ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПОДДЕРЖКА ДЕТЕЙ ИЗ НЕБЛАГОПОЛУЧНЫХ СЕМЕЙ

30 июня 12:15

Семейное неблагополучие и связанные с ним проблемы в современной практике не кажутся чем-то новым. В таких условиях как безработицы, нестабильной социально-экономической обстановки, инфляции, снижения жизненного уровня населения в современной России число неблагополучных семей остается обширным.

         Прежде всего, неблагополучная семья  – это семья, имеющая явные дефекты воспитания. Ни материальные, ни бытовые, ни престижные данные не определяют степень благополучия семьи, определяет только отношение к ребенку [1].

         Понятие «неблагополучная семья» раздольно употребляется в СМИ, исследованиях, законодательных актах и содержит в себя семьи из группы находящиеся в социально — опасном положении, асоциальные и деструктивные семьи. В выявлении той или иной семьи как неблагополучной, вопрос спорный.

         Считается, что нормально действующая семья – это семья, которая осознанно и ответственно выполняет ряд своих функций. И это семья, где потребности каждого ее члена удовлетворены в большей мере, имеется восприятия целей и предназначения.

         По мнению Л.Я. Олиференко, «неблагополучная семья — это семья, в которой

ребенок переживает дискомфорт, стрессовые ситуации, жестокость, насилие, пренебрежение, голод.. Под неблагополучием понимаются его разные проявления: психическое, те угрозы, подавление личности, навязывание асоциального образа жизни и др., физическое, те жестокие наказания, побои, насилие, принуждение к заработку денег разными способами, отсутствие пищи, социальное, те выживание из дома, отбирание документов, шантаж и др. [1, c. 128].

         В психолого-педагогической литературе Л.С. Алексеева выделяет следующие виды неблагополучных семей:

— привычно-конфликтная семья где, отсутствует конструктивные способы взаимоотношений между членами семьи;

— педагогически несостоятельная семья, не обладающий в полной степени знаниями о развитии и воспитании ребенка;

— аморальная семья, в которой не соблюдается нормы и правила, принятые в обществе, поощряется безнравственное поведение;

— асоциальная семья, где наряду с неудовлетворением базовых потребностей ребенка часто наличествуют неудовлетворительные жилищно-бытовые условия, тунеядство, социальная изоляция, внутрисемейные конфликты [2, c. 159]

Под педагогической поддержкой по определению О.С. Газмана, мы понимаем оперативную помощь детям в постановлении их индивидуальных проблем, связанных с физическим и психическим здоровьем, социальным и экономическим положением.

По мнению О. С. Газмана, механизм педагогической поддержки состоит из пяти этапов:

1) диагностического — выявления наличия проблемы, установление первичного контакта с ребенком, совместная оценка и описания сути запроса;

2) поискового- поиск причин и проявления проблемы;

3) договорного — назначение договорных взаимоотношений и заключение договора;

 4) деятельностного — работы специалистов, побуждение инициативы, координирование в процессе взаимодействия;

 5) рефлексивного — подведение итогов, рассмотрение улаживания проблемы, проектирование дальнейших шагов [6, c. 53].

Педагогическая поддержка — это прием средств, обеспечивающих помощь детям в самостоятельном индивидуальном выборе — нравственном, гражданском, самоопределении, а также в решении трудностей самореализации в учебной, коммуникативной, трудовой и творческой деятельности [5].

Основными методами педагогической работы с детьми данной категории являются наблюдение, индивидуальное консультирование, тренинги, игротерапия, преодоление затруднительных психологических ситуаций, арт-терапия, социальная паспортизация семей и др.

Профилактика семейного неблагополучия, которая делится на три уровня:

1) первичная (привлечение разных служб, доступных для всего населения; включает следующие процедуры: поддержка семьи, медицинский патронаж, программы, пропаганда ненасилия через школьные мероприятия и т.д.);

2) вторичная (привлечение медицинских и социальных служб, которые выявляют группу полного риска и методы по профилактике неблагополучия семей);

3) третичная (разработка специальных медицинских и социальных служб, которые занимаются социально неблагополучными семьями, где отсутствует должный уход за детьми или имеются факты насилия [4].

Таким образом, проанализировав психолого-педагогическую литературу по данной проблеме, немаловажно вовремя раскрыть неблагополучную семью и незамедлительно проявить ей необходимую помощь, чтобы оберечься в дальнейшем трудностей в социализации, личностных кризисов и других сложных жизненных ситуаций у ее членов.

 

Список литературы:

  1. Oliferenko L.Ja. Social’no-pedagogicheskaja podderzhka detej gruppy riska: Ucheb.posobie[Jelektronnyjresurs].URL:http://rutracker.org/forum/viewtopic.php?t=4707236
  2. См .: Алексеева Л.С. Институционализация социального патроната семьи в условиях современной России: Автореф. дис. … д-ра социолог. наук. М., 2007. C.159
  3. См.: Слободчиков В.И., Исаев Е.И. Основы психологической антропологии. Психология человека: введение в психологию субъективности: Учеб. пособие. М., 2000.
  4. Битянова М.Р. Психолог в школе: содержание и организация работы. М., 1998; Мухина B.C. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество: Учеб. М., 2004; Слюсарев Ю.В. Психологическое сопровождение как фактор активизации саморазвития личности. СПб., 1992.
  5. Дементьева И.Ф., Олиференко Л.Я. Социально-педагогическая поддержка детей группы риска: Учеб. пособие. М., 2008; Кевля Ф.И. Социально-педагогическая поддержка семей и детей «группы риска» // Вестник психосоциальной и коррекционно-реабилитационной работы. 1998. № 1. С. 2428;
  6. Газман О.С. Воспитание и педагогическая поддержка детей // Народное образование. 1998. № 26. С. 36-37.