержании высокого уровня правовой культуры без преувеличения высока, независимо от природы и характера управления и то, что это, в большей степени, требует осознанности, добровольности, без принуждения со стороны, важно об этом говорить, обсуждать и приводить к правовому развитию каждого участника управления муниципальным образованием.
Источники:
- Зимина С.Ю. Правовая культура муниципальных служащих: проблемы и перспективы развития // Правовая культура: научный журнал. Саратов: Всероссийский государственный университет юстиции, 2016. № 2 (25), с. 111-115.
- Попович О.Р. Актуальная проблема правового государства через призму правовой культуры органов местного самоуправления // Вестник КГУ: научный журнал. Курган: Курганский государственный университет, 2012. №4, с. 88-90.
- Савичев А.А. Проблемы развития правовой культуры населения на уровне местного самоуправления // Мониторинг правоприменения: научный, информационно-методический журнал. М.: РИНЦ, 2014. №4 (23), с. 55-58.