ОБУЧЕНИЕ НА ПРОТЯЖЕНИИ ВСЕЙ ЖИЗНИ

24 мая 1:13

В настоящее время в условиях интеграции российской экономики в мировое пространство, при широкой доступности высокопроизводительных технологий главным фактором, обеспечивающим экономический рост, является человеческий капитал (мера воплощенной в человеке способности приносить доход, которая включает в себя врожденные способности, талант, а также образование и приобретенную квалификацию) [4, с. 9].

Поэтому важнейшую роль в обеспечении экономического роста и развития нашей страны будет играть профессиональное качественное обучение и переобучение специалистов, которое будет способствовать повышению качества человеческого капитала и росту производительности труда [2]. В связи с этим, непрерывное образование становится необходимостью в условиях стремительного меняющихся технологий.

Концепция непрерывного образования или учение длинною в жизнь (lifelong learning) возникла в 1960-х на Западе, затем она легла в основу главного принципа политики образования ЕС, начала последовательно реализовываться на государственном уровне и стала основой европейской модели образования.

«Непрерывным является образование, всеохватывающее по полноте, индивидуализированное по времени, темпам и направленности, предоставляющее каждому право и возможность реализации собственной программы его получения и пополнения в течение всей жизни» [1, с. 95].

Основная идея этой концепции состоит в непрерывном совершенствовании личностных качеств человека, его активном творческом и профессиональном развитии, своевременном пополнении знаний, улучшении навыков и качеств на протяжении всей его жизни, что в последствии будет способствовать процветанию всего общества.

Человек на протяжении всей своей жизни обучается, поэтому основываясь на возрасте обучающихся выделяют три стадии обучения длинною в жизнь.

Первая стадия – обучающиеся от 6 до 24 лет, т.е. обучение которых происходит в специальных образовательных учреждениях, от начальной школы до высших учебных заведений, включая неформальное обучение, которое также способствует социальному развитию человека.

Вторая стадия – это люди от 25 до 60 лет, которые занимаются своим профессиональным развитием, как формально: получают дополнительное образование, занимаются научными работами, так и неформально: занимаются решением задач своей повседневной и профессиональной сфер жизни, путешествуют, заводят новые знакомства и открывают для себя новые хобби.

Третья стадия- это категория людей старше 60 лет, которые посвящают себя прежним и новым интересам и увлечениям, включая путешествия, изделия ручной работы, социальная работа, садоводство и другое. Людям этой категории, которые идут путем непрерывного образования, очень важна поддержка общества [3].

Концепция непрерывного образования развивается в двух направлениях: образование длиною в жизнь, образование шириною в жизнь. Образование длиною в жизнь предполагает, что возможности учебы должны быть равномерны на протяжении всей жизни человека, не должны иметь выраженного начала и конца. Данное понятие включает в себя как традиционное детско-юношеское государственное образование, так и образование взрослых и пожилых людей.

Образование шириною в жизнь означает доступность всех основных форм учебной и познавательной деятельности для каждого человека и для всех без исключения социальных групп. Ключевым в этом понятии является то, что каждый человек в любой период своей жизни должен иметь возможность участия в учебном процессе. Самообразование здесь становится одним из основных видов деятельности [5].

Таким образом, тематика непрерывного обучения становится все более актуальной, необходимость образования длиною в жизнь обусловлена прогрессом науки и техники, а также широким применением инновационных технологий, в связи с чем, становится очевидна его необходимость как одного из аспектов образовательных моделей.

Использованные источники

  1. Сжёнов Е.С. О разработке концепции непрерывного образования: основания и принципы // Высшее образование в России. 2011. №2. С. 93-98.
  2. Диденко Д.В. Накопление человеческого капитала и эффективность образования в контексте модернизации российского общества // Экономика образования. 2012. №9
  3. Огарев Е.И., Ключарев Г.А. Непрерывное образование в трансформирующемся обществе. – М.: РНИСиНП, 2002.
  4. Фишер С., Дорнбуш Р., Шмалензи Р. Экономическая теория. –М.: Юнити, 2002.
  5. Fourth International Conference on Adult Education (Confintea): Final Report. – Paris: UNESCO, 1985;
  6. Education. A Treasure Lies Within (Report by the «Delors Comission»). – Paris: Odile Jacob, 1996.

 

  1. Szhjonov E.S. O razrabotke koncepcii nepreryvnogo obrazovanija: osnovanija i principy // Vysshee obrazovanie v Rossii. 2011. №2. S. 93-98.
  2. Didenko D.V. Nakoplenie chelovecheskogo kapitala i jeffektivnost’ obrazovanija v kontekste modernizacii rossijskogo obshhestva // Jekonomika obrazovanija. 2012. №9
  3. Ogarev E.I., Kljucharev G.A. Nepreryvnoe obrazovanie v transformirujushhemsja obshhestve. – M.: RNISiNP, 2002.
  4. Fisher S., Dornbush R., Shmalenzi R. Jekonomicheskaja teorija. –M.: Juniti, 2002.