ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ ТРАНСПОРТНОГО БИЗНЕСА В РОССИИ

11 февраля 6:04

На сегодняшний день при постоянных потребностях в пассажирских и грузовых перевозках транспортный бизнес в России является весьма перспективным и доходным.

Актуальность данной темы заключается в том, что транспортный бизнес нуждается в постоянном развитии, обусловленном огромной территории нашей страны, большими запасами природных ресурсов, а также большой конкуренции среди разных компаний. Конкурентная борьба среди различных компаний больше всего ощущается в транспортном бизнесе. Транспортным компаниям необходимо уметь повышать их потенциал, уметь быстро адаптироваться к меняющимся внешним условиям, повышать уровень конкурентоспособности. Повышение уровня сервиса является эффективным способом качественного удовлетворения потребностей рынка и увеличения потребительской лояльности. Качество оказываемых компанией услуг и их востребованность оказывает непосредственное влияние на успешность работы компании на транспортном рынке и, соответственно, на рентабельность компании в целом.

Основным видом транспорта в нашей стране являются железные дороги, на долю которых приходится 88% грузооборота транспортной системы (без учета трубопроводного транспорта). Большое количество природных ресурсов находятся в удалении от населённых пунктов европейской части России, что затрудняет добычу и транспортировку полезных ископаемых. Дополнительной проблемой становится неразвитая автодорожная инфраструктура в регионах Сибири и Дальнего Востока. Кроме того, работа автомобильного транспорта сильно зависима от погодных условий. Именно поэтому железная дорога с ее неоспоримыми преимуществами выходит на первый план.

Транспортный бизнес представляет собой деятельность, которая осуществляется между участниками рынка транспортных услуг с целью получения прибыли.

Для понимания особенностей транспортного бизнеса в России и перспектив его развития рассмотрим основные компании, предоставляющие услуги на железнодорожном транспорте.

С развитием транспортного рынка компаниям необходимо подстраиваться под новые условия ведения бизнеса, заниматься развитием собственной инфраструктуры и внедрять дополнительные транспортные услуги.

Сейчас крупнейшей компанией в России является ОАО «РЖД», а одним из первых грузовых операторов является дочернее зависимое общество АО «Федеральная грузовая компания» (далее АО «ФГК»).

АО «ФГК» является одним из крупнейших грузовых железнодорожных операторов России, основным видом деятельности которого является предоставление подвижного состава под грузоперевозки, а также предоставление транспортно-экспедиционных услуги, услуг по аренде вагонов и услуг комплексного транспортного обслуживания (КТО). КТО представляет собой организацию грузовой работы и обслуживание пути необщего пользования крупных производственных комплексов. АО «ФГК» стремительно развивает свой бизнес. В 2019 году компания расширила спектр оказываемых услуг и стала оказывать круглосуточную услугу локомотивной тяги для АО «ЛСР.Базовые». Предприятие взяло на себя функции по управлению тепловозами клиента, а также осуществляет техническое обслуживание локомотивов. Вагонный парк составляет 125,1 тыс. единиц, при этом 78% составляют полувагоны. По грузообороту по итогам 2018 года АО «ФГК» перевезла 348,2 млрд. т км. Выручка в 2018 года составила 98 591,7 млн. руб. [4].

Для поддержания лидирующих позиций на рынке операторских услуг АО «ФГК» внедряет новую технологию перевозки сыпучих грузов в контейнерах, прежде всего зерновых. АО «ФГК» разработало новый специализированный инновационный контейнер. Он отличается от стандартных тем, что оборудован верхними загрузочными люками, которые предоставляют возможность его загрузки на элеваторе. Благодаря боковым выгрузочным люкам и наклонной внутренней призме происходит выгрузка зерна в штатный зерноприемник без задействования пневмонасоса, что исключает необходимость снимать контейнер с железнодорожной платформы [4].

Кроме этого, АО «ФГК» совместно с ОАО «РЖД» запустило новый сервис услуг контрейлерных перевозок. Одним из первых клиентов стала компания ПАО «Магнит». Контрейлерные перевозки представляют собой комбинированные автомобильные и железнодорожные перевозки. Основным звеном при этом является специальная железнодорожная платформа. В настоящее время услуга предоставляется по маршруту Москва-Новосибирск-Москва. Планируется предоставление услуга перевозки контрейлеров в тех направлениях, где есть ограничения движения транспортных средств по автомобильным дорогам [5].

Другим крупным оператором и основным конкурентом АО «ФГК» является АО «Первая грузовая компания» (далее АО «ПГК»). АО «ПГК» является частным грузовым перевозчиком и занимается доставкой грузов по всей сети железных дорог России. Также компания предоставляет услуг по предоставлению подвижного состава, экспедированию грузов, услуг промышленной логистики предприятий, услуг по предоставлению вагонов в аренду, услуг, связанных с ремонтом и подготовки вагонов к погрузке. По итогам 2018 году компания перевезла 289,2 млрд т км, вагонный парк равен 111,4 тыс. единиц, при этом полувагоны составляют 61,7%, а выручка составила 104 107 млн. руб. [3].

АО «ПГК» как один из лидеров операторского рынка оказывает прямое влияние на развитие железнодорожного транспортного бизнеса, совершенствуя логистику перевозок и качество предоставляемых услуг. Компания одна из первых реализовала программу под названием «эффективный вагон». Данная программа нацелена на увеличение времени полезного использования вагона согласно результатам проведенного анализа производственного цикла подвижного состава. Данная программа помогла установить, на каких этапах у операторов и грузовладельцах появляются финансовые потери и как в последующем их можно сократить. Эта программа вызвала огромный интерес у других участников рынка и получила поддержку на одном из заседаний комитета «Российского союза промышленников и предпринимателей». С 2018 года данную программу стали активно использовать другие компании, так как все без исключения заинтересованы в том, чтобы подвижной состав был как можно больше задействован. Компания активно развивает партнерские отношения и заключила контракты с такими компаниями как: «Северсталь», «НМЛК», «СУЭК», а также выиграла тендер «Лукойла» на управление промышленной логистикой завода «Ставролен» [3].

В целях развития транспортного бизнеса АО «ПГК» вместе с руководством Западно-Сибирской железной дороги, а также операторами и грузовладельцами, формирует оптимальные технологические решения, которые в дальнейшем будут положительно воздействовать на ускорение вагонопотока, а именно: увеличение маршрутизации отправок, равномерная подача вагонов и соблюдение объемом погрузки между заявленными и фактическими [3].

На рынке пассажирских перевозок национальным пассажирским перевозчиком в России является АО «Федеральная пассажирская компания» (далее АО «ФПК»). АО «ФПК» планирует обновить 5,2 тыс. вагонов параллельно с этим исключить по сроку службы более 4,4 тыс. вагонов. Новый подвижной состав должен будут усовершенствованы и более комфортабельные для пассажиров. Так же планируется переход на новые типы классов обслуживаний: бизнес, комфорт, эконом и бюджет, что заменит обычное деление на плацкарты и купе. Помимо этого, АО «ФПК» планирует внедрить четыре типа поездов, которые будут зависеть от времени в пути: дневной экспресс, ночной экспресс, традиционный поезд и туристический поезд.

Для поддержания конкурентоспособности на рынке пассажирских перевозок АО «ФПК» совершенствует качество предоставляемых услуг и активно развивает программу динамического ценообразования, а также программу лояльности «РЖД Бонус». С целью повышения уровня комфорта пассажирских перевозок ведется работа по созданию предложений об изменение расписаний пассажирских поездов с учетом более удобного для пассажиров времени и максимального ускорения поездов на маршрутах следования.

Таким образом, основу развития транспортного бизнеса России представляют собой операторы железнодорожного подвижного состава, которые постоянно совершенствуют сервис логистических услуг для развития своего бизнеса и удерживании лидирующих позиций на транспортном рынке.

Кроме того, для развития транспортного бизнеса необходимо соблюдение еще нескольких условий:

  1. Развитие транспортного бизнеса не может осуществляться только развития операторских услуг: необходимо наличие инфраструктуры, которую обеспечивает ОАО «РЖД».
  2. Рынок транспортных услуг должен развиваться не только за счёт внутреннего товарообращения, необходимо осуществлять выход на внешние рынки. Европа является одним из крупнейших потребительских рынков в мире. Основной грузопоток из азиатских регионов обеспечивает Транссибирская магистраль.

Транссибирская магистраль представляет собой альтернативу традиционному морскому пути доставки контейнеров с Восточной Азии в Европу и является более рациональным решением проблемы по доставке груза в Европу. Транссиб является основной транспортного коридора Запад-Восток, она полностью электрифицированная. Протяженность магистрали составляет 9288,2 км и является самой длинной железной дорогой в мире.

Для развития транспортного бизнеса АО «РЖД-Логистика» совместно с Российской транспортной группой FESCO и представителями японского бизнеса запускает транзитный маршрут из Японии до Европы для ускоренной доставки грузов по Транссибу. На сегодняшний день грузопоток между Японией и Европой составляет 3 млн TEU в год. «РЖД» может предложить своим клиентам более совершенный способ доставки грузов. Ожидается, что общее время доставки контейнера сократиться с 45 до 19 суток по сравнению с морским путём по Суэцкому каналу. Данный маршрут будет проходить от портов Японии до морского торгового порта Владивосток, после чего контейнер будет проходить по Транссибирской магистрали до Бреста, где будет осуществляться смена колесных пар, и далее до пункта назначения в Европе. На данный момент уже была выполнена тестовая перевозка по данному маршруту [1].

На сегодняшний день с Транссибирской магистралью сформированы транспортные связи с 21 городами Китая, а также с 32 городами Европы. Такую же транспортную сеть можно сформировать и с Японией для создания транспортного бизнеса между странами.

Помимо этого, был запущен транзитный маршрут из Республики Корея в Европу. Первый контейнер был отправлен 25 июня 2019 года из Пусана, доставлен до порта Владивосток и далее через Брест в Польшу. Это было осуществлено совместными усилиями FESCO Korea Express и «РЖД-Логистика» [2].

Новым амбициозным проектом является строительство моста до Сахалина. Планируется, что он проходить по самому узкому месту Татарского пролива. Данный регион находится в зоне пересечения Северного морского пути, который представляет огромный интерес для логистических операторов Азии. Строительство моста включено в стратегический план развития до 2035. Более того, в перспективе возможно продление до Хоккайдо, благодаря чему возможно будет сухопутное сообщение между Россией и Японией [1].

Вывод: Транспортный бизнес активно развивается и на сегодняшний день на рынке транспортных услуг очень много различных компаний и потребителям становится все труднее выбрать определенную компанию, в которую они бы обратились за транспортными услугами. Поэтому в современных условиях компаниям нужно уметь предоставлять нужный комплекс логистических услуг для того, чтобы оставаться конкурентоспособными в сфере транспортного бизнеса. Чтобы успешно функционировать в сфере транспортного бизнеса, необходимо изучать транспортный рынок и соответствовать заданным условиям.

Транспортный бизнес является одним из главных двигателей Российской экономики и служит для развития транспортной инфраструктуры. Развитие транспортного бизнеса не могло бы осуществляться без таких транспортных компаний как АО «ФГК», АО «ПГК» и ОАО «РЖД». Развивая собственный бизнес, они также развивают рынок транспортных услуг в целом.

Список литературы:

  1. ОАО «РЖД» предлагают особые условия для восточных партнеров // Издательский дом гудок. URL: https://www.gudok.ru/freighttrans/?ID=1465055 (дата обращения: 02.01.2020).
  2. АО «РДЖ Логистика» и FESCO запускают первый транзитный сервис для доставки грузов из Японии в Европу через Россию // РЖД Логистика. URL: https://www.rzdlog.ru/press/2287/ (дата обращения: 12.01.2020).
  3. Годовой отчет АО «ПГК» 2018 // АО «Первая Грузовая Компания». URL: http://pgkweb.ru/upload/iblock/aa3/godovoy-otchet-ao-pgk-za-2018-god.pdf (дата обращения: 08.01.2020).
  4. Годовой отчет АО «ФГК» 2018 // АО «Федеральная Грузовая Компания». URL: https://ru.railfgk.ru/upload/docs/godovye-otchety/2018.pdf (дата обращения: 16.01.2020).
  5. АО «ФГК» запустило услугу контрейлерных перевозок // АО «Федеральная Грузовая Компания». URL: https://ru.railfgk.ru/mediacenter/novosti-kompanii/ao-fgk-zapustilo-uslugu-kontreylernykh-perevozok/ (дата обращения: 09.01.2020).