ОСОБЕННОСТИ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ТОВАРНЫМИ РЕСУРСАМИ ПРЕДПРИЯТИЯ РОЗНИЧНОЙ ТОРГОВЛИ

7 декабря 4:02

Переход экономики России к рыночным отношениям и связанные с этим процессы, коренным образом изменили экономическую, информационную и правовую среду функционирования предприятий розничной торговли. В этих условий успешное функционирование каждого конкретного предприятия торговли зависит от уровня организации его деятельности, от оптимального использования имеющихся товарных ресурсов до рационально организационного процесса управления товарными ресурсами, что дает возможность сформировать необходимый торговый ассортимент товаров для обеспечения населения в розничной торговой сети, обеспечивать сбалансированность между спросом населения и товарным предложением, поддерживать необходимую полноту и глубину ассортимента, регулировать уровень и структуру товарных запасов, благодаря чему обеспечивается выполнение планов товарооборота и других показателей хозяйственной деятельности предприятий розничной торговли.

Функционирование экономического механизма любого общества, в котором продукты производства выступают товаром, невозможно без взаимного обмена продуктами производства по закону стоимости. Именно товарное производство обусловливает необходимость товарно-денежного обмена и доведения товара из сферы производства в сферу потребления. С одной стороны, торговля опосредует обмен в товарно-денежной форме и создает условия для развития воспроизводственного процесса. С другой стороны, она обеспечивает реализацию форм стоимости товара, т.е. удовлетворения личных и общественных потребностей в товарах и услугах [1, с. 32].

Специфика деятельности предприятий торговли заключается в доведении товаров к конечному потребителю, что является завершающим этапом их продвижения из сферы производства в сферу потребления. Одновременно, доводя продукт до потребителя торговля реализует интересы всех участников товарного обмена. По определению Дж. Ходжсона обмен представляет собой двусторонний трансфер благ, услуг или денег между агентами, предусматривает передачу права собственности [2, с. 221].

Важность товарных ресурсов вызвана спецификой деятельности торговли, как отрасли в целом, так и функциями, которые она выполняет.

Прежде всего это связано с тем, что само развитие и функционирование

торговли во всех видах экономики обусловлены существованием товарного производства и процессом обособления торговли от производства. По утверждению С.М. Мовшович [3, С.53-54] внутренняя торговля позволяет освободить сферу товарного производства от необходимости самостоятельно реализовывать произведенные товары, последнее привело бы к распылению и неэффективному использованию материальных, трудовых и финансовых ресурсов. То есть торговля выполняет две общие функции: как форма товарного обращения осуществляет изменение формы стоимости; как отрасль экономики – доказывает товары от производителя к потребителю. Торговля с одной стороны осуществляет стимулирующее влияние на производство потребительских товаров, способствуя совершенствованию ассортимента и повышению качества товаров, а с другой стороны влияет на товарное предложение на потребительском рынке с его требованиями, путем формирования товарного ассортимента, расширение объемов реализации. По мнению В.С. Марцина, кроме основной функции обеспечения движения товаров от производителя к потребителю, торговля выполняет регулятивно-контрольную и стимулирующую функцию [4, с.37-41].

Учитывая перечень основных функций торговли особое значение в составе материального элемента ресурсов отводится товарным ресурсам. Функционирование предприятий торговли базируется на наличии у них товарных ресурсов. Как отмечает Г.Г.Иванов, недостаточное количество или отсутствие на предприятиях розничной торговли товарных ресурсов может привести к сбоям в реализации товаров [5, с. 352].

Товарные ресурсы предприятия розничной торговли — это специфический элемент ресурсного потенциала и составляющая материальных ресурсов, которая представляет собой совокупность потребительских товаров, отвечающих установленным параметрам и предназначенным для дальнейшей реализации индивидуальным и коллективным потребителям для обеспечения бизнес реализации и достижения предприятием розничной торговли установленных целей развития торговой деятельности. Источниками формирования товарных ресурсов для предприятий торговли является продукция промышленности, продукция сельского хозяйства и перерабатывающей промышленности, подсобных хозяйств, импорт, товарообменные операции, переходные товарные запасы.

По утверждению профессора Мазараки А.А. в условиях всеобщих и всесторонних договоренностей и уступок рынок является институтом свободного обмена, а торговля принимает непосредственное участие в рыночном способе организации человеческой деятельности [6, с. 299]. Предприятия торговли должны обеспечивать ритмичную продажу товаров, соответствующих потребительскому спросу по ассортименту, количеству и качеству.

Необходимым условием обеспечения процесса реализации товаров предприятием торговли является наличие у него товарных ресурсов, являющихся материальной основой для развития товарооборота. Недостаточное количество или отсутствие товарных ресурсов может привести к снижению объемов реализации и недополучения прибыли.

Особенностью деятельности предприятий розничной торговли, на отличие от предприятий оптовой торговли, является реализация товаров для конечного потребления. Соответственно процесс формирования товарных ресурсов должен быть направлен на удовлетворение спроса конечного потребителя, который предусматривает разработку сбалансированного ассортимента товаров, который в рациональных соотношениях сочетает товары различных товарных групп в зависимости от потребностей рынка; поддержания хозяйственных отношений с большой количеством поставщиков товаров; осуществление постоянного мониторинга предложения на рынке потребительских товаров и отбор наиболее целесообразных источников обеспечения предприятия товарными ресурсами; осуществление постоянного мониторинга возможных цен закупки и реализации товаров, сравнение их с ценами предприятий- конкурентов. Для обеспечения эффективной хозяйственной деятельности предприятиям розничной торговли нужно не только обеспечить поступления товаров, являющихся конкурентоспособными по качеству, цене и структурой предложения, но и обеспечить конкурентоспособные условия поставки товаров.

Список использованных источников

  1. Коммерческая деятельность: учебник / под ред. проф. В.В.Апопия. -Изд. 2-е, переорбл. и доклада. — М .: Знание, 2008. — 558 с.
  2. Ходжсон Дж. Экономическая теория и институты: Манифест современной иституциональной экономической теории /Дж. Ходжсон: пер. с. англ. — М .: Дело, 2003. — 464 с.
  3. Мовшович С.М. Процедуры двусторонней торговли / С.Н. Мовшович // Экономика и матем. методы. — 2006. — № 3. — С.53-54.
  4. Марцин В.С. Трансформация функций торговли в деятельности рыночных структур / В.С. Марцин // Финансы Украины. — 2003. — № 11. — с.37-41.
  5. Экономика организации (торговля): учебник / Г. Г. Иванов. — М .: ИД ФОРУМ; ИНФРА-М, 2012. — 352 с.
  6. Мазараки А.А. Торговля: история, цивилизация, мораль / А.А. Мазараки. — М .: Книга, 2010. — 624 с.