ИССЛЕДОВАНИЕ ПРОБЛЕМ РАЗВИТИЯ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ В РОССИИ И ПУТИ ИХ РЕШЕНИЯ

20 мая 4:28

В последние годы особенный интерес различных исследователей вызывают проблемы развития системы образования, объединяющие многогранные по своей природе отношения.  Решение этих проблем является необходимым для обеспечения жизнедеятельности населения и государства в целом, а сами проблемы носят всеобщий и публичный характер.

Система образования – совокупность образовательных учреждений, построенная и функционирующая на основе общих принципов. В соответствии с Федеральным законом «Об образовании Российской Федерации»[1] в эту систему наряду с учреждениями входят реализуемые ими образовательные программы и стандарты, а также органы управления образованием.

Анализ основных показателей, характеризующих систему образования России за период 2015 – 2018 гг. по данным Федеральной службы государственной статистики [2] представлен на рисунках 1,2,3.

 

Рисунок 1 –Динамика числа образовательных организаций по уровням образования в России

 

Из рисунка 1 видим,  что с 2015 года по 2017 год  наибольшую долю среди образовательных организаций занимали дошкольные образовательные организации, однако в 2018 году их место заняли организации начального, основного и среднего общего образования, что обусловлено снижением числа дошкольных организаций в 2018 году по сравнению с 2017 годом на 8,3 тысяч организаций. При этом организации начального, основного и среднего общего образования сократились за 2017 – 2018 гг. с 42 тысяч до 41,3 тысяч, то есть менее, чем тысячу. Также можно отметить, положительную динамику организаций среднего профессионального образования, резкий скачок роста  наблюдался в 2016 году более.

Анализ численности обучающихся за 2015 – 2018 гг. в РФ по уровням образования, представленное на рисунке 2.

 

Рисунок 2 –Анализ динамики и структуры  численности обучающихся по уровням образования в России

 

За 2015 – 2018 гг. наблюдается тенденция роста численности обучающихся наблюдается по всем образовательным программам, кроме программ бакалавриата, специалитета и магистратуры. Темп спада численности обучающихся по выделенным  программам отмечается ежегодно в среднем в 2 раза, что обусловлено не только смещение «Демографической ямы» с уровня общего образования на уровень профессионального и высшего образования, но и государственной поддержкой развития рабочих профессий в РФ как одного из приоритетных направлений государственной кадровой политики. При этом наибольшая доля численности обучающихся приходится на программы начального, основного и среднего общего образования.

Таким образом, проанализировав показатели числа образовательных организаций по уровням образования и численности обучающихся в этих организациях за 2015 – 2018 гг., можно сделать вывод о тенденции к сокращению как количества образовательных организаций бакалавриата, специалитета и магистратуры, так и численности обучающихся по этим образовательным программам. При этом противоположная динамика характерна для студентов средних профессиональных образовательных учреждений.

Что касается начального, основного и среднего общего образования, то за исследуемый период наблюдается рост числа обучающихся на 149 тыс. человек на фоне снижения числа школ с 43,4 до 41,3 тыс., что приводит к увеличивающейся нагрузке на учреждения начального, основного и среднего образования так как укрупняются организации, которые уже на сегодняшний день существуют.

Чтобы оценить состояние системы образования, необходимо проанализировать изменение расходов государственного бюджета на эту сферу, представленное на рисунке 3.

Рисунок  – Расходы бюджета Российской Федерации на сферу образования за 2015 – 2018 гг.

 

С 2016 года начитается тенденция увеличения расходов государственного бюджета на сферу образования в абсолютном выражении. Выбранный вектор государственного развития проявляется в разработке и реализации государственной программы Российской Федерации «Развитие образования», утвержденной постановлением Правительства РФ от 26 декабря 2017 г. № 1642 на 2018 – 2025 годы.

Важную роль в развитии российской системы образования имеет персонал, непосредственно осуществляющий обучение в образовательных организациях, структура численности педагогического состава по уровню образования и месту работы представлена в таблице 1.

Таблица 1 – Структура численности педагогического состава в разрезе образовательных организаций и уровня образования(ученой степени/звания) за 2015 – 2018 гг.

Образовательная организация

Образование

(ученая степень/ученое звание)

2015 г.

2016 г.

2017 г.

2018 г.

Темп роста, %

Численность работников всего, тыс.чел.

2018 г.к 2015 г.

Дошкольная

Всего, тыс.чел.

630,3

642,8

656,2

662,7

105,1

в процентах к общей численности

 

высшее

48,7

50,7

52,6

54,0

110,9

из них педагогическое

45,5

47,7

49,9

51,5

113,2

среднее профессиональное

49,5

47,7

46,3

45,1

91,1

из них педагогическое

45,3

44,2

43,5

42,9

94,7

Общеобразо-вательная

Всего, тыс.чел.

Численность работников, тыс.чел.

 

1052,2

1054,6

1074,1

1079,9

102,6

в процентах к общей численности

 

высшее

85,4

85,9

86,6

86,9

101,8

из них педагогическое

81,1

81,8

83,0

83,7

103,2

среднее профессиональное

13,8

13,3

12,3

12,3

89,1

из них педагогическое

12,3

12,0

11,2

11,3

91,9

среднее общее

0,5

0,4

Средняя профессиональная

Всего, тыс.чел

Численность работников, тыс.чел.

 

131,2

132,6

135,4

137,8

105,0

из них имеют, тыс.чел.

 

высшее

126,0

127,5

128,3

130,1

103,3

ВУЗ

Всего, тыс.чел.

Численность работников, тыс.чел.

 

271,5

255,8

261,0

245,1

90,3

из них имеют, тыс.чел.

 

доктор наук

39,4

38,4

40,3

38,4

97,5

кандидат наук

152,8

145,5

149,8

141,7

92,7

профессор

29,2

27,5

28,5

26,2

89,7

доцент

97,4

92,2

94,6

90,9

93,3

 

 

За 2015 – 2018 гг. численность педагогов общеобразовательных организаций занимает наибольшую долю среди остальных работников образовательных организаций. Более 80-ти % педагогов в общеобразовательных организация имеют высшее образование.

Что касается воспитателей дошкольных образовательных организаций, то их численность занимает второе место в структуре работников выделенной группы на протяжении всего анализируемого периода и с каждым годом увеличивается более чем на 10 тысяч человек. Положительной оценки заслуживает рост численности воспитателей с высшим образованием, что обусловлено внедрением профессиональных стандартов в сфере образования.

Численность преподавателей в организациях среднего профессионального образования является наименьшей среди общей численности работников образовательных организаций, однако наблюдается ее увеличение с каждым годом в среднем на 1 – 2 тысячи человек.

Анализируя изменение численности преподавателей в ВУЗах, стоит отметить ее неравномерную динамику.  В целом, по сравнению с 2015 годом к 2018 году она снизилась на 10%. Наибольшую долю в структуре преподавателей ВУЗов на протяжении анализируемого периода занимают кандидаты наук.

Таким образом,  рассмотрев основные показатели и данные состояния системы образования, можно сделать вывод, что положительная динамика наблюдается на всех уровнях образования, кроме высшего. Самой главной проблемой современного высшего образования является отсутствие роста качества высшего образования. Основной причиной можно считать недостаточный объем финансирования ВУЗов, отстранение государства от прямого участия в подготовке необходимых для национальной экономики кадров, а также подготовка специалистов без расчета потребности в них на рынке труда в РФ.

Не менее важной проблемой выступает  как низкий уровень оплаты труда педагогических работников, что вынуждает преподавательский состав заниматься поиском различных дополнительных источников заработка, что несомненно сказывается на качестве преподавания. Приоритетные государственные задачи в области высшего образования РФ представлены на рисунке 1.

 

Рисунок 7 – Задачи государства в сфере высшего образования

 

Ожидаемыми результатами реализации мероприятий по совершенствованию деятельности ВУЗов является повышение уровня их конкурентоспособности на национальном и мировом рынках образовательных услуг, увеличение количества студентов, наращивание объемов финансирования, повышение эффективности использования выделенных ресурсов.

Таким образом, решение неотложных проблем социально-экономического характера и дальнейшее развитие экономики страны должны происходить на основе построения конкурентоспособной в глобальном пространстве социально-ориентированной рыночной экономики государства, где высшее образование имеет инновационно-направленный характер, надлежащую финансовую поддержку, органично соединено с научными и бизнес-центрами, то есть носит опережающий, а не адаптивный характер.

 

Список использованных источников

  1. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 г. № 273 – ФЗ.
  2. Министерство образования и науки Российской Федерации. – Режим доступа: https://минобрнауки.рф
  3. Федеральная служба государственной статистики. – Режим доступа: http://www.gks.ru/