Рынок косметики и парфюмерии России занимает 2,3% от мирового рынка и входит в число пяти крупнейших по объему рынков Европы. Согласно данным Euromonitor International объем парфюмерно-косметического рынка в РФ в 2018 г. составил более 550 млрд. руб. Он включает в себя розничную продажу косметических средств, средств гигиены, парфюмерии, косметических аксессуаров, которые продаются в специализированных магазинах [1].
В таблице 1 представлены объем предложения косметических средств и его динамика. Объем предложения представляет из себя сумму запасов парфюмерно-декоративных средств на складе и всех декоративных средств, произведенных или завезенных на территорию страны.
Таблица 1 – Предложение косметических средств в России в 2014-2018 гг. [2]
Показатель |
2014г. |
2015г. |
2016г. |
2017г. |
2018г. |
Предложение (млн. шт.) |
4248,2 |
4325,4 |
4529,3 |
4795,7 |
4771,6 |
Темп роста (базисный показатель), % |
— |
101,8 |
106,6 |
112,9 |
112,3 |
Темп прироста (базисный показатель), % |
— |
1,8 |
6,6 |
12,9 |
12,3 |
Темп роста (цепной показатель), % |
— |
101,8 |
104,7 |
105,9 |
99,5 |
Темп прироста (цепной показатель), % |
— |
1,8 |
4,7 |
5,9 |
-0,5 |
За анализируемый период объем предложения парфюмерно-декоративных средств увеличился на 12,3%. Возрастание предложения наблюдается с 2014 г. по 2017 г., а спад на 0,5% в 2018 г. был связан с сокращением внутреннего выпуска продукции на 93,3 млн. шт.
По прогнозам BusinesStat в 2019-2023 гг. на парфюмерно-косметическом рынке ожидается увеличение объема декоративно-косметических средств за счет наращивания производства, а также роста импорта [2]. На рисунке 1 представлен прогноз экспертов агентства до 2023 года.
Рисунок 1 – Прогноз предложения косметических средств в России [2]
По мнению аналитиков, темпы прироста показателя в прогнозный период будут варьировать от 0,8% в 2019 г до 2,3% в 2023г., что будет обусловлено увеличением российского производства продукции в 2020-2023гг. и импортных поставок. В 2023г. объем предложения косметических средств на российском рынке составит 5,2 млрд. шт., что будет больше значения 2018г. на 8,0% [2].
В парфюмерно-декоративной отрасли принято выделять следующие основные сегменты рынка: парфюмерия, средства для макияжа, уходовая косметика для волос, средства по уходу за кожей и профессиональные продукты для эстетического лечения. На рисунке 2 отображены сегменты рынка декоративной косметики РФ за 2013 г., 2017 г., 2018 г.
Рисунок 2 – Рынок косметики и парфюмерии РФ [3]
На российском рынке популярностью пользуются уходовая органическая косметика, дермакосметика и космецевтика. Органическая косметика представляет собой средства, состав которых состоит из натуральных природных компонентов. В состав органической косметики входят экстракты трав, натуральные и эфирные масла, а также полностью отсутствуют парабены, сульфаты и консерванты. Основной задачей дермакосметики является эффективный уход. Аптечная косметика отличается от обычной повышенной концентрацией полезных и действенных веществ, где нет компонентов, вызывающих раздражение кожи. Космецевтические препараты – это одно из косметологических направлений, которые объединяют в себе фармацевтические и косметические свойства. Они оказывают лечебный эффект и проходят испытания на эффективность и безопасность [3].
На рисунках 3-5 в виде диаграмм изображены потребительские предпочтения в уходе за кожей и волосами, декоративной косметики и парфюмерии. По данным агентства Indiger, среди опрошенных в 2018г., большинство предпочитает уходовую продукцию таких брендов как «Nivea», «Бархатные ручки», «Чистая линия». Больше половины рынка приходится на другие средства. В первую очередь это связано с большой популярностью корейской и другой азиатской косметики, расширением ассортимента магазинов, а также ростом количества инди-брендов.
Рисунок 3 – Предпочтения потребителей при выборе средств по уходу за кожей и шампуней [3]
Рынок по уходу за волосами достаточно консолидирован и в 2018г. на долю четырех крупных игроков (Procter&Gamble, Henkel, Unilever и L’Oreal) приходится более половины рынка.
При выборе парфюмерии главными факторами являются качество и производитель. Среди часто используемых марок парфюмерных товаров можно выделить как премиальные – Chanel (6%), Dior (5%), Kenzo (4%) и более бюджетные – Avon (7%) и Oriflame (5%) – рисунок 4.
Доступная декоративная косметика из масс-маркета является лидером на рынке парфюмерно-косметических средств. Внешний вид таких продуктов скромный, а в составе отсутствуют редкие природные компоненты. Среди такой декоративной косметики любой потребитель сможет найти для себя оптимальное соотношение цены и качества. Как правило, такие концерны имеют собственные мощности, изделия которых всегда проходят проверку на соответствие международным стандартам.
Наиболее популярные марки декоративной косметики отображены на рисунке 4.
Рисунок 4 – Предпочтения потребителей при выборе парфюмерии и декоративной косметики [3]
Потребители декоративной косметики, помимо марок, представленных в розничных магазинах, предпочитают использовать и «каталожные» бренды, таких компаний как «Avon» (9%), «Faberlic» (5%) и «Oriflame» (7%). Для экономии денежных средств и времени женщины предпочитают заниматься бьюти-процедурами дома.
Основным драйвером увеличения рынка парфюмерно-декоративных средств являются торговые сети, в том числе и дрогери, которые составляют примерно 75% рынка. В конце 2018 г. в России существовало более 1300 сетей, из которых 276 приходилось на дрогери и близкие к этому форматы. Одним из факторов роста популярности дрогери магазинов является его расположение. Большая часть потребителей не готова тратить время на поездки в торговые центры. В рейтинге крупнейших компаний парфюмерно-косметической розницы в тройку лидеров входят Л’Этуаль, Магнит Косметик, Рив Гош – рисунок 5.
Рисунок 5 – Крупнейшие компании парфюмерно-косметической розницы [3]
За последние 5 лет формат дрогери магазинов стал одни из важнейших форматов в парфюмерно-косметической отрасли. Такие магазины открываются не только в крупных, но и в малых городах и поселениях. Косметические средства и парфюмерия активно продаются на online площадках. По итогам 2018 года общий объем покупок парфюмерии и косметики через e-commerce составил около 32 млрд. руб. Внутри e-commerce растут дрогери и прочие парфюмерные магазины. Растут покупки парфюмерии и косметики через Wildberries и Ozon. Покупки через парфюмерные сети онлайн сокращаются. Основным фактором падения рынка стало снижение суммы среднего чека. Это может быть связано с тем, что потребители стали покупать более доступную продукцию. В 2019 г. продукция категории «Здоровье и красота» занимала 8 место среди популярных покупаемых вещей в интернете.
Исследование парфюмерно-косметического рынка России позволило определить ключевые тенденции продаж. Наиболее популярными продуктами являются средства для ухода за кожей, затем идет парфюмерия и уход за волосами. Несмотря на экономические трудности, связанные в первую очередь со снижением покупательской способности россиян, эксперты полагают, что у бьюти-сегмента достаточно большой потенциал для дальнейшего роста.
Литература
- Исследовательское агентство M.A.RESEARCH [Электрон. ресурс]. – Режим доступа: https://ma-research.ru/novosti-issledovanij/item/215-ob-em-rossijskogo-parfyumerno-kosmeticheskogo-rynka-vyros-na-10-v-2018-godu.html
- Анализ рынка косметических средств в России в 2014-2018 гг. [Электрон. ресурс]. – Режим доступа:https://businesstat.ru/images/demo/beauty_products_russia_2019_demo_businesstat.pdf
- Кузьменкова Г. // Косметический рынок России [Электрон. ресурс]. – Режим доступа: https://indiger.ru/