В настоящее время в российской высшей школе все более актуальными становятся проблемы профессиональной подготовки кадров. Учебные планы современных образовательных программ должны в большей степени ориентироваться не только на необходимый объем теоретических знаний, но и практических, связанных с самостоятельной трудовой деятельностью. В условиях быстрого развития технологий меняются требования работодателей к соискателям, что объясняет необходимость внимательного изучения тенденций на рынке труда для последующего выделения значимых для студентов компетенций и повышения качества образования в высших учебных заведениях. Изменения рынка занятости населения требует большей мобильности от соискателей и большего развития социальных компетенций выпускников учебных заведений [1].
Необходимо решить множество проблем, связанных с реальным уровнем развития конкретного региона. Реагируя на потребности рынка труда, сфера образования все более приобретает многоуровневый характер. Особо бурное развитие получает неформальное образование, которое активно начинает конкурировать с формальным образованием, а дополнительное с основным, которые, как правило, ориентированы на проблемы и интересы крупных организаций и предприятий [1].
Сфера труда требует подготовки нового выпускника вуза, способного к инновационной деятельности. Необходимость обновлять и расширять набор навыков сотрудников ставит перед крупными компаниями и предприятиями, заинтересованными в получении высококвалифицированных кадров, непростую задачу: создать максимально эффективную систему обучения. Несмотря на то, что это довольно сложные задачи, выполнить их вполне реально, если в компании выстроена особая корпоративная образовательная среда, которая реализуется в виде специализированных систем непрерывного профессионального образования. Такая среда не только приносит бизнесу измеримые результаты, но и соответствует интересам сотрудников, удовлетворяет их потребности в саморазвитии. Создание корпоративной образовательной среды — это долгий, тщательный, но очень важный процесс, благодаря которому снимается острый вопрос востребованности молодых кадров, а работодатели непосредственно участвуют в разработке содержания основных образовательных программ.
Вузом, в соответствии с пожеланиями предприятия заказчика, формируется целевой учебный план, по которым осуществляется подготовка студента. После окончания вуза молодой специалист возвращается на то предприятие, которое его направляло на обучение [3].
По мнению руководителей образовательных и научных учреждений Алтайского края, возникла необходимость сменить устаревший алгоритм: «статичный» специалист интегрируется в «статичное» производство, а «производство развивается вместе с компетентным специалистом».
Целевая подготовка студентов организуется с целью удовлетворения потребностей в высококвалифицированных кадрах предприятий, организаций и учреждений на основе трехстороннего договора между предприятием – вузом – студентом.
Вузом, в соответствии с пожеланиями предприятия заказчика, формируется целевой учебный план, включающий специальные учебные дисциплины, спецкурсы за счет вариативной части учебного плана и предметов по выбору, производственные практики на рабочем месте, по которым осуществляется подготовка студента [3].
В связи с этим на первый план выходит способность студента к самоорганизации, анализу существующей ситуации и целеполаганию, к прогнозированию и принятию ответственности за свою работу. Современный студент должен быть наделен большими возможностями для самостоятельной работы и развития личностных компетенций и гибких навыков [4].
С целью обеспечения качества подготовки студентов, соответствующей требованием рынка землеустроительных и кадастровых работ Алтайского края, необходимо учитывать основополагающие факторы, представить которые можно следующим алгоритмом:
- провидение мониторинга рынка труда и потребности экономики в профессиональных кадрах с учетом развития инноваций, услуг, экономики, видов и сегментов экономической деятельности;
- определение уровня профессионального образования кадров разной квалификации и профилей образования, требованиями экономики и общества и запросам рынка труда;
- выработка профиля образовательной программы, с обоснованием отличительных характеристик от существующих аналогов;
- разработка требований необходимого уровня профессионального образования и профиля подготовки к условиям реализации основных образовательных программ;
- формирование требований к основным образовательным программам, включая требования к подготовке выпускника вуза, через системы трудоемкости образовательной программы и изучаемых дисциплин базовой и вариативной частей, обеспечивающих компетенций, зачетных единиц, форм контроля и оценки достигнутых результатов, кадрового, учебно-методического, информационного, материально технического и другого необходимого ресурсного обеспечения, учитывая при этом передовые достижения науки, экономики , техники и культуры;
- формирование рекомендаций по обеспечению качества подготовки студентов, которые предполагают: проведение систематического мониторинга и оценку программ, уровня знаний обучающихся и компетентности преподавателей, разработку процессов, объективных критериев и показателей, соответствующих процедур оценки уровня качества образования выпускников;
- создание условий по совершенствованию механизма качественного отбора преподавателей, обеспечение условий для продуктивной и творческой работы, повышение квалификации и роста профессионального мастерства преподавательского состава, совершенствование организации и проведения образовательного процесса с учетом критериев качества, объективного контроля успеваемости обучающихся включая текущую, промежуточную и итоговую аттестацию;
- формирование базы оценочных средств: типовые задания, контрольные работы, тесты и др., необходимые для оценки знаний, умений и приобретенных компетенций;
- разработка и согласование совместно с работодателем требований к практической подготовке выпускника;
- разработка требований к ГИА выпускников, формирование рекомендаций и порядка защиты выпускной квалификационной работы, сдаче государственного экзамена;
- разработка требований к выпускным экзаменам по основным образовательным программам бакалавров и магистров [4].
При формировании профилей по направлению подготовки «Землеустройство» и «Управление недвижимостью», необходимо более полно охватывать основные виды землеустроительной и кадастровой деятельности, основываясь на тенденциях развития видов экономической деятельности и классификации услуг.
В настоящий момент в ФГБОУ ВО «Алтайский государственный гуманитарно-педагогический университет имени В.М. Шукшина»
список специальностей по основной профессиональной образовательной программе направления подготовки 21.03.02 «Землеустройство и кадастр» представлен следующими профилями: «Землеустройство» и «Управление недвижимостью».
Настоящий список профилей подготовки специалистов более требующийся на бирже труда Алтайского края. Представленный список профилей для программ по направлению «Землеустройство и кадастры» более чем убедительно представлен двумя укрупнёнными группами, а именно «Землеустройство» и «Управление недвижимостью».
Несмотря на то, что вышеприведенный список профилей не интерпретируется как фундаментальный, что показывает публичность и систематическую ликвидность как самой исполненной главной профессиональной образовательной программы, так и изменчивой комплектующей Федерального государственного образовательного стандарта по направлению подготовки «Землеустройство и кадастры».
На основании сказанного выше, можно подвести логичный итог о том, что это служит характерной специфической чертой образовательной деятельности в ФГБОУ ВО «Алтайский государственный гуманитарно-педагогический университет имени В.М. Шукшина» при подготовке высококлассифицированных специалистов для сферы землеустроительной и кадастровой деятельности, актуальных для рынка труда и экономики Алтайского края.
Список литературы
- Гаврилюк Л.Е. Модель формирования профессиональной готовности студентов технических вузов в процессе обучения геометро-графическим дисциплинам (на примере направления подготовки «Землеустройство и кадастры») // Известия Пензенского государственного педагогического университета имени В.Г. Белинского. – С. 439-445.
- Земельный кодекс Российского Федерации от 10.2001 № 136-ФЗ (ред. от 30.12.2015) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2016) / ред. Т. Дегтярева. – М.: Эксмо. – 240 с.
- Моделирование оптимальной обучающей технологии / ред. В.Б. Моисеев, Л.А. Найниш. – Пенза: ПГТА, 2010. – 84 с.
- Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 21.03.02 Землеустройство и кадастры (утвержден 01 октября 2015 г. № 1084). – 20 с.
- Федеральный закон от 18.06.2001 № 78-ФЗ (ред. от 13.07.2015) «О землеустройстве» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2016).
- Федеральный закон РФ «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ.