Одной из основ государственного устройства является свобода экономической деятельности в Российской Федерации, закрепленная в ст.8 Конституции РФ.[1]
Реклама является неотъемлемой частью предпринимательской деятельности, поскольку при эффективном охвате целевых потребителей товаров и услуг повышается прибыль, тем самым происходит повышение экономической эффективности.
Ненадлежащая реклама неизбежна поскольку в настоящее время присутствует высокий уровень конкуренции, низкая правовая осведомленность в сфере рекламы у хозяйствующих субъектов малого бизнеса, а также большое количество оценочных понятий ненадлежащей рекламы.[2]
Для недопущения недобросовестной конкуренции, существует ряд ограничений в сфере рекламной деятельности, а в случае их нарушения наступает юридическая ответственность. Ответственность является гарантией законного поведения субъектов предпринимательской деятельности, однако в настоящее время имеется ряд проблем, что подтверждается высоким уровнем ненадлежащей рекламы.[3]
Так, например, многие предприниматели предписывают себе преимущества и особенности, которые не в состоянии обеспечить. При этом их конкуренты могут тратить значительные денежные средства для создания таких условий, однако в связи с создание ложных положительных впечатлений у потребителя, ущемляются добросовестные предприниматели. Такая ситуация является нарушением антимонопольного законодательства РФ.[4]
Особое внимание хочется уделить гражданско-правовой ответственности для крупных юридических лиц. С помощью ненадлежащей рекламы за счет объема дохода, от такой рекламы, получают в разы больше прибыли, чем предусмотренный штраф. Так «зачастую рекламопроизводители предупреждают рекламодателей о возможных штрафах, а иногда даже включают их в стоимость ненадлежащего рекламного продукта» .[5]
Следовательно, гражданско-правовая ответственность не является гарантом законного поведения субъектов большего бизнеса.[6] В связи с чем, для физических лиц, которые принимают решения об использовании ненадлежащей рекламы, необходимо применение уголовной ответственности. Ненадлежащей рекламе могут сопутствовать иные уголовно-правовые составы преступлений. Так, сведения могут являться клеветническими (ст. 128.1 УК РФ) либо составлять коммерческую тайну (ст. 183 УК РФ).[7]
Нередки случаи, когда в рекламе неправомерно используются объекты интеллектуальной собственности.[8] Согласно постановлению Пленума Верховного Суда РФ от 26.04.2007 № 14 судам при оценке крупного ущерба следует обращать внимание на размер доходов, полученных лицом в результате нарушения им прав интеллектуальной собственности, на размер реального ущерба либо на размер упущенной выгоды, то есть руководствоваться обстоятельствами каждого конкретного случая.[9] В случае отсутствия значительного размера ущерба, наступает административная ответственность.
В исследовательских работах последний лет все чаще предполагается, что «для решения проблем в сфере правового регулирования рекламной деятельности необходимо усовершенствовать нормативно-правовую базу и ужесточить меры наказания за изготовление и распространение рекламы ненадлежащего характера».[10]
Подводя итог, необходимо придти к выходу, что ответственность за ненадлежащую рекламу является гарантом прав субъектов предпринимательской деятельности, а также потребителей. Для малого и среднего бизнеса гражданско-правовая ответственность является достаточной, однако существующая ответственность для крупного хозяйствующего субъекта не достигает поставленной цели, в связи с чем, необходимо ужесточение уголовной ответственности.
Список литературы:
- Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ) // СПС КонсультантПлюс
- Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая): федеральный закон от 26.01.1996 г. N 14-ФЗ: (ред. от 4.11.2019) // СПС КонсультантПлюс
- Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 N 63-ФЗ // Собрание законодательства РФ. 1996. N 25. Ст. 2954.
- Пленума Верховного Суда РФ от 26.04.2007 № 14 «О практике рассмотрения судами уголовных дел о нарушении авторских, смежных, изобретательских и патентных прав, а также о незаконном использовании товарного знака»
- Шаназарова Елена Витальевна, Зыков Даниил Алексеевич, Гудков Анатолий Иванович Основные Проблемы Законодательного Регулирования Рекламной Деятельности И Пути Их Решения // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. 2019. №4.
- Кострикова А.С. Актуальные проблемы правового регулирования в сети Интеренет / А.С. Кострикова, М.Л. Макаревич // Инновационная экономика: перспективы развития и совершенствования. 2017. № 8(26).
- Микаева А.С. Проблемы правового регулирования в сети интернет и их причины // Актуальные проблемы российского права. 2016. № 9.
- Бычков А.И. До первой «звезды» // ЭЖЮрист. 2017. № 48.
- Кулешова И.Ю. Проблемы эффективности применения административной ответственности за нарушение законодательства о рекламе // Административное и муниципальное право. 2017. № 3.
- Кузнецов М.М. К вопросу ответственности за ненадлежащую рекламу // Ленинградский юридический журнал. 2015. № 4.
[1] Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ) // СПС КонсультантПлюс.
[2] Микаева А.С. Проблемы правового регулирования в сети интернет и их причины // Актуальные проблемы российского права. 2016. № 9. С. 29–32
[3] Кострикова А.С. Актуальные проблемы правового регулирования в сети Интеренет / А.С. Кострикова, М.Л. Макаревич // Инновационная экономика: перспективы развития и совершенствования. 2017. № 8(26). С. 67–75.
[4] Бычков А.И. До первой «звезды» // ЭЖЮрист. 2017. № 48. С. 11.
[5] Кулешова И.Ю. Проблемы эффективности применения административной ответственности за нарушение законодательства о рекламе // Административное и муниципальное право. 2017. № 3. С. 41–49.
[6] Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая): федеральный закон от 26.01.1996 г. N 14-ФЗ: (ред. от 4.11.2019) // СПС КонсультантПлюс
[7] Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 N 63-ФЗ // Собрание законодательства РФ. 1996. N 25. Ст. 2954.
[8] Кузнецов М.М. К вопросу ответственности за ненадлежащую рекламу // Ленинградский юридический журнал. 2015. № 4. С. 90–98.
[9] Пленума Верховного Суда РФ от 26.04.2007 № 14 «О практике рассмотрения судами уголовных дел о нарушении авторских, смежных, изобретательских и патентных прав, а также о незаконном использовании товарного знака».
[10] Шаназарова Елена Витальевна, Зыков Даниил Алексеевич, Гудков Анатолий Иванович Основные Проблемы Законодательного Регулирования Рекламной Деятельности И Пути Их Решения // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. 2019. №4. С. 180.