Реклама в современном мире – большой феномен. Ее влияние на окружающий мир безгранично. Благодаря рекламе рекламодатели имеют возможность продвигать свои товары, работы, услуги в массы, оказывая воздействие на сознание людей посредством телевидения, радио, газет. Реклама выступает посредником в общении между покупателем и продавцом, поддерживает их взаимосвязь путем информирования потребителя о появлении нового продукта на рынке. Но и здесь есть свои сложности, реклама бывает разная, встретить ее можно практически везде, и ее влияние на сознание людей огромно: кто-то воспримет рекламу положительно, кто-то – отрицательно, и впоследствии она сподвигнет человека на совершение опасных для общества действий. Поэтому так важно урегулировать в государстве все процессы, связанные с рекламой, чтобы не допустить этого негативного воздействия на сознание человека. В данной статье мы поговорим о рекламе, ее видах, рассмотрим признаки недобросовестной рекламы и проблемы, возникающие в правоприменительной практике.
Понятие рекламы дается в ФЗ «О рекламе» от 13.03.2006 г. №38-ФЗ, где реклама понимается как информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке. Данный ФЗ направлен на регулирование процессов, связанных с рекламой, объектом рекламирования, имеющий целью развитие рынков товаров, работ и услуг на основе соблюдения принципов добросовестной конкуренции, поддержание и распространение добросовестной и достоверной рекламы, создание благоприятных условий для рекламы, пресечение фактов ненадлежащей рекламы и другое.[1]
Закон о рекламе устанавливает понятие недобросовестной рекламы. Что же она собой представляет?
Во-первых, это та реклама, которая содержит некорректное сравнение рекламируемого товара с другими товарами, находящимися на рынке, которые произведены другими производителями.[2] К примеру, производитель указал в своем рекламном ролике при сравнении двух продуктов разных производителей: себя и конкурента, что один из товаров навсегда испортит ваши вещи, а другой окажет на них благоприятное влияние, спасет от любого негативного проявления, в данном случае как раз и наблюдается некорректное сравнение, способное нанести вред конкуренту.
Во-вторых, реклама будет недобросовестной в том случае, если будет вредить чести, достоинству и деловой репутации конкурента. Случай из судебной практики, когда Московский УФАС признал ООО «еЛама» нарушившим требования пункта 2 части 2 статьи 5 Закона о рекламе при распространении в период с 17.07.2016 по 05.08.2016 в системе «Яндекс.Директ», где была размещена реклама «Вернем деньги из Ларсон Хольц, Ларсон Хольц банкрот! Проведем возврат через любой банк! Кликайте на сайт вернутьденьги.рф», и признана судом как порочащая честь, достоинство или деловую репутацию лица, в том числе конкурента.[3]
В-третьих, реклама будет являться недобросовестной в случае, если представляет собой рекламу товара, реклама которого запрещена данным способом, в данное время или в данном месте, если она осуществляется под видом рекламы другого товара, товарный знак или знак обслуживания которого тождествен или сходен до степени смешения с товарным знаком или знаком обслуживания товара, в отношении рекламы которого установлены соответствующие требования и ограничения, а также под видом рекламы изготовителя или продавца такого товара. Введение нормы обусловлено стремлением запретить подобного рода рекламы. Примечательно, что часто производитель рекламировал алкогольную продукцию под видом другого товара, на что ФАС нередко обращал внимание.
В-четвертых, недобросовестной реклама будет тогда, когда будет являться актом недобросовестной конкуренции в соответствии с антимонопольным законодательством. К примеру, посредством распространения рекламы один производитель вводит в заблуждение покупателей, относящих эту рекламу к другому производителю. При этом формируется ложное представление о причастности не того производителя к предстоящим мероприятиям.
Итак, недобросовестной считается та реклама, которая дискредитирует лиц, не пользующимися рекламируемыми товарами, содержащая некорректные сравнения продуктов разных производителей, наносящая вред репутации конкурента, злоупотребляет доверием граждан, а также, в целом, является актом недобросовестной конкуренции.[4]
Таким образом, видно, что реклама – мощный ресурс, который помогает производителю с продвижением его товара на рынок. Она заставляет обращать внимание на продукт, неважно, где ты находишься, ведь реклама повсюду.[5] Что же делать с недобросовестной рекламой? Ведь ее могут показать на телевизоре, крутить в интернете, да и просто, прогуливаясь по улице, мы можем наткнуться на банер, намекающий нам на превосходство одного товара над другим. Недобросовестная реклама часто показывает нам, на какой товар стоит обращать внимание, на какой улице стоит жить, какое косметическое средство лучше, какое мероприятие стоит посетить вечером и т.д. Важно то, что государство регулирует все эти процессы, устраняет акты недобросовестной конкуренции, предупреждая последующие нарушения. Так, можно чувствовать себя чуть более защищенным от негативного проявления извне.
Использованные источники
- Федеральный закон от 13.03.2006 N 38-ФЗ (ред. от 02.08.2019) «О рекламе».
- Батычко В.Т. Конспект лекций. Предпринимательское право. Таганрог: ТТИ ЮФУ, 2011 г.
- Григорьев Д. Статья: Понятия «недобросовестная реклама» и «недобросовестная конкуренция» в российском законодательстве. «Конкуренция и право». 2015. N 4.
- Дроздова В.Г., Машкин Н.А. Проблемы правового регулирования рекламы, 2017.
- Амангельды А.А., Беляева О.А., Варламова А.Н. и др. (отв. ред. А.В. Габов). «Конкуренция в рыночной экономике: пределы свободы и ограничений: Монография». «ИЗиСП», «Юриспруденция», 2016.
- Решение Московского УФАС России от 06.07.2017 по делу N 3-5-76/77-17.
[1] Федеральный закон от 13.03.2006 N 38-ФЗ (ред. от 02.08.2019) «О рекламе».
[2] Батычко В.Т. Конспект лекций. Предпринимательское право. Таганрог: ТТИ ЮФУ, 2011 г.
[3] Решение Московского УФАС России от 06.07.2017 по делу N 3-5-76/77-17.
[4] Амангельды А.А., Беляева О.А., Варламова А.Н. и др. (отв. ред. А.В. Габов). «Конкуренция в рыночной экономике: пределы свободы и ограничений: Монография». «ИЗиСП», «Юриспруденция», 2016.
[5] Григорьев Д. Статья: Понятия «недобросовестная реклама» и «недобросовестная конкуренция» в российском законодательстве. «Конкуренция и право». 2015. N 4.