Пройденный Россией путь в четверть века достаточный для того чтобы сделать политико-экономико-правовые итоги относительно реального прорыва страны в рыночную экономику, проводником которой является предпринимательство. Исторический опыт развития рыночно ориентированных стран показал, что предпринимательство представляет единую систему большого, среднего и малого бизнеса (конвергентный уровень). Большой бизнес тяготеет к монополизации, которая нарушает рыночно демократические основы организации общественного производства. Средний и, преимущественно, малый бизнес — остаются мощными общественными ячейками через которые и реализуются рыночно демократические принципы общества в экономической, политической и социальной сферах [1].
Связь между состоянием большого и малого бизнеса абсолютно линейна. Чем более прочные позиции для роста для малого бизнеса, тем прочнее и устойчивее государство, поскольку именно от эффективности ее экономических, политических и правовых институтов и зависят прогнозируемые и ожидаемые результаты развития этого предпринимательского сегмента.
При таких условиях большому бизнесу, исходя из собственных задач развития, преимущественно искать контрактных союзов с малым бизнесом, переводя дифференцированные доли производственного процесса в сферу деятельности субъектов малого предпринимательства. Таким образом крупный бизнес модернизируя структуру реального сектора экономики «втягивает» в этот процесс огромные слои малого бизнеса. Поэтому в экономико-развитых странах мира направленность более малых предприятий сосредоточена в реальном секторе экономики и является определенным отражением состояния и тенденций его модернизации.
Перефразируя известную мысль Маркса можно уверенно сказать, что Не столь важно что производит малый бизнес, важно которыми орудиями труда он этого достигает. В зависимости от ответа на этот вопрос получаем и оценку состояния конкурентоспособности как малого бизнеса, так и всей национальной системы предпринимательства.
Малый бизнес в ведущих странах мира достигает значительных эффектов благодаря организованной и поддерживаемой государством системе реализации функциональных характеристик (особенностей) малого предпринимательства. Современная научная мысль (западноевропейская, американская, и отечественная) постулирует, что специфические особенности малого бизнеса сосредоточены в плоскости его инструментальных экономических и социально-политических функций. В экономические функций входят: содержание рыночно-конкурентного состояния в экономике; сокращение безработицы; увеличение объемов ВВП; ускорения внедрения инновационных технологий [1].
Инструментальными функциями экономического порядка при этом есть: заполнение малоэффективных сфер хозяйственной деятельности; создание рабочих мест; ограничения тенденции монополизации экономики. Социально-политическим функциями малого бизнеса на макроуровне являются: утверждение демократических принципов упорядочения общества в экономической сфере; стабилизация социально-политического равновесия общественных отношений. Инструментальные социально-политические функции включают распространения принципа экономической свободы и охват предельных полюсов трудовых ресурсов: молодых и пожилых людей.
В современном мире все выше упомянутое — это азбука экономической науки и практики. Знание алфавита является банальной истиной если мы хотим научиться читать и писать. Так и в развитии предпринимательства — утверждение его как системного явления рыночной экономики возможно только путем создания условий реализации его функциональных особенностей, которыми постулирует современная экономическая наука.
При этом, содержание именно рыночно ориентированного формата развития в процессе реализации функций присущи малому бизнесу. Взгляд на экономику РФ сквозь призму экономических функций малого предпринимательства не позволяет найти убедительные факты относительно действенного влияния отечественных субъектов малого бизнеса на содержание рыночно-конкурентной состояния в экономике.
К сожалению, нет фактов по сокращению безработицы и роста ВВП за счет активизации сектора малого бизнеса. Крайне скромные достижения малого бизнеса по ускорению внедрения инновационных технологий. Сфера экономики направленная на решение задач по созданию рабочих мест и ограничения тенденции монополизации экономики.
Пессимизм относительно перспектив развития рынка и демократии, за определением достигается благодаря предпринимательству, усиливается существенными изменениями в настроениях населения по предпринимательства в РФ. За последние четыре года положительное отношение к предпринимательству уменьшилось в РФ на 11% (с 76% в 2015 до 65% в 2018, в мире 77% в 2018 году), а готовность открыть свой бизнес уменьшилось на 12% (с 39% в 2015 до 27% в 2018, в мире 50% в 2018 году) [2]. Все это доказывает что, действующая политико-экономическая система не справедлива, поэтому и не эффективна. Отсюда и недоверие населения в будущее собственного государства.
Список использованных источников:
- Лебедева И.П. Япония: промышленность и предпринимательство (вторая половина XX века — начало XXI века). М.: Восточная литература, 2007. 223 с.
- «ФОМнибус» Отношение к предпринимательству и предпринимателям / Электронный ресурс. Режим доступа: https://fom.ru/Ekonomika/12735 (дата обращения 06.03.2020 г.)