ОРГАНИЗАЦИЯ И РУКОВОДСТВО АВТОНОМНЫМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМ УЧРЕЖДЕНИЕМ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ

24 апреля 6:37
В современных условиях повышенного внимания государства и общества к образованию, в особенности, к работе школ, нет надобности убеждать об усилении роли государственно-общественного управления. Раскрытая обществу (социуму) школа предполагает её интенсивную взаимосвязь с “ближайшей социальной средой”, что, в свой черед, подразумевает изменения в подобных сферах школьной жизни, как управление, организация образовательного процесса. То есть, общественная экспертиза оказывается особенно важным инструментом внешней оценки качества результатов образовательного учреждения. Если внутренняя оценка деятельности учреждения поясняет лишь одну, а именно организационно-педагогическую деятельность и осуществляет узкие потребности организации, то внешняя оценка является демонстрацией статуса организации в социуме и реализует широкие потребности всех участников образовательного учреждения и социальных партнеров, т.е. отражает значимость миссии учреждения в образовательном пространстве города, региона или страны, объективной оценки качества образования данной школы.



Понятие автономия — означает «самоуправление, независимость в управлении» в большинстве случаев, фиксирующая культурные и экономические особенности автономной единицы. Позиция автономии в образовании согласно определению В.Г. Онушкина и Е.И. Огарева не «допускает вмешательство органов центральной и местной власти в деятельность школы». Притом, допуская за образовательным учреждением право на «свободный выбор содержания образования и форм организации учебного процесса», авторы не приписывают к признакам автономии школы его «финансово хозяйственную деятельность» [1, с. 175-180].



В особенности значимым нам является понятие о роли развития автономии школы, как о «средстве повышения ее эффективности». По мнению некоторых авторов «рост автономии ─ это не  только увеличение прав, это такое же увеличение задач и ответственности». Е.И. Огорев выделяет два вида автономии ─ внешнюю и внутреннюю. При этом, первый вид «относится к управлению образованием» и подразумевает усиление органов самоуправления школы, а также большую независимость образовательного учреждения по отношению к вышестоящей администрации. Внутренняя автономия, так же, выражается в выборе профиля школы, разнообразия учебного плана, программ, учебников, внеклассной работы, большей свободе учителя, иными словами «прежде всего, отражается на содержании образования». Совместно с этим, писатель акцентирует внимание, что автономной школе предоставляется возможность «самостоятельно формировать педагогический коллектив, распоряжаться финансами, развивать свою материально-техническую базу» [2, с. 145].



Большая часть ведущих стран рассматривает школу в качестве образовательного и жизненного пространства, которая «не может оставаться замкнутой в национальных схемах, а должна открыться транснациональным предложениям в соответствии с процессом интеграции». Школа пребывает в центре реформ как «относительно самостоятельная единица». При этом в строю с традиционным демократическим аргументом теории реформы образования подчеркивается, так называемый, организационно-теоретический аспект. Он может быть сформулирован соответствующим образом: центральное административное регулирование образованием не позволяет эффективно управлять этой сферой. По этой причине один из обстоятельств последующего формирования и увеличения свойства образования в Европе является его «дерегулирование» и «децентрализация». В отношении управления школами это означает «передачу функций вниз при одновременном изменении режима контроля». Как правило, характеризуя эффективное образовательное учреждение, акцентируют последующие его особенности:



— Выстроенная внутренняя структура образовательной системы школы в четкий характерный профиль учреждения, скоординированный с районными и общественными отличительными чертами;



— Достигнутое согласие между всеми участниками образовательного и воспитательного процесса (администрацией, учителями, родителями, обучающимися) касательно важных перед школой целей и задач, а кроме того путей их осуществлении;



-Укомплектованный штат  высокопрофессиональными педагогическими кадрами, который может на практике осуществить независимость преподавания и осознающими свою обязанность;



— Установленная взаимосвязь среди образовательных учреждений и окружающей среды благодаря открытости школы.



Создать такое образовательное учреждение возможно только в случае если «школа получит достаточную самостоятельность в кадровых и финансовых вопросах». Это подразумевает повышение значимости местных органов управления образованием, демократизацию школьного управления за счет расширения полномочий школьных советов и администрации при определении стратегии развития школы, реализацию спектра прав и свобод участников образовательного процесса, кооперацию образовательного учреждения с внешкольными партнерами.  В свете подобных преображений внутренняя и внешняя система управления образовательным учреждением должна быть наиболее гибкой, что, в свою очередь, повлечет за собой изменение соотношения между государством и школой. Формирование самостоятельности – автономности  учебного заведения  никак не исключает государственный надзор за образованием, а только «перемещает его от классического выборочного контроля к оценке функционирования школы в целом». Таким образом, В данной статье мы рассмотрели эффективный стиль управления на современном этапе развития образ.



Литература:

  1. Онушкин В.Г. К ВОПРОСУ О СИСТЕМЕ НЕПРЕРЫВНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ // Успехи современного естествознания. – 2014. – № 9-2. – С. 175-180;
  2. Огарев Е. И.  Непрерывное образование: основные понятия и термины (тезаурус) / Е. И. Огарев ; Рос. акад. образования, Гос. науч. учреждение «Ин-т образования взрослых». — Санкт-Петербург : ГНУ ИОВ РАО, 2005 (СПб. : Тип. ГНУ ИОВ РАО). — 145 с.

References

  1. Onushkin V.G. K VOPROSU O SISTEME NEPRERYVNOGO PROFESSIONAL’NOGO OBRAZOVANIYA // Uspekhi sovremennogo yestestvoznaniya. — 2014. — № 9-2. — S. 175-180;
  2. Ogarev Ye. I. Nepreryvnoye obrazovaniye: osnovnyye ponyatiya i terminy (tezaurus) / Ye. I. Ogarev; Ros. akad. obrazovaniya, Gos. nauch. uchrezhdeniye «In-t obrazovaniya vzroslykh». — Sankt-Peterburg: GNU IOV RAO, 2005 (SPb.: Tip. GNU IOV RAO). — 145 s.


 



© А. В. Аммосов, 2018