НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ САМОЗАНЯТЫХ ГРАЖДАН

11 февраля 3:56

Одним из направлений внутренней экономической политики Российской Федерации является сокращение объема теневой экономики, в том числе за счет налоговых методов.

С 1 января 2019 года вступил в силу Федеральный закон от 27.11.2018 № 422-ФЗ, в связи с чем на территории четырех субъектов РФ – г. Москве, Республике Татарстан, Московской и Калужской областях, начал действовать специальный налоговый режим для самозанятых.

Такой способ налогообложения физических лиц, оказывающих на индивидуальной основе по найму некоторые виды услуг является тривиальным и уже давно используется в зарубежных странах.

В Соединенном Королевстве Великобритании и Северной Ирландии самозанятые уплачивают обычный подоходный налог, но пользуются особым режимом отчислений в систему Национального страхования.

В США соответствующий налог включает платежи на социальное обеспечение и медицинское страхование. В отношении налога на доход самозанятых лиц применяется прогрессивная шкала, поэтому ставка по нему варьируется от 10 до 39,6 %.

В Российской Федерации предложения о необходимости вовлечения самозанятых граждан в формальную экономику начали появляться в середине 2010-х. Министерство финансов РФ обратило внимание на эту категории граждан в 2016 году, когда в рамках реализации Послания Президента РФ Федеральному Собранию РФ и Антикризисных мер Правительства РФ одной из целей своей деятельности в «Основных направлениях налоговой политики на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов» обозначило разработку нормативной базы будущего налогового эксперимента, в том числе определение правового статуса самозанятых.

Целью принятия ФЗ № 422 являлось введение нового специального налогового режима, применение которого поспособствует решению ряда задач:

1) закрепление критериев самозанятых лиц;

2) уменьшение доли теневого сектора экономики. По средним показателям доля данного сектора составляет более 20% ВВП государства, большая часть из которой связана с деятельностью самозанятых.

3) создание равных условий в конкурентной среде. Подготовка отчетности и налоговая нагрузка мешает самозанятым легально осуществлять свою деятельность.

4) укрепление доверия со стороны потребителей. Факт приобретения товара или получения услуги от зарегистрированного лица придает уверенности в том, что они будут качественными, а увеличение спроса послужит поводом для расширения бизнеса.

Трудно не согласиться с А.А. Зыковым, который выделяет три проблемы, которые могут возникнуть при использовании рассматриваемого специального режима: отсутствие у граждан привычки платить налог с такого вида дохода; сложность порядка расчета и уплаты налога; возможная безнаказанность по причине небольшого риска привлечения к ответственности за нарушение налогового законодательства[1].

Если речь идет о неблагоприятных последствиях для самозанятых за нарушение закона, то помимо штрафов в качестве санкций можно использовать различного рода ограничения. Например, почему бы не блокировать банковские операции по зачислению денежных средств за оказанную услугу или проданный товар на счет лица, незарегистрированного в качестве самозанятого?

Известно, что с 1 января 2020 года специальный налоговый режим начал действовать в 19 регионах (г. Санкт-Петербург; Республика Башкортостан, области: Волгоградская, Омская, Новосибирская, Ленинградская, Воронежская, Ростовская, Тюменская, Свердловская, Челябинская, Нижегородская, Сахалинская, Самарская, автономные округа: Ненецкий, Ямало-Ненецкий и Ханты-Мансийский), а с 1 июля 2020 года его действие распространится на все государство.

Стремление такого количества субъектов РФ поучаствовать в налоговом эксперименте можно связать с тем, что налог на профессиональный доход является одним из тех федеральных налогов, доходы от которых зачисляются в бюджеты субъектов Российской Федерации. Согласно п. 2 ст. 56 Бюджетного кодекса РФ норматив такого дохода составляет 63%. Учитывая тот факт, что количество самозанятых, по разным оценкам, составляет 2-10 млн. человек и численность таких зарегистрированных лиц постепенно растет, введение нового специального налогового режима позволит региону немного увеличить доходную часть своего бюджета.

В качестве примера рассмотрим бюджет Республики Татарстан на 2019 год. На момент принятия Закона Республики Татарстан от 21.11.2018 № 88-ЗРТ в прогнозируемых объемах доход бюджета субъекта среди налоговых источников отсутствовало упоминание о налоге на профессиональный доход. В течение первого полугодия в Закон Татарстана о бюджете дважды были внесены изменения, но статья о налоге для самозанятых все также не была закреплена. Лишь с принятием Закона «О внесении изменений в Закон республики Татарстан «О бюджете Республики Татарстан на 2019 год и на плановый период  2020 и 2021 годов» от 27.09.2019 №73-ЗРТ в доходной части бюджета появилась статья «Налог на профессиональный доход» с указанием прогнозируемого объема поступлений денежных средств в сумме 40 000 тыс. рублей. Получается, для того, чтобы в какой-то мере дать оценку возможным доходам по новому налогу, более полугода велся учет количества этих граждан в субъекте РФ, величины налоговых поступлений, вычислялись средние показатели.  Доля поступлений по налогу на профессиональный доход пусть и составляет почти 0,01% от общего объема налоговых и неналоговых доходов, но сможет поспособствовать, например, реализации некоторых региональных программ.

В скором времени законодателем будет рассмотрено предложение о мерах государственной поддержки самозанятым лицам при участии закупках по правилам, предусмотренным Федеральным законом от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц». В соответствии с законопроектом, внесенном в Госдуму Правительством РФ, статус самозанятых будет приравнен к статусу субъектов малого и среднего предпринимательства. Предположительно, преференции будут существовать до 31 декабря 2028 года, т.е. до окончания срока проведения налогового эксперимента.

Мы приходим к выводу о том, что существует необходимость во введении новых мер ответственности за уклонение от регистрации в качестве самозанятого и уплаты налога на профессиональный доход. Также распространение применения рассматриваемого специального налогового режима положительно будет влиять на бюджетные системы субъектов РФ.

Использованные источники

  1. В ГД внесен законопроект о преимуществах самозанятых граждан при участии в закупках [Электронный ресурс]. – URL: http://rapsinews.ru/legislation_news/20191106/304998912.html.
  2. Налоговый режим для самозанятых планируется ввести по всей стране с июля 2020 года [Электронный ресурс]. – URL: http://rapsinews.ru/legislation_news/20191101/304983473.html.
  3. Трунин И., Калинин А., Чубаров В., Засько В., Гончаренко И., Зыков А., Черных Н., Курочкин Д., Зарипов В. Самозанятые: выйти из тени // Закон. 2018. № 11. С. 15-31.
  4. Федеральный закон от 27.11.2018 N 422-ФЗ «О проведении эксперимента по установлению специального налогового режима «Налог на профессиональный доход» в городе федерального значения Москве, в Московской и Калужской областях, а также в Республике Татарстан (Татарстан)».

Used sources

  1. The State Duma introduced a bill on the benefits of self-employed citizens participating in procurements [Electronic resource]. — URL: http://rapsinews.ru/legislation_news/20191106/304998912.html.
  2. It is planned to introduce a tax regime for the self-employed throughout the country from July 2020 [Electronic resource]. — URL: http://rapsinews.ru/legislation_news/20191101/304983473.html.
  3. Trunin I., Kalinin A., Chubarov V., Zasko V., Goncharenko I., Zykov A., Chernykh N., Kurochkin D., Zaripov V. Self-employed: get out of the shadow // Law. 2018. No. 11. S. 15-31.
  4. Federal Law of November 27, 2018 N 422-ФЗ «On the experiment to establish a special tax regime» Professional income tax «in the city of federal significance Moscow, in the Moscow and Kaluga regions, as well as in the Republic of Tatarstan (Tatarstan).»

 

[1] Трунин И., Калинин А., Чубаров В., Засько В., Гончаренко И., Зыков А., Черных Н., Курочкин Д., Зарипов В. Самозанятые: выйти из тени // Закон. 2018. № 11. С. 21.