МАЛЫЙ И СРЕДНИЙ БИЗНЕС: ОСОБЕННОСТИ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ

20 мая 7:35

В современной России сравнительный анализ тенденций развития и функционирования малого и среднего бизнеса обусловлен развитием экономических, социальных и политических отношений. Российская Федерация относительно недавно стала развивать направления бизнеса. Это связано с тем, что до распада СССР в 1991 году существовал определенный запрет на осуществление гражданами предпринимательской деятельности. Однако, несмотря на это, малый и средний бизнес в стране имеют свой определенный путь развития. Государство ведет активную политику в области поддержки малого и среднего бизнеса. Предполагается, что оптимизация механизма финансовой поддержки малого и среднего бизнеса на основе привлечения государственных структур  разного уровня во взаимодействии с негосударственными коммерческими организациями позволит повысить эффективность предпринимательской деятельности и коммерциализации научных разработок.

Развитие предпринимательства в России является одним из важнейших условий для решения ряда политических и социально-экономических проблем, таких, например, как недостаток собственных финансовых ресурсов и основных фондов; отсутствие доверия к предпринимателям со стороны кредитных организаций и нежелание осуществлять их кредитование без гарантий или стабильных залогов; а также низкая эффективность функционирования существующего гарантийного механизма поддержки малого и среднего бизнеса, а также повышения уровня конкурентоспособности на различных стадиях хозяйствования. Современные условия рынка в Российской Федерации определенным образом влияют на порядок ведения бизнеса.

http://meridian-journal.ru/uploads/2020/02/3720-3.PNG

Рассматривая вопрос особенностей функционирования малого и среднего бизнеса, необходимо также учитывать, что ведется такой бизнес в условиях нестабильной экономики и волатильности конъектуры на российском и мировом рынках. Несмотря на это, как видно из представленной ниже диаграммы, малый и средний бизнес занимают существенную долю в хозяйственной деятельности страны. 

Нельзя не отметить, что малый бизнес довольно гибко реагирует на переменчивость рыночной экономики и может быстро перестроить свое производство на изготовление иного товара или предоставление иной услуги потребителю. Все это, несомненно, является большим преимуществом малого бизнеса, поскольку предоставляет возможность в короткие сроки окупить вложенный в производство капитал путем его перевода из одной отрасли в другую. Более того, малы бизнес более восприимчив к новациям в экономике и политике, поскольку обладает способностью перестраиваться и апробировать новые идеи. Однако, из-за ограниченности финансовых ресурсов заинтересован в наиболее быстрой разработке идей и решений. Большую роль в развития малого бизнеса, как уже упоминалось ранее, играет поддержка со стороны государства. В Российской Федерации она выражается в упрощенной регистрации, льготных условиях для начинающих предпринимателей, упрощенной бухгалтерской и статистической отчетности, льготах по налогообложению. Более того, государство предоставляет льготы кредитно-денежным организациям, выдающим средства субъектам малого и среднего бизнеса.

Несмотря на все это, предприниматели в России сталкиваются с определенными трудностями, которые возникают из-за несовершенства действующей нормативно-правовой базы, недостаточного финансирования программ развития малого бизнеса, что ведет к дефициту материальных ресурсов. Существенное влияние оказывает также неподготовленность кадров и недостаточность опыта в управлении.

Поскольку развитие малого бизнеса способствует решению ряда глобальных проблем нашей экономики, разрешение перечисленных выше проблем малого предпринимательства позволит ограничить монополию крупных корпораций на производство товаров и услуг, создать новые рабочие места и условия для развития управленческих навыков субъектов малого бизнеса.

В свою очередь, средний бизнес является основой национальной экономической системы, являясь сегментом, где создаются товары. Он является связующим веном между малым и крупным бизнесом и занимает существенную долю рынка во всех развитых странах.

Данный уровень бизнеса, как правило, представлен следующими видами хозяйствования:

  • торговлей;
  • строительством;
  • производством товаров народного потребления;
  • частными медицинскими центрами;
  • сферой услуг.

Средний бизнес обладает такими признаками как гибкость, способность к масштабированию и стимуляция предпринимательской деятельности. с помощью среднего предпринимательства формируется определенное количество рабочий мест, выпускаются все новые и новые виды продукции, а также создается наиболее благоприятная конкурентная среда, что, в свою очередь, приводит к экономическому росту и развитию.

Анализ мировой практики показал, что существуют различные варианты поддержки малого и среднего бизнеса путем использования механизмов минимизации финансовых рисков, в частности: кредитные программы коммерческих банков; программы поддержки малого и среднего бизнеса, реализуемые гарантийными фондами и фондами поддержки малого и среднего бизнеса; программы обществ взаимных гарантий; программы гарантий по ссудам малым предприятиям, работающим в наиболее значимых отраслях экономики.

Российская Федерация, в свою очередь, для обеспечения стабильного функционирования малого и среднего бизнеса ввела программу льготного кредитования, согласно которой малому бизнесу будут выдаваться в уполномоченных банках займы по ставке не более 8,5% годовых.

Министерство экономики разработало законопроект, согласно которому компании, переросшие рамки малого и среднего бизнеса, смогут еще два года после этого оставаться в реестре МСП и пользоваться льготами и преференциями.

Государство также приняло Национальный проект «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы». В 2024 году число занятых в малом и среднем бизнесе (включая индивидуальных предпринимателей) составит 25 млн человек, поднявшись со значения 19,2 млн человек. Планируется, что число самозанятых, которые присоединятся к специальному налоговому режиму, вырастет до 2,4 млн к 2024 году.

Федеральная служба безопасности взяла на себя функцию защиты бизнеса от давления контрольных и надзорных органов на общероссийском уровне и в регионах по поручению В.В. Путина.

Еще одним шагом к легализации малого и среднего бизнеса стало введение категории «самозанятых». Планируется учитывать долю рынка, приходящуюся на эту категорию граждан в общем составе представителей среднего и малого предпринимательства.

Предполагается, что в результате предпринятых мер удастся сохранить имеющиеся на данный момент тенденции активизации малого и среднего и предпринимательства в стране. Среди множества факторов, влияющих на развитие малого и среднего предпринимательства, решающее значение будет иметь приток в данных сегментах бизнеса экономически активного населения из числа безработных и «самозанятых».

 

Литература:

 

  1. Федеральный закон РФ от 24 июля 2007 г. N 209-ФЗ «О развитии малого и сред-него предпринимательства в РФ» (в редакции от 27.12.2018 №537-ФЗ. Consultant.ru. [Электронный ресурс]. URL:http: //www.consultant.ru/ document/cons _doc_LAW_52144(дата обращения: 15.03.2020).
  2. Киршин И.А., Иванушкин Н.С. ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ МАЛОГО И СРЕДНЕГО БИЗНЕСА В РОССИИ И ЗА РУБЕЖОМ // Экономика и современный менеджмент: теория и практика: сб. ст. по матер. XLVIII междунар. науч.-практ. конф. № 4(48). Часть II. – Новосибирск: СибАК, 2015.
  3. Хныкина Т.С. Региональные образовательные центры как инструмент развития малого предпринимательства // Проблемы экономики и управления в торговле и промышленности. Научный журнал. 2013. №2. С 25-30
  4. Малое и среднее предпринимательство в России. 2017: Статистический сборник. – М.: Росстат, 2017.

 

 

Literatura:

 

  1. Federal’nyj zakon RF ot 24 ijulja 2007 g. N 209-FZ «O razvitii malogo i sred-nego predprinimatel’stva v RF» (v redakcii ot 27.12.2018 №537-FZ. Consultant.ru. [Jelektronnyj resurs]. URL:http: //www.consultant.ru/ document/cons _doc_LAW_52144(data obrashhenija: 15.03.2020).
  2. Kirshin I.A., Ivanushkin N.S. OSOBENNOSTI RAZVITIJa MALOGO I SREDNEGO BIZNESA V ROSSII I ZA RUBEZhOM // Jekonomika i sovremennyj menedzhment: teorija i praktika: sb. st. po mater. XLVIII mezhdunar. nauch.-prakt. konf. № 4(48). Chast’ II. – Novosibirsk: SibAK, 2015.
  3. Hnykina T.S. Regional’nye obrazovatel’nye centry kak instrument razvitija malogo predprinimatel’stva // Problemy jekonomiki i upravlenija v torgovle i promyshlennosti. Nauchnyj zhurnal. 2013. №2. S 25-30
  4. Maloe i srednee predprinimatel’stvo v Rossii. 2017: Statisticheskij sbornik. – M.: Rosstat, 2017.