В настоящее время ежегодно наблюдается рост платных услуг, предоставляемых бюджетными учреждениями, в зависимости от их сферы деятельности. Диспропорции в организации доходных и расходных частей в бюджетных учреждениях, их финансовая неустойчивость обуславливают необходимость использовать внутренний аудит как инструмент повышения эффективности. Актуальным является вопрос внедрения действенной системы организации внутреннего аудита и адаптации его методики в деятельности бюджетных учреждений.
Внутренний финансовый аудит – внутренний процесс главного администратора (администратора) бюджетных средств, осуществляемый в целях соблюдения установленных правовыми актами, регулирующими бюджетные правоотношения, требований к исполнению своих бюджетных полномочий, в том числе осуществляемый посредством совершения контрольных действий [1].
С 1 января 2020 года в соответствии с положениями ч. 5 ст. 160.2-1 Бюджетного кодекса РФ, внутренний финансовый аудит будет осуществляться в соответствии с федеральными стандартами внутреннего финансового аудита, установленными Министерством финансов. Главные администраторы бюджетных средств, администраторы бюджетных средств, осуществляющие контроль, на основе таких стандартов должны будут издавать свои внутренние акты, которые обеспечат осуществление внутреннего финансового аудита. В положении подробно даны формулировки принципов и задачи внутреннего финансового аудита. Проанализируем подробнее, какие изменения предусмотрены указанным законопроектом.
В таблице 1 представлены основные принципы внутреннего финансового аудита, детально раскрыта сущность каждого принципа.
Таблица 1 – Принципы внутреннего финансового аудита
Принцип |
Сущность |
1. Принцип законности |
Подразумевает строгое соблюдение законодательства РФ, а также правовых актов, включая федеральные стандарты, и ведомственные акты субъектов. |
2. Принцип объективности |
Выражается в честности должностных лиц субъекта ВФА, а также экспертов, привлеченных к проведению мероприятий ВФА. |
3.Принцип профессионального скептицизма
|
Основывается на критической оценке обоснованности, надежности и достаточности полученных аудиторских доказательств. |
4. Принцип эффективности
|
Осуществление аудита должно быть основано на необходимости обеспечения полноты заключения, повышения качества финансового менеджмента, путем использования наименьшего объема затрачиваемых ресурсов. |
5.Принцип функциональной независимости
|
При осуществлении ВФА следует максимально устранить условия, которые создают угрозу способности субъекта ВФА беспристрастно и объективно выполнять свои обязанности. |
6. Принцип компетентности
|
Выражается в применении профессиональных знаний, позволяющих осуществлять аудит беспристрастно, качественно и с недопущением конфликта интересов любого рода.
|
7. Принцип системности
|
Бюджетные риски, коррупционные риски и выявленные нарушения и недостатки периодически должны анализироваться по всем внутренним бюджетным процедурам.
|
8. Принцип ответственности
|
Субъект ВФА несет ответственность перед руководителем главного распорядителя бюджетных средств, за предоставление полных и достоверных заключений, выводов и предложений. |
9. Принцип стандартизации
|
Аудит осуществляется в соответствии с федеральными стандартами, установленными Минфином.
|
Необходимо отметить, что в обновлённом положении БК РФ будет закреплена норма об осуществлении внутреннего финансового аудита на основе функциональной независимости структурными подразделениями (уполномоченными должностными лицами) главного администратора бюджетных средств, администратора бюджетных средств, финансового органа, органа управления государственным внебюджетным фондом, наделенными полномочиями по осуществлению внутреннего финансового аудита. Однако, нововведением вводится возможность администратору бюджетных средств передать на основе соглашения полномочия по осуществлению внутреннего финансового аудита главному администратору бюджетных средств, в ведении которого он находится, или другому администратору бюджетных средств, находящемуся в ведении данного главного администратора бюджетных средств, в порядке, установленном этим главным администратором бюджетных средств. Сейчас же такая передача невозможна, так как согласно статье 160.2-1 БК РФ указанные полномочия осуществляются администратором бюджетных средств самостоятельно [2].
Требования к организации внутреннего финансового аудита, касающиеся в том числе и передачи полномочий по осуществлению внутреннего финансового аудита, будут устанавливаться Правительством РФ, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта РФ, местной администрацией.
Следующее нововведение отражено в принципе стандартизации. Оно заключается в том, что финансовый контроль и аудит должны будут осуществляться в соответствии с федеральными стандартами внутреннего финансового контроля и внутреннего финансового аудита, устанавливаемыми Минфином, в то время как порядок осуществления внутреннего финансового контроля и внутреннего финансового аудита регламентирован Правилами № 193.
Что касается задач внутреннего финансового аудита, среди них можно выделить следующие:
- Оценка надежности внутреннего финансового контроля, том числе: выявление недостатков в части регламентации процесса выполнения внутренних бюджетных процедур; оценка организации, применения и достаточности совершаемых контрольных действий на предмет их соразмерности выявленным бюджетным рискам, а также способности предупреждать нарушения и недостатки; формирование предложений и рекомендаций по совершенствованию выполнения внутренних бюджетных процедур.
- Подтверждение достоверности бюджетной отчетности и соответствия порядка ведения бюджетного учета единой методологии бюджетного учета, составления, представления и утверждения бюджетной отчетности, установленной Минфином, а также ведомственным (внутренним) актам.
- Повышение качества финансового менеджмента, включающее в себя:
— определение эффективности прикладных программных средств автоматизации при выполнении внутренних бюджетных процедур, и формирование предложений по модернизации этих средств и повышению эффективности их применения;
— оценку качества исполнения бюджетных полномочий, обязательность достижения целевых значений показателей качества финансового менеджмента;
— оценка результатов исполнения направленных на повышение качества финансового менеджмента решений руководителя главного администратора бюджетных средств, включая субъекты внутреннего финансового контроля;
— формирование предложений и рекомендаций по повышению квалификации субъектов внутреннего финансового контроля, проведению их переподготовки;
— оценка эффективности и экономности использования бюджетных средств.
Таким образом, изменения в числе задач отражаются в увязке внутреннего финансового контроля и внутреннего финансового аудита с финансовым менеджментом. Согласно нововведению, внутренний финансовый контроль и внутренний финансовый аудит должны осуществляться с учетом необходимости достижения целевых значений показателей качества финансового менеджмента. При этом под финансовым менеджментом понимается осуществление главными администраторами бюджетных средств, администраторами бюджетных средств процедур составления и исполнения бюджета, составления бюджетной отчетности и ведения бюджетного учета, необходимых для исполнения соответствующих бюджетных полномочий, установленных бюджетным законодательством РФ и нормативными правовыми актами, регулирующими бюджетные правоотношения.
В заключении, необходимо отметить, что для бюджетных учреждений, внутренний аудит будет способствовать рациональному формированию и использованию бюджетных средств, оперативному реагированию на возникновение или угрозу возникновения фактов неэффективного их использования, а также совершенствованию системы управления и прозрачности принятия управленческих решений.
Список использованной литературы
- Приказ Минфина России от 21.11.2019 № 196н «Об утверждении федерального стандарта внутреннего финансового аудита «Определения, принципы и задачи внутреннего финансового аудита» https://www.minfin.ru/ru/document/?id_4=127882
- Письмо Минфина РФ от 30.06.2017 № 02-02-05/42411 http://base.garant.ru/71732498/