Казахстан в настоящее время находится на этапе развития, где экономика базируется на предпринимательской инициативе и косвенном государственном регулировании, на конкуренции, обеспечивающей отбор наиболее эффективных хозяйствующих субъектов с наименьшими издержками производства и в то же время наиболее полно удовлетворяющей рыночные потребности. Это возможно только при действенной государственной поддержке предпринимательства и эффективной налоговой системе.
Налоговую политику нужно нацелить на стимулирование выхода бизнеса из «тени» и расширение налоговой базы в несырьевом секторе. Важно провести оптимизацию действующих налоговых льгот. Необходимо по-новому рассмотреть специальные налоговые режимы в преддверии всеобщего декларирования. Требуют улучшения механизмы налогового администрирования» [1].
Анализ налоговой системы зарубежных стран и многолетняя практика свидетельствуют об объективной необходимости вмешательства государства в развитие экономики, базирующейся на свободном предпринимательстве.
Развитие малого и среднего бизнеса – главный фактор диверсификации экономики, обеспечения занятости, макроэкономической стабильности, а также производства товаров и услуг для населения. Поэтому для поддержки малого и среднего бизнеса предоставлены налоговые стимулы, расширяется кредитование и принимаются меры по дальнейшему облегчению условий ведения бизнеса. В 2019 году доля малого и среднего бизнеса в экономике составила 30,8%, к 2025 году планируется довести до 35%. За 2019 год малый и средний бизнес произвел продукции на 31,2 трлн тенге. По республике 3,4 млн человек работают в сфере малого и среднего бизнеса. Для поддержки и развития предпринимательства уже принят ряд мер по улучшению бизнес-климата. Это налоговое стимулирование, сокращение проверок и расширение кредитования. Также приняты Комплексный план по восстановлению экономического роста до конца года и дополнительные меры по поддержке бизнеса [2].
Поэтому сегодня препирательство нуждается в активной помощи со стороны государства с целью снятия различных барьеров, препятствующих его развитию. При этом следует подчеркнуть, что потребность в системной поддержке субъектов малого предпринимательства — это не специфика Казахстана. Исследование мирового опыта в сфере функционирования малого и среднего бизнеса показывает, что в такой поддержке нуждаются предприятия, действующие как в странах с высоким уровнем экономического развития и развитой рыночной инфраструктурой, так и в транзитных странах.
«Государство, — подчёркивает автор известной книги «Экономика» П. Самуэльсон, — выступает на арену со своими расходами, чтобы дополнить реальные или денежные доходы некоторых индивидуумов, оно может, например, обеспечивать больничные койки своим гражданам, может предоставлять наиболее нуждающимся ежемесячное пособие на время безработицы или старости. Широко распространённая цель современных государств — обеспечение минимального жизненного уровня.
Более того, государство берёт на себя обеспечение некоторых необходимых общественных услуг, без которых немыслима жизнь общества и которые не могут быть выполнены частным предпринимательством.
Государство появилось, когда люди осознали, что «дело каждого — ничьё дело». Наглядные примеры этому — организация национальной обороны, охрана окружающей среды, общественного порядка и законности, отправление правосудия…»[3]
Государственное регулирование экономики опирается на соответствующие рычаги управления. Одним из таких рычагов выступают налоги. Это объясняется тем, что вмешательство в экономическую жизнь предполагает не только издание государственных нормативных актов, определяющих правила ведения предпринимательской деятельности, но и непосредственное изъятие у хозяйствующих субъектов части имеющихся у ниx имущества и средств с целью возврата его в хозяйство, правда, со смещением отраслей и социальных групп населения.
Именно применительно к налогам забота страны об обеспечении себя и своей деятельности необходимыми ресурсами, с одной стороны, и забота об активном влиянии на экономику, с другой стороны, выглядят как весьма разные вещи. В этом смысле мы отчётливо наблюдаем в налогах два не только различных, но и противоположенных начала, которые лежат в основе функций налогов.
Руководствуясь причиной обеспечения ресурсами, государство стремится мобилизовать через инструмент налогов максимально возможные объёмы финансовых средств. Оно готово пойти в этом стремлении на явную несправедливость по отношению к плательщику: изъять у него часть ресурсов, необходимых для нормального воспроизводства, переложить тяжесть налогового бремени с истинного владельца доходов и имущества на покупателя его продукции и услуг, допустить двойное обложение и т.д.
Другое начало налогов сообразуется с регулирующим воздействием страны на экономику. В данном случае налог по направленности своего воздействия становится сродни государственному финансированию: он направляет ход предпринимательской деятельности в то русло, которое представляется наиболее целесообразным с точки зрения интересов общества в целом.
Соответственно налоговый механизм в этом случае строится на совершенно иных принципах по сравнению с теми, когда требуется обеспечить гарантированное поступление государственных доходов. Здесь акцент смещается в сторону стимулирования плательщика к определённым действиям, и государство ради достижения нужного ему воздействующего эффекта готово пойти на временную потерю части налоговых средств, что особенно ярко проявляется в предоставлении всевозможных льгот по налогам.
Из всего сказанного можно сделать следующий вывод: налоги обеспечивают регулирование государством хода экономических процессов путём предоставления государству необходимых для выполнения регулирующей функции средств, а также благодаря специальному налоговому механизму, обеспечивающему направление развития производства в нужное обществу русло.
Возможность использования налогов в качестве инструмента государственного регулирования вытекает из самой природы налогов, их внутренней сущности и функций.
Налоги, являясь экономической категорией, представляют собой совокупность специфических производственных отношений по поводу перераспределения национального дохода в пользу страны и выполняют, прежде всего, фискальную функцию.
Мобилизация части национального дохода вызывает постоянное соприкосновение страны и участников процесса производства, что обеспечивает ему реальные возможности влияния на экономику страны в нужном направлении.
В связи с этим можно утверждать, что налоги выполняют и регулирующую функцию, в процессе реализации которой осуществляются стимулирование, ограничение, санкционирование. Две вышеназванные функции выражают сущностную сторону налогов, являются их объективным свойством.
Одной из важнейших услуг, оказываемых государством экономике, является организация оттока из неё или из потребительской сферы денег, которые пользуются там нерационально, приводят к диспропорциям и перекосам в общественном развитии. Такого рода услугу невозможно оказать посредством государственных расходов. Напротив, в некоторых случаях замена налогового рычага на инструмент государственных расходов способна дать лишь отрицательный результат, как это имело место в нашей практике.
В этом смысле налоговый механизм служит не только выполнению задач обеспечения страны необходимыми средствами для осуществления его функций, сколько для «расчистки» указанных сфер от излишка обесцененных денег.
Исходя из этого, на наш взгляд, налоговое регулирование — это воздействие, осуществляемое путём изъятия у хозяйствующих субъектов или индивидуальных потребителей части, находящейся в их руках стоимости, то есть путём уменьшения возможностей их производственного и непроизводственного потребления.
Курс на активную поддержку малого предпринимательства в Республике Казахстан взят более десяти лет назад, исходя из уверенности в том, что его вклад в социально-экономическое развитие страны, в пополнении доходов бюджетов разных уровней, в создание новых рабочих мест может быть очень весомым. Изменения в его налогообложении — последовательные решения по реализации данного курса, проявление заботы о создании в Республике удобного упрощенного механизма исчисления и уплаты налогов предпринимателями, от которого во многом зависит успешное развитие бизнеса.
Налоговым кодексом Республики Казахстан предусмотрены определенные прогрессивные меры, направленные на совершенствование системы налогового регулирования деятельности малых предприятий. Наиболее важными из них являются дифференцированный подход к предоставлению льготного режима налогообложения субъектам малого предпринимательства в зависимости от организационно-правовой формы, уровня дохода, а также введение особого режима для сельхоза товаропроизводителей.
Как и через что осуществляется регулирование? Налоги осуществляют воздействие особыми, присущими только им способами. Необходимо отметить, что налоговое регулирование имеет две стороны воздействия — поощрительную и ограничительную. Поощрительная сторона налогообложения проявляется, прежде всего, через механизм налоговых льгот, когда плательщик, совершая предусмотренные налоговым законодательством действия, получает возможность оставить у себя часть подлежащих уплате средств.
Ограничительная сторона, напротив, позволяет плательщику оставить у себя часть платежа или избежать его полностью, если он не совершает тех или иных действий. Обе эти стороны стимулирующего воздействия налога взаимно дополняют друг друга, а в отдельных случаях переходят одна в другую. Например, применение механизма необлагаемого минимума и необлагаемого дохода, с одной стороны, является ограничением, а с другой — выступает и определённым поощрением, так как суммы, находящиеся в этих пределах, не облагаются налогом.
Повышая налоговые ставки, сужая льготы, государство может ограничивать те или иные виды деятельности, уменьшать возможность развития ненужных, неприоритетных производств.
Стимулирование осуществляется, например, при способе, который можно условно назвать «отрицательным или обратным финансированием». Суть его заключается в том, что дополнительные финансовые ресурсы налогоплательщик получает не извне, а из собственных доходов и средств.
При этом он вынужден выполнять те условия, которые заложены в налоговой системе и налоговом механизме для того, чтобы его собственные ресурсы, формально объявленные принадлежащими государству, остались в его распоряжении.
Рассматривая экономическое содержание процесса налогового регулирования, мы рассматривали налог в качестве целостного объекта. В этом смысле общее понятие «налог» представляет собой научную абстракцию. На практике государственное регулирование экономики осуществляется через налоговую систему посредством совершенно конкретных инструментов.
На современном этапе одним из инструментов налогового регулирования деятельности малого и среднего бизнеса в Республике Казахстан являются налоговые режимы.
В Республике Казахстан на сегодняшний день действуют:
1) общеустановленный режим налогообложения,
2) специальные налоговые режимы налогообложения [4].
При этом, специальные налоговые режимы подразделяются:
− специальные налоговые режимы для субъектов малого бизнеса, включающие в себя:
− специальный налоговый режим на основе патента;
− специальный налоговый режим на основе упрощенной декларации;
− специальный налоговый режим с использованием фиксированного вычета;
− специальные налоговые режимы для производителей сельскохозяйственной продукции:
− специальный налоговый режим для крестьянских или фермерских хозяйств;
− специальный налоговый режим для производителей сельскохозяйственной продукции и сельскохозяйственных кооперативов.
Для каждого режима налогообложения установлены определенные критерии и условия применения, условия освобождения от уплаты налогов на три года с 01.01.2020 года по 01.01.2023 года, а также условия перехода с одного режима на другой [5, с.60].
Субъекты малого предпринимательства вправе самостоятельно выбрать общеустановленный порядок налогообложения или специальный налоговый режим.
Специальный налоговый режим для субъектов малого предпринимательства устанавливает упрощенный порядок исчисления и уплаты социального налога и корпоративного или индивидуального подоходного налога, за исключением налогов, удерживаемых у источника выплаты.
Специальные налоговые режимы для субъектов малого бизнеса вправе применять налогоплательщики, соответствующие требованиям статьи 683 Налогового кодекса:
1) среднесписочная численность работников за налоговый период не превышает для специального налогового режима:
- на основе упрощенной декларации – 30 человек;
- с использованием фиксированного вычета – 50 человек;
2) доход за налоговый период не превышает для специального налогового режима:
- на основе патента – 3 528-кратный размер месячного расчетного показателя, установленного законом о республиканском бюджете и действующего на 1 января соответствующего финансового года;
- на основе упрощенной декларации – 24 038-кратный размер месячного расчетного показателя, установленного законом о республиканском бюджете и действующего на 1 января соответствующего финансового года;
- с использованием фиксированного вычета – 144 184-кратный размер месячного расчетного показателя, установленного законом о республиканском бюджете и действующего на 1 января соответствующего финансового года;
При этом в доход, указанный в абзаце третьем части первой настоящего подпункта, не включаются доходы в пределах 70 048-кратного размера месячного расчетного показателя, установленного законом о республиканском бюджете и действующего на 1 января соответствующего финансового года, полученные индивидуальным предпринимателем путем безналичных расчетов с обязательным применением трехкомпонентной интегрированной системы.
3) не осуществляющие следующие виды деятельности:
- производство подакцизных товаров;
- хранение и оптовая реализация подакцизных товаров;
- реализация отдельных видов нефтепродуктов – бензина, дизельного топлива и мазута;
- проведение лотерей;
- недропользование;
- сбор и прием стеклопосуды;
- сбор (заготовка), хранение, переработка и реализация лома и отходов цветных и черных металлов;
- консультационные услуги;
- деятельность в области бухгалтерского учета или аудита;
- финансовая, страховая деятельность и посредническая деятельность страхового брокера и страхового агента;
- деятельность в области права, юстиции и правосудия;
- деятельность в рамках финансового лизинга.
- Не вправе применять специальный налоговый режим на основе патента или упрощенной декларации индивидуальные предприниматели и юридические лица, оказывающие услуги на основании агентских договоров (соглашений).
Для целей настоящего пункта под агентскими договорами (соглашениями) понимаются договоры (соглашения) гражданско-правового характера, заключенные в соответствии с законодательством Республики Казахстан, по которым одна сторона (агент) обязуется за вознаграждение совершать по поручению другой стороны определенные действия от своего имени, но за счет другой стороны либо от имени и за счет другой стороны.
- Не вправе применять специальный налоговый режим для субъектов малого бизнеса:
1) юридические лица, имеющие структурные подразделения;
2) структурные подразделения юридических лиц;
3) налогоплательщики, имеющие иные обособленные структурные подразделения и (или) объекты налогообложения в разных населенных пунктах.
В целях налогообложения лиц, применяющих специальные налоговые режимы, иным обособленным структурным подразделением налогоплательщика признается территориально обособленное подразделение, по месту нахождения которого оборудованы стационарные рабочие места, выполняющее часть его функций. Рабочее место считается стационарным, если оно создано на срок более одного месяца. Положение настоящего подпункта не распространяется на налогоплательщиков, осуществляющих исключительно деятельность по сдаче в имущественный наем (аренду) имущества;
4) юридические лица, в которых доля участия других юридических лиц составляет более 25 процентов;
5) юридические лица, у которых учредитель или участник одновременно является учредителем или участником другого юридического лица, применяющего специальный налоговый режим или особенности налогообложения;
6) некоммерческие организации;
7) плательщики налога на игорный бизнес.
Применять специальный налоговый режим на основе упрощенной декларации вправе как индивидуальные предприниматели, так и товарищества с ограниченной ответственностью.
Для применения специального налогового режима на основе упрощенной декларации предельный доход за налоговый период не должен превышать 24 038-кратный размер месячного расчетного показателя, установленного законом о республиканском бюджете и действующего на 1 января соответствующего финансового года (в 2020 году предельный доход составляет не более 24 038 × 2651 = 63 724 738 тенге);
среднесписочная численность работников за налоговый период не превышает для специального налогового режима на основе упрощенной декларации 30 человек.
Налоговый период при применении специального налогового режима на основе упрощенной декларации составляет полугодие согласно пункту 2 статьи 684 Налогового кодекса.
Таким образом, налоговые реформы в Казахстане за последние годы оказали положительное влияние на бизнес-среду, обеспечивая доверие и поддержку со стороны государства. Налоговые органы вместе с представителями бизнеса сосредоточены на объединении усилий для построения прочной налоговой системы, а также по вопросам, затрагивающим как национальную экономику, так и интересы бизнес-структур.
Литература:
- Послание Президента Республики Казаxстан Н.Назарбаева народу РеспубликиКазаxстан.31января2017г.http://www.akorda.kz/ru/addresses/addresses_of_president/poslanie-prezidenta-respubliki-kazahstan-nnazarbaeva-narodukazahstana-31-yanvarya-2017-g
- Р.Даленов https://www.kt.kz/rus/economy/35_1377908649.html
- Ю. Г. Александров Переходные Экономики Россия, Казахстан, Китай Монография. Москва, 2015г, 140с. https://book.ivran.ru/f/perehodnaya-ekonomika—rossiya-kazahstan-kitaj_1.pdf (дата обращения 20.12.2020)
- Кодекс Республики Казахстан «О налогах и других обязательных платежах в бюджет (Налоговый кодекс) от 25 декабря 2017 года № 120-VI(с изменениями и дополнениями на 01.01.2020г.)
- Путеводитель предпринимателя Республики Казахстан, Нур-Султан,2020г,101с.https://atameken.kz/