ПУТИ ПОВЫШЕНИЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ

9 мая 9:43

В условиях волнового развития экономики конкуренция выступает в качестве экономического соревнования производителей альтернативных видов продукции на рынке в связи с привлечением большего количества покупателей и получением максимального дохода на краткосрочный или долгосрочный периоды. Наряду с этим, она является активной силой развития общества, главным инструментом экономии привлеченных ресурсов, выпуском большого количества товаров, которые должны обеспечить потребности потребителей. Поэтому чрезвычайно важным, является исследование механизмов конкуренции в условиях российской экономики, управление конкурент-процессами и разработки путей повышения конкурентоспособности, способностей продукции отечественных предприятий, которые предоставят возможность поднять экономику страны на высшую ступень.

Рассматривая конкуренцию как средство к активизации действия отечественных предприятий, уместно подчеркнуть ее сущность, что определяется И. Шумпетером, как «соперничество старого с новым, то есть с инновациями»; Ф.А. Хайеком в качестве процесса, «с помощью которого люди получают и передают знания… Конкуренция ведет к лучшему использованию способностей и знаний »; А.Ю. Юдановым как «борьба фирм за ограниченный объем платежеспособного спроса потребителей, ведется ими на недоступных сегментах рынка »[1, с.6].

Российский ученый А.Е. Кузьмин определил категорию «Конкурентоспособность» как совокупность рычагов и способов воздействия на сферы создания и реализации конкурентоспособных товаров, цели и ответственности субъектов хозяйствования, которые реализуются с помощью совокупности управленческих средств [2].

Конкурентоспособность предприятия:

  • основывается на конкурентных преимуществах предприятия;
  • определяет способность предприятия выдерживать конкуренцию на определенном рынке;
  • отражает позицию данного предприятия относительно конкурентов.

К основным способам повышения конкурентоспособности

можно отнести:

  • основательное изучение запросов потребителей и анализ конкурентов;
  • обоснованную рекламную политику;
  • создание новой продукции;
  • улучшение качественных характеристик продукции;
  • модернизацию оборудования;
  • всемерное снижение затрат;
  • совершенствование обслуживания;

Основными путями решения проблем, связанных с повышением конкурентоспособности предприятия, являются:

повышение качества управления; совершенствование связей с внешней средой;

внедрение (проведение) стратегического маркетинга «выхода» и «Входа» организации; 

совершенствование организации инновационной деятельности; 

внедрение новых информационных технологий; 

внедрение новых финансовых и учетных технологий; 

анализ ресурсоемкости каждого товара по стадиям его жизненного цикла и внедрение ресурсосберегающих технологий; 

повышение организационно-технического уровня производства; 

развитие логистики;

 развитие тактического маркетинга [3].

К организационным мероприятиям, которые повышают уровень конкурентоспособности предприятия, относят:

обеспечение приоритетности продукции; 

изменение качества изделия и его технических параметров с целью учета требований потребителя и его конкретных запросов; 

выявление преимуществ товара по сравнению с заменителями; 

выявление недостатков товаров-аналогов, которые выпускают конкуренты; 

изучение мероприятий конкурента по совершенствованию аналогичных товаров; 

выявление и использования ценовых факторов повышения конкурентоспособности продукции; 

новые приоритетные сферы использования продукции. [4].

Основными сферами повышения конкурентоспособности являются:

управление инновациями и технологиями; 

процесс производства; исследование информации; 

управление человеческими ресурсами. 

Перспективными направлениями повышения конкурентности в производстве являются: совершенствование использования оборудования, материалов и энергии, а также организации процесса производства.

К основным средствам повышения конкурентоспособности можно отнести:

обстоятельное изучение запросов потребителей и анализ конкурентов; 

обоснованная рекламная политика; 

создание новой продукции; 

повышение технико-экономических и качественных характеристик продукции; 

выявление и обеспечение преимуществ продукта по сравнению с его заменителями; 

выявление преимуществ и недостатков товаров-аналогов, которые производятся конкурентами, и использование полученных результатов в деятельности фирмы; 

модернизация оборудования; 

определение возможных модификаций продукта; 

всемерное снижение затрат.

Итак, высокий уровень конкурентоспособности предприятия свидетельствует об эффективном распоряжении собственными и заемными ресурсами в условиях конкурентного рынка.

Проблема повышения конкурентоспособности и обеспечения конкурентных преимуществ предприятий в рыночных условиях является одной из наиболее актуальных на сегодняшний день. Необходимо учесть не только элементы внешней среды, влияющих на предприятие, или имеющие с предприятием взаимное влияние, а и основанные направления основных сфер деятельности предприятия. Одним из первоочередных задач национальных предприятий, особенно в период финансовой нестабильности, является повышение уровня конкурентоспособности на национальном и международном рынках. Повышения конкурентоспособности предприятия и увеличение его доли на рынке, можно достичь с помощью таких путей:

подать на рынок новый вид продукции; 

снизить цены на продукцию или услуги; 

через рекламу представить более привлекательный вид товара;

продавать товар через большее количество торговых представителей и и др. 

Руководство предприятия должно уметь прослеживать изменения, которые происходят в условиях хозяйствования, и проводить различные преобразования в политике ведения производства и реализации товаров.

Такими преобразованиями могут быть: диверсификация производства, выход на новые рынки, изменение товарной политики, изменение организационно-правового статуса предприятия, создание совместных производств, внедрение новых технологий, модернизация форм сбыта продукции.

 

Список использованных источников

  1. Конкурентоспособность предприятия: оценка уровня и направления повышение: монография. / А.Г. Янковий. — Одесса: Атлант, 2013. — 470 с.
  1. Кузьмин А. Е. Управление международной конкурентоспособностью предприятия: [учеб. пособие. для студ. спец. «Между- народная экономика »] / А. Е. Кузьмин, Н. И. Горбаль. — Львов: Компакт-ЛВ, 2005. — 304 с.
  1. Конкурентоспособность как составляющая экономической безопасности предприятия / А.А. Фальченко, Н.Б. Токарь // Вестник НТУ «ХПИ». Серия: Технический прогресс и эффективность производства. — Х.: НТУ «ХПИ». — 2013. — No 67 (1040). — С. 156-158.
  2. Литвинова Ю.А. Проблемы обеспечения конкурентоспособности предприятия в современных условиях / Ю.А. Литвинова // Управление развитием. — 2012. — No 9. — С. 35-37

Literature

  1. The competitiveness of the enterprise: assessment of the level and direction

increase: monograph. / A.G. Yankoviy. — Odessa: Atlant, 2013 .— 470 p.

  1. Kuzmin A. E. Management of international competitiveness

enterprises: [textbook. allowance. for stud. specialist. “International Economics”] / A. E. Kuzmin, N. I. Gorbal. — Lviv: Compact-LV, 2005 .— 304 p.

  1. Competitiveness as a component of the economic security of the enterprise / A.A. Falchenko, N.B. Turner // Bulletin of NTU «KhPI». Series: Technical Progress and Production Efficiency. — X .: NTU «KhPI». — 2013 .— No. 67 (1040). — S. 156-158.
  2. Litvinova Yu.A. Problems of ensuring enterprise competitiveness in modern conditions / Yu.A. Litvinova // Development Management. — 2012. — No. 9 .— S. 35-37