За последние годы Республика Дагестан столкнулась с масштабным проявлением комплекса взаимосвязанных политических, экономических и социально-гуманитарных проблем, обусловленных накоплением глубоких деформаций в производственной и социальной сфере и общественно-политических и социально-экономических отношениях. Часть этих проблем вызвана наследием советского периода, другие связаны с недостатками воспроизводственных процессов общественной системы, сложившихся в стране, третьи – проблемы, обусловленные спецификой региона.
Дагестан – это субъект РФ, регион с важным геостратегическим и привлекательным географическим положением. Республика располагает достаточным для преодоления бедности природно-ресурсным потенциалом и развитым человеческим капиталом. Однако, несмотря на это, по уровню социально-экономического развития здесь наблюдается значительное отставание от других регионов РФ.
Невольно напрашивается вопрос: почему в Дагестане люди в основной массе живут бедно? Однозначно ответить на него невозможно: причин слишком много.
Одна из причин такого разительного несоответствия между потенциальными возможностями республики и низким уровнем жизни ее населения — это крайне неэффективные экономические и социальные механизмы, формы и методы управления рыночными преобразованиями в РФ. Повсеместный спад производства в реальном секторе экономики, либерализация цен, заработной платы, торговли и финансовых рынков, неразбериха в законодательстве, экономический и нравственный хаос в обществе, чрезмерное ослабление роли государства в управлении страной — все это отрицательно сказалось на механизме, формах и методах перехода к рыночной экономике, способах приватизации государственной собственности [2, с. 174].
На фоне общего низкого уровня социально-экономического развития РД по сравнению со средними российскими показателями нарастают диспропорции в развитии отдельных территориальных зон, городов и районов республики. На фоне роста населения это приводит к продолжительному дефициту многих объектов социально-бытового и производственного назначения, в том числе с соответствующими современным стандартам условиями производства, труда и сервиса. К примеру, по последним данным Дагстата за ряд лет, по районам и городам республики удельные инвестиции в основной капитал (за исключением бюджетных средств) на одного жителя составили примерно от менее 500 руб. (р-ны Агульский, Акушинский, Гумбетовский, Ботлихский, Кайтагский, Курахский, Табасаранский, Рутульский, Сулейман-Стальский, Цумадинский и города Дагестанские Огни и Буйнакск) до более 10000 руб. (р-ны Унцукульский, Шамильский, и города Избербаш, Южно-Сухокумск) [1].
Длительное время совокупный экономический результат предприятий РД показывает отрицательное значение – сальдо прибылей и убытков в среднем отрицательное и составляет 6-9 млрд.руб. убытков ежегодно. В 2018 году сальдо прибылей и убытков организаций составило -5,2 млрд.руб., а за 6 мес. 2019 г – -9,6 млрд. рублей; высокие убытки начали показывать торговля (-6,3 млрд. руб. за 1 полугодие 2019 г.). Доля убыточных организаций в 1 полугодии составила 22,8% от их общего количества. Кредиторская задолженность предприятий в настоящее время составляет около 97 млрд. руб. (из которой 55,5 млрд. руб. — производство, передача и распределение электроэнергии), а просроченная задолженность – более 50 млрд. рублей [3].
Все перечисленные показатели сказываются на благосостоянии РД и повышают уровень бедности населения.
Рассмотрим динамику показателей уровня безработицы и бедности в РД с 2010 по 2018 гг., которая представлена в таблице 1.
Таблица 1 — Динамика показателей уровня безработицы и бедности в Дагестане (в % к предыдущему году) [1].
Годы Показатели |
2010 |
2011 |
2012 |
2013 |
2014 |
2015 |
2016 |
2017 |
2018 |
Уровень безработицы (числ-ть безработных в % к экономически активному населению) |
14,8 |
12,7 |
11,7 |
11,6 |
10,2 |
10,8 |
10,9 |
12 |
13,1 |
Уровень бедности населения (доля населения с доходами ниже прожиточного минимума) |
8,8 |
8,3 |
7 |
10,1 |
10,1 |
11 |
10,8 |
11 |
15,1 |
Согласно приведенным в таблице 1 данным, уровень безработицы имел высокое значение в 2010 году, а уже в 2014 году отмечается его спад до 10,2%. В последующие годы можно наблюдать рост данного значения, достигшего в 2018 гг. 13,1%.
Что касается уровня бедности населения республики, можно констатировать следующее: из данных таблицы видно, что данный показатель имеет тенденцию к снижению в период с 2010 по 2012 гг. Начиная с 2013 и вплоть до 2017 гг. уровень данного показателя плавно возрастал, и уже в 2018 году достиг весьма высокого значения — 15,1% (это около 470 тысяч человек!).
Значительно уменьшились реальные доходы населения – до 6-8% за полтора года и, соответственно, произошло снижение уровня жизни населения; увеличилась безработица – в настоящее время более 13% экономически активного населения республики; увеличилось число дагестанцев, которые находятся за чертой бедности — даже по данным официальной статистики 15,1% (это почти 470 тысяч человек!) [3].
РД нуждается в широких политических, экономических и институциональных реформах для выхода из текущего кризиса и достижения средних по РФ показателей социально-экономического развития регионов.
Перед республикой в настоящее время должны стоять три взаимосвязанные задачи:
- Разработать оперативные меры по стабилизации ситуации и преодолению нынешнего кризиса. Для ее решения необходимо, прежде всего, принять антикризисную программу и запустить стандартные антикризисные процедуры по изменению ситуации с доходами населения, а также в отраслях промышленности, строительства, торговли и т.д.
- В течение 3-5 лет создать основы новой системы устойчивого роста и развития, а также программы, направленные на повышение уровня экономического развития республики.
- Выстроить эффективную стратегию долгосрочного развития до 2030 г.
Подводя итоги, стоит констатировать следующее: при сохраняющемся высоком естественном приросте населения важнейшими проблемами в республике остаются постоянный недостаток рабочих мест (соответствующих запросам нынешней молодежи) и низкие доходы населения, в том числе и работающих граждан. Данные проблемы не решить за счет развития сельского хозяйства или туризма с их преимущественно сезонной занятостью, а также «вытеснения» части трудовых ресурсов в другие регионы страны. В данном случае, необходимо в ближайшие годы принять и реализовать систему государственных мер по формированию в обрабатывающих отраслях региона кластеров промышленных предприятий с повышенным уровнем трудоемкости, а также передовых технологий.
Таким образом, грамотно сформулированные цели, ясная программа действий во времени и пространстве, четко поставленные задачи должны способствовать поиску адекватных методов решения проблем РД, и эти методы будут гораздо эффективней, если они еще будут дополнены жесткими мерами персональной ответственности исполнителей.
Список использованной литературы
- Данные Дагстата. [Электронный источник]. – Режим доступа: https://dagstat.gks.ru/ (дата обращения: 20.11.2019).
- Магомедова Э.Р. Бедность в Дагестане: факторы и пути преодоления. // Вопросы структуризации экономики, 2017. – С. 170-180.
- Устойчивый рост экономики Дагестана. [Электронный источник]. Региональное информационное агентство. – Режим доступа: https://riaderbent.ru/kak-dobitsya-ustojchivogo-rosta-ekonomiki-dagestana.html (дата обращения: 20.11.2019).