РЕКЛАМА, РАСПРОСТРАНЯЕМАЯ ЧЕРЕЗ ИНФОРМАЦИОННО-ТЕЛЕКОММУНИКАЦИОННУЮ СЕТЬ «ИНТЕРНЕТ»: АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ

27 июня 11:41

Реклама давно стала частью нашей жизни. Она окружает нас везде: в транспорте, по телевизору и на радио, в телефоне и на каждом сайте.

Существует бесчисленное множество видов рекламы и с каждым годом их число увеличивается, появляются новые виды и модернизируются старые. В данной статье рассмотрена одна из прогрессивных, востребованных, эффективных реклам, а именно реклама, распространяемая через информационно-телекоммуникационную сеть «Интернет». По статистическим данным 4,536,248,808 человек являются пользователями информационно-телекоммуникационная сети «Интернет», что составляет больше половины населения всей планеты[1]. Неудивительно, что рекламодатели активно используют данную площадку для рекламирования своих товаров и услуг. Помимо большого количества пользователей, интернет привлекает рекламодателей следующими преимуществами:

  1. Относительно низкая стоимость рекламы, по сравнению, например, с рекламой по телевидению;
  2. Детальный таргетинг. Представляет собой возможность рекламодателя точно определить свою аудиторию, которую должен заинтересовать рекламируемый товар;
  3. Большое разнообразие видов рекламы (ниже рассмотрены самые популярные виды);
  4. Контроль статистики. Необходимый показатель для рекламодателя, так как он может увидеть, как прошла рекламная компания, сколько было затрачено средств, имеет возможность оценить эффективность рекламы.

Можно выделить основные виды рекламы в интернете:

  1. Контекстная

Думаю, каждый пользователь интернета замечал, что когда вбиваешь в поисковике какой-нибудь запрос, например, чайник Polaris или Iphone 11 Pro, потом эти товары тебе высвечиваются на каждом сайте. Это не случайность. Именно это и есть контекстная реклама.

Как она работает? Известные поисковые системы (Google, Яндекс) считывают запросы пользователей и начинают предлагать рекламные объявления, подходящие под их запрос. Такая реклама популярна и достаточно эффективна.

  1. Поисковая

Многие авторы выделяют поисковую рекламу как один из видов рекламы. Однако, ФАС России в письме от 25.09.2019 N АК/83509/19 «О разъяснении по вопросу рекламы в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» сказал следующее: «Не является рекламой выдача поисковой системой перечня гиперссылок на различные источники информации (сайты, форумы и пр.), поскольку выдача такого перечня является результатом обработки поискового запроса пользователя» [2].

3.      Тизерная

Тизеры представляют собой короткие миниатюрные объявления шокирующего или неожиданного содержания. Яркими примерами тизеров могут являются объявления следующего содержания – «если пить эту таблетку каждый день можно жить вечно!», «как похудеть за 2 дня без диет». Обычно тизеры отсылают пользователей на развлекательные статьи. Серьезные, крупные компании такой вид продвижения практически не используют.

  1. Нативная

Нативная реклама или скрытая реклама оказывает не осознаваемое потребителями воздействие рекламы на их сознание. Ее задача максимально естественно и ненавязчиво прорекламировать продукт. Такая реклама свойственна социальным сетям, ее часто используют блогеры (лидеры мнений), они ненавязчиво рассказывают о преимуществах продукта, как им пользоваться и показывают положительный результат. Потенциальный покупатель, доверяя блогеру, и не подозревая, что это реклама, приобретает данный товар. В связи с этим нативная реклама активно используется рекламодателями.

  1. Реклама в социальных сетях

Самыми популярными социальным сетям в России являются YouTube, ВКонтакте, Instagram, Одноклассники. Каких-либо специальных требований к такой рекламе законодательство не содержит. Но в письме ФАС России от 25.09.2019 N АК/83509/19 разъясняется, что такая реклама должна соответствовать общим требованиям, установленным Федеральным законом «О рекламе», т.е. должна быть достоверной и добросовестно. Помимо этого она должна соответствовать специальным требованиям, установленным указанным Федеральным законом в отношении рекламы отдельных видов товаров и услуг. В случае выявления нарушений Федерального закона «О рекламе» антимонопольные органы привлекают виновных лиц к ответственности.

Однако важно отметить, что Письмо ФАС устанавливает требования лишь к социальным сетям ВКонтакте и Одноклассники. Вследствие этого в других социальных сетях (Instagram, YouTube) существует огромное количество мошенников, которые используют данные платформы для обмана людей. Например, блогеры с миллионной аудиторией часто рекламируют каперов (незаконные прогнозы и ставки на спорт), опросники (после прохождения таких опросов пользователю обещают выплатить денежное вознаграждение, но по итогу с него снимают денежную комиссию и блокируют), различные финансовые пирамиды и т.д. В результате рекламораспространители и рекламодатели остаются безнаказанными, а пользователь социальных сетей обманут на деньги.

Ввиду активного использования интернета в качестве распространения рекламы своего продукта или услуги необходимо правовое регулирование. Реклама вообще и в интернете в частности регулируется Федеральным законом «О рекламе»[3]. Статья 18, регулирующая рекламу, распространяемую по сетям электросвязи устанавливает лишь общие положения относительно распространения рекламы по сетям электросвязи, но не учитывает все особенности Интернет-рекламы. Так, например, законодательно термин «интернет-реклама» не закреплен, а также не установлены конкретные требования для рекламы, распространяемой через интернет. Безусловно, правовое регулирование Интернет-рекламы на сегодняшний день является актуальной проблемой и требует детального регулирования. Действующее законодательство имеет ряд пробелов, которые необходимо преодолеть для защиты пользователей от незаконных действий со стороны рекламодателей и рекламораспространителей.

 

Список литературы:

  1. Статистика пользователей Интернета по всему миру за 2019 года. Электронный ресурс: https://www.internetworldstats.com/
  2. <Письмо> ФАС России от 25.09.2019 N АК/83509/19 «О разъяснении по вопросу рекламы в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет»// СПС КонсультантПлюс.
  3. Федеральный закон от 13.03.2006 N 38-ФЗ «О рекламе» (ред. от 02.08.2019) // СПС КонсультантПлюс.

 

References:

  1. Statistika pol’zovatelej Interneta po vsemu miru za 2019 goda. Elektronnyj resurs: https://www.internetworldstats.com/
  2. <Pis’mo> FAS Rossii ot 25.09.2019 N AK/83509/19 «O raz»yasnenii po voprosu reklamy v informacionno-telekommunikacionnoj seti «Internet»// SPS Konsul’tantPlyus.
  3. Federal’nyj zakon ot 13.03.2006 N 38-FZ «O reklame» (red. ot 02.08.2019) // SPS Konsul’tantPlyus.