На сегодняшний день реклама в обществе играет весомую роль, поскольку с её помощью потенциальные потребители товаров, работ, услуг для себя делают выводы, каковы их потребности, в каком товаре они заинтересованы, в каких услугах они нуждаются. Более того, реклама имеет целью появление внутреннего ощущения у потребителей нужды в рекламируемом объекте, что сподвигает его на приобретение соответствующего товара, работы, услуги.
Что же такое реклама? Обратимся к нормативному трактованию данного понятия. Согласно пункту 1 статьи 3 Федерального закона от 13.03.2006 № 38 «О рекламе» (далее – ФЗ № 38), реклама – информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижения на рынке. Данное определение, как можно заметить, не является конкретно определённым, так как слово «любой», трижды встречающееся в определении, в таком контексте подразумевает свободу выбора субъекта, занимающегося рекламной деятельностью способа, формы и средств, не противоречащих действующему законодательству. Взяв во внимание тот факт, что рекламная деятельность – творческая деятельность, вполне объяснимо, почему законодатель не привел в определении конкретики, однако, здесь же и лежит начало споров о разграничении рекламы от иной информации, частично, попадающей под признаки рекламы.
Если обратиться к ст. 2 ФЗ № 38, то, в соответствии с ней, положения данного закона не распространяются на справочно информационные и аналитические материалы (обзоры внутреннего и внешнего рынков, результаты научных исследований и испытаний), не имеющие в качестве основной цели продвижение товара на рынке и не являющиеся социальной рекламой. Справочно информационными материалами могут быть статистические, сводные и постоянно видоизменяющиеся полезные данные, основанные в количественных и качественных показателях отдельных социальных явлений. Примером сказанного может послужить пресс-релиз. Сомнительно представляется ситуация, когда пресс-релиз можно спутать с рекламой, однако совсем по-другому обстоит дело, если предметом будет являться какой-нибудь конкретный товар.
В соответствии со ст. 10 Закона РФ от 07.02.1992 N 2300-1 «О защите прав потребителей» изготовитель (исполнитель, продавец) обязан своевременно предоставлять потребителю необходимую и достоверную информацию о товарах (работах, услугах), обеспечивающую возможность их правильного выбора. Положения статьи поставлены таким образом, что если лицо, намеревающееся реализовать товар, по каким-либо причинам не смогло разместить достоверную информацию о товаре, либо разместило неполную информацию, сделало это в ближайшее время по просьбе потребителя. На деле же, в большинстве случаев информация к моменту выставления товара на продажу уже размещена для свободного ознакомления с ней, что экономит время и продавцов и покупателей Информация о товаре должна содержать сведения, характеризующие товар и реально соответствующие действительности. Функциями данной информации является доведения до сведения потребителей стоимость товаров, их видов и свойств.
Таким образом, мы имеем ситуацию, в которой для предупреждения необоснованных правовых споров необходимо провести границу между рекламой и справочно информационными материалами об определенном товаре, которая содержит в себе почти все признаки рекламы. По вопросу разграничения рекламы от иной информации ФАС РФ издал письмо от 16.03.2006 № АК/3512 «О разграничении рекламы и иной информации». Однако, вопросы, которые были рассмотрены в данном акте, не решают проблем, возникающих в правоприменительной практике, так как внимание акцентируется только на рекламно-информационном оформлении, в то время, когда вопрос разграничения таится гораздо глубже. На данный момент, чтобы иметь представление, по каким критериям отграничить рекламу от справочной информации, обратимся к признакам рекламы, данными в ст. 3 ФЗ № 38. Признаками, относящимися к рекламе, и под которые не попадает справочная информация, будут признаки, ориентированные на реализацию товара, а именно, привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижения на рынке.
Следует обратить внимание на то, что «выпадающие» признаки имеют оценочный характер и не во всех случаях можно четко определить, имеются ли в информации указанные признаки или нет. Они направлены на субъективное формирование у потребителей представления о товаре и желание на приобретение товара. Однако, эти же цели может выполнить и справочная информация о товаре, если её объективное содержание будет отвечать требованиям покупателей без отличающих от рекламы признаков. К сожалению, пытаясь распространить информацию о том или ином продукте, возможна ситуация, когда продавец, сам того не замечая, из распространения информации переходит к рекламированию товара.
Примером из правоприменительной практики может послужить решение Управления Федеральной Антимонопольной Службы по Кемеровской области от 04.12.17 за нарушение положений ч. 7 ст. 5 Федерального закона «О рекламе», которое выразилось в ненадлежащей рекламе смартфона. На сайте интернет-магазина публичного акционерного общества МТС размещалась информация на баннере о выгодном тарифе при покупке смартфона конкретной модели. Основным доводом по признании информации рекламой стало то, что содержимое данного баннера направлено на выделение среди прочих товаров телефона конкретной модели на сайте интернет-магазина, при том, что никакой существенной информации о характеристиках, свойствах данной модели не сообщалось, что не соответствует требованиям вышеуказанной нормы. Однако, если обратиться к письму ФАС РФ от 28.08.2015 «О рекламе сети «Интернет» N АК/45828/15, то в данном акте позиция ФАС, касающаяся производимых или реализуемых товаров, размещающаяся на сайте производителя или продавца товаров, если эти сведения предназначаются для информирования посетителей сайта о реализуемых товарах, ассортименте, правилах пользования не является рекламой и положения федерального закона «О рекламе» на данные сведения не распространяются[1].
Также интересным образом обстоит ситуация со скидками и акциями, проводимыми магазинами на сайтах. Сами по себе, скидки, акции, размещенные на интернет-сайтах, где собираются и предлагаются разного рода купоны и билеты, с помощью которых потребители могут позволить себе приобрести с меньшей стоимостью, рекламой не является и относится к справочно информационным и аналитическим материалам. Но в правоприменительной практике не все так однозначно, поскольку любые мероприятия, способствующие реализации товаров, посредством снижения стоимости товара под каким-нибудь условием или же без такового, в большинстве случаев направлены на определенный объект, таким образом, опять же выделяя его из общей массы объектов, направленных на удовлетворение потребностей потребителей, что может привлечь внимание антимонопольного органа.
Так, управление федеральной антимонопольной службы по Воронежской области возбудило и рассмотрело дело в отношении ООО «Биглион» о нарушении положений законодательства о рекламе в информации о купоне автомойки[2]. Юридическое лицо, в отношение которого было возбуждено дело, является сервисом, который собирал информацию о всякого рода акциях и скидках своих партнеров. Одним из таких партнеров оказалась некая автомойка, на услуги которой распространялись скидочные купоны. Данная информация была размещена ООО «Биглион» на своем сайте с указанием адреса, круглосуточной работы автомойки и телефона, а также отмечена возможность использования купона в любое время и любой день в течение определенного временного интервала. Это было признано ненадлежащей рекламой, объектами которой выделялись сама автомойка и услуги, которые она предоставляла. В процессе рассмотрения данного дела, установлены признаки нарушения положений частей 3,7 ст. 5 ФЗ «О рекламе», так как в опубликованной информации не содержалось сведений о временных ограничениях работы, не сообщалось о нерабочих днях, которые имели место быть. Таким образом, (указание на норму). Со стороны потребителя, скорее можно прийти к согласию с решением антимонопольного органа, так как неограниченное число потребителей получило неполную информацию, недостаток которой вводит их в заблуждение. Но, возвращаясь к вышеназванному положению ФЗ «О рекламе» в ст. 2, которое гласит, что правовое регулирование данного закона не распространяется на информационно справочные материалы, не создается твердой позиции по данному вопросу, так как отнесение в качестве объектов рекламы автомойки и её услуг, весьма спорно.
Справочно информационные и аналитические материалы в отличие от рекламы не являются инструментом продвижения какого-нибудь конкретного товара на рынке и не направлена на привлечение к нему внимания и формирования интереса, напротив, они имеют своей задачей беспристрастное донесение до потребителей фактов о товарах и производителях этих товаров. Среди данных материалов не выделяются конкретные товары среди однородной массы товаров, а только подчеркиваются правдивые характеристики и свойства того или иного товара.
Таким образом, разграничение справочно информационных и аналитических материалов от рекламы является спорным на сегодняшний день вопросом. Признаки, которые свойственны рекламе и не свойственны справочно информационным материалам, имеют место быть в теории, но на практике сложно установить, имеются ли они в конкретном случае, поскольку, как и говорилось ранее, данные признаки имеют оценочный субъективный характер и их одних недостаточно для пресечения спорных ситуаций по данному вопросу.
Использованные источники
- Федеральный закон от 13.03.2006 «О рекламе» № 38-ФЗ
-
Закона РФ от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей»
- Письмо ФАС РФ от 16.03.2006 № АК/3512 «О разграничении рекламы и иной информации»
-
Письмо ФАС РФ от 28.08.2015 «О рекламе сети «Интернет» № АК/45828/15
- Предписание Управления Федеральной Антимонопольной Службы по городу Воронежу от 15.04.13 № 27-02р «О прекращении нарушения законодательства РФ о рекламе»
[1] Письмо ФАС РФ от 16.03.2006 N АК/3512 «О разграничении рекламы и иной информации»
[2] Предписание Управления Федеральной Антимонопольной Службы по городу Воронежу от 15.04.13 № 27-02р «О прекращении нарушения законодательства РФ о рекламе»