Девиантное (антисоциальное) поведение определяется тем, что оно всегда связано с несоответствием действий человека и поступков общепринятым социальным нормам и правилам поведения.
В каждой социальной группе выделяют несколько правил поведения ребенка в обществе: — жизненные стереотипы; — жизненные установки; — ценностные ориентации.
Этих правил должен поддерживаться каждый ребенок в противном случае он может быть признан неадекватным, наказан или исключен из общества.
Девиантное поведение может быть в позитивной форме, так же и в негативной.
Позитивная форма отличается от негативной тем, что ребенок с раннего возраста направляет свою энергию на улучшение своих способностей, связанных прежде всего, с творчеством. В то время, как ребенок с негативной формой показывает своим поведением нарушению общепринятых норм общества.
Данная тема является довольно актуальной, так как по статистическим данным МВД по Республике Саха (Якутия) по итогам 2019 года на территории республики преступность среди несовершеннолетних увеличилось на 4,2 % за последние 6 месяцев.
Данная работа является изучением девиантного поведения личности и влияние на него арт-терапии.
Девиантное поведение может привести к раннему алкоголизму, наркоманию и суицидным попыткам. Такое поведение возникает при социальном кризисном процессе, так как подросткам сложнее адаптироваться к социальной среде.
Также у некоторых подростков агрессивность основывается способом увеличения своего престижа, показа самостоятельности и взрослости среди своих сверстников.
Арт-терапия необходима в работе с трудными подростками, которые нуждаются в необходимом внимании. Каждому подростку нужен индивидуальный подход и через арт-терапию можно достичь доверительное невербальное общение, а также полного самовыражения подростка без каких-либо страхов.
Наиболее подходящие методы арт-терапии для подростков с девиантным поведением: музыкальная терапия, танцевальная терапия, библиотерапия, песочная терапия и изотерапия [2, с. 102].
С такими методами подростки справляются со всеми своими не дугами, такими как недоверия окружающим людям, замкнутостью, раздражительностью, страхами и т.д.
Анализ и обобщение опыта педагогов и психологов выявил, что одним из наиболее часто используемых методов арт-терапии в Республике Саха (Якутия), да и во всей РФ, является изотерапия (рисунок, лепка), также является и библиотерапия. На таких занятиях дети чувствуют себя уверенно и спокойно, так как их не учат рисованию, брать правильную краску, лепить аккуратно и по образцу, а дают возможность свободе выбора и создавать уникальное личное произведение по желанию.
Такой метод не только помогает ребенку достичь уверенность в себе, но и дает толчок для его творческого развития.
Приоритеты метода арт-терапии:
1) успокаивает и устраняет агрессивные чувства. Занятие творчеством является безопасным способом снятия напряжения;
2) помогает быстро понять трудного ребенка, тем ускоряет прогресс в терапии;
3) дети могут больше раскрыться при занятии арт-терапии;
4) помогает понять мысли и чувства, которые на первый взгляд могут показаться непреодолимыми;
5) контролирует негативные эмоции;
7) раскрывает творческий талант;
8) развивает личностные ценности и качества [3, c. 50].
Главной целью арт-терапии состоит в развитии самовыражения и самопознания подростка через творчество и в повышении его адаптационных способностей. С позиции представителя классического психоанализа, основным механизмом коррекционного влияния в арт-терапии является механизм сублимации [4, с. 160].
Мы абсолютно согласны с точкой зрения К. Юнга, который в своей работе пишет: «арт-терапия благодаря искусстве в большой степени упрощает процесс саморазвития личности на основе установления баланса между бессознательным и сознательным «Я». Основой арт-терапии является техника активного воображения, ориентированная на то, чтобы столкнуть лицом к лицу сознательное и бессознательное сознание» [5, с. 182].
Таким образом, проанализировав психолого-педагогическую литературу, обобщив работы исследователей по данной проблеме, мы пришли к выводу о том, что включение в психолого-педагогическую работу с детьми с девиантным поведением метода арт-терапии будет способствовать эффективной коррекции отклоняющегося поведения. А также развивает сенсорную, творческую и познавательную сферу. Снижает негативные эмоции, поддерживает психологическое здоровье детей, повышает работоспособность, помогает регулировать внимание и память.
Более распространенные виды арт-терапии – это изотерапия, музыкальная терапия, танцевальная терапия, библиотерапия и песочная терапия. Они рекомендуются к использованию в общеобразовательных учреждениях для всех детей в возрасте от 5 до 18 лет.
Литература:
- Копытин А.И. Практическая арт-терапия: лечение, реабилитация, тренинг. — М.: Когито-Центр, 2008. – 288 c.
- Арт-терапевтические методы, используемые в работе с детьми и подростками: обзор современных публикаций [Электронный ресурс]/Электрон.дан.URL:http://psyjournal.ru/psyjournal/articles/detail.php?ID=2844, свободный. Яз.рус.
- Куташов В. А., Немых Л. С., Евланова С. М. Терапия детской тревожности семейной средой//Прикладные информационные аспекты медицины.-2014.-Т.17.№ 1.-С.78–80.
- Вараксина А.В. Анализ программ коррекции страхов у младших школьников средствами арт-терапии / А.В. Вараксина // Молодой ученый. — 2015. — № 21. — С. 700-703.
- Ковальчук М. А. Девинтного поведение. Профилактика, коррекция, реабилитация. М.: Владос-Пресс. 2010. 182 с.