На территории Российской Федерации, согласно статье 8 Конституции РФ, гарантируются единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, поддержка конкуренции, свобода экономической деятельности. Однако при стечение конкретных неблагоприятных обстоятельств возможно наступление доминирующего положения хозяйствующим субъектом на рынке. В результате этого у такого субъекта предпринимательства появляется возможность навязывать свои невыгодные условия для потребителей, у которых нет реальной способности прибрести товар другого вида в силу того, что данная организация подавила всякого вида конкуренции. Данное явление называется «злоупотребление доминирующим положением на рынке», и в законодательстве РФ дается определение: «недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо неопределенного круга потребителей». Также к этим действиям законодательством РФ отнесены:
- установление, поддержание монопольно высокой или монопольно низкой цены товара
- изъятие товара из обращения, если результатом такого изъятия явилось повышение цены товара
- навязывание контрагенту условий договора, невыгодных для него или не относящихся к предмету договора (экономически или технологически не обоснованные и (или) прямо не предусмотренные федеральными законами и др., установленные в ст. 10 ФЗ «О защите конкуренции».
На сегодняшний день редка такая ситуация, при которой злоупотребляет своим положением субъект на всероссийском или международном рынке. В большинстве своем данное явление распространено на местном уровне. К таковым можно отнести, например, единственную автошколу в городе, поставщик нефтепродуктов или горячей и холодной воды.
В соответствии со ст. 5 ФЗ «О защите конкуренции» установлено, что доминирующим положением признается положение хозяйствующего субъекта (группы лиц) или нескольких хозяйствующих субъектов (групп лиц) на рынке определенного товара, дающее такому хозяйствующему субъекту (группе лиц) или таким хозяйствующим субъектам (группам лиц) возможность оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара на соответствующем товарном рынке, и (или) устранять с этого товарного рынка других хозяйствующих субъектов, и (или) затруднять доступ на этот товарный рынок другим хозяйствующим субъектам.
Далее определено, что доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта, если:
1) Доля его товара превышает 50%, если не будет установлено, что такое количество товара не является доминирующим;
2) Доля его товара не превышает 50%, однако присутствие такого количества товара на рынке препятствует развитию конкуренции.
В последнем случае расчет производится исходя из размера долей другим субъектов предпринимательства на данном рынке.
Внешние и внутренние факторы могут стать причиной установления доминирующего положения хозяйствующего субъекта на рынке. К ним относятся, например:
- государственная политика: к данному фактору относится дифференцированная система налогообложения, представление субсидий, субвенций и других льгот.
- присоединение или слияние хозяйствующих субъектов;
- производственная и научно-техническая стратегия, в том числе внедрение нововведений;
- явные или тайные соглашения между хозяйствующими субъектами;
- другие факторы.
Что касается пункта 4 из данного перечня, то следует сказать, что федеральная антимонопольная служба дала Разъяснение ФАС РФ № 15 по вопросу злоупотребления доминирующим положением хозяйствующих субъектов, признанных коллективно доминирующими. Так, исходя из положения данного разъяснения не допускается определение доминирующего положения согласно части 3 статьи 5 ФЗ «О защите конкуренции» только на основании сведений о размерах долей хозяйствующих субъектов, то есть на основании только количественного критерия, без рассмотрения всех качественных характеристик товарного рынка.
Доминирующим положение будет признано только в совокупности следующих признаков:
- непосредственно доминирующее положение субъекта предпринимательства;
- совершение действий (бездействия) данного субъекта;
- Наступление и возможность наступления негативных явлений в виде недопущения, устранения, ограничения конкуренции или ущемление интересов других лиц;
- Наличие объективной связи между действиями (бездействием) хозяйствующего субъекта и наступлением негативных экономических явлений в области конкуренции в той или иной предпринимательской деятельности.
На территории РФ данные негативные явления имеют место, и об этом говорит судебная практика. Примерно 6% от общего количества споров с антимонопольными органами составляет именно злоупотребления доминирующим положением хозяйствующих субъектов. За 2013 год общая стоимость исков в Московском регионе составила порядка 700 млн. руб. Самое «дорогое» решение было также вынесено в Москве. Электросетевой компании грозил штраф в размере 356 млн. руб. за злоупотребление доминирующим положением на рынке оказания услуг по передаче электроэнергии. Но суд снизил размер санкций до 100 000 руб.
Еще одну крупную сумму удалось отстоять организации в Северо-Кавказском округе. Хотя судьи удовлетворили ее иск частично, заплатить газовой компании пришлось только 650 000 руб. из 68 млн. руб., которые требовал от нее антимонопольный орган.
Таким образом, в законодательстве РФ установлены критерии, по которым антимонопольные органы определяют занимает ли конкретный хозяйствующий субъект доминирующее положение на рынке и злоупотребляет ли он данным положением.
Помимо этого, исходя из судебной практики затруднительно придти к категорическому и однозначному выводу. Можно заметить, что предъявленные исковые требования удовлетворяются в малом размере (Электросетевой компании грозил штраф в сумме 356 млн. рублей, а удовлетворено судом лишь 100 тыс. рублей). Это может говорить о том, что антимонопольные органы слишком сильно завышают требования по выплате денежных средств в виде штрафа либо же о сложной системе доказывания виновности в совершении правонарушения антимонопольного законодательства хозяйствующим субъектом, в силу чего взыскивать полную сумму становится невозможным.
Список литературы
Федеральный Закон от 27.07.2006г. №135-ФЗ «О защите конкуренции» // Собрание законодательства Российской Федерации. — 2006. — №31 (ч.1) — ст.3434;
Разъяснения ФАС РФ № 15 «О привлечении к ответственности за злоупотребления доминирующим положением хозяйствующих субъектов, признанных коллективно доминирующими» (утв. протоколом Президиума ФАС России от 24.10.2018 № 11);
Основы антимонопольной деятельности: Учебное пособие (Бурба В.В, Ломовцева О.А.). 2001 г. с. 82;
Literature
1) Federal’nyj Zakon ot 27.07.2006g. №135-FZ «O zashhite konkurencii» // Sobranie zakonodatel’stva Rossijskoj Federacii. — 2006. — №31 (ch.1) — st.3434;
2) Razjasnenija FAS RF № 15 «O privlechenii k otvetstvennosti za zloupotreblenija dominirujushhim polozheniem hozjajstvujushhih sub#ektov, priznannyh kollektivno dominirujushhimi» (utv. protokolom Prezidiuma FAS Rossii ot 24.10.2018 № 11);
3) Osnovy antimonopol’noj dejatel’nosti: Uchebnoe posobie (Burba V.V, Lomovceva O.A.). 2001 g. s. 82;