В условиях волнового развития экономики конкуренция выступает в качестве экономического соревнования производителей альтернативных видов продукции на рынке в связи с привлечением большего количества покупателей и получением максимального дохода на краткосрочный или долгосрочный периоды. Наряду с этим, она является активной силой развития общества, главным инструментом экономии привлеченных ресурсов, выпуском большого количества товаров, которые должны обеспечить потребности потребителей. Поэтому чрезвычайно важным, является исследование механизмов конкуренции в условиях российской экономики, управление конкурент-процессами и разработки путей повышения конкурентоспособности, способностей продукции отечественных предприятий, которые предоставят возможность поднять экономику страны на высшую ступень.
Рассматривая конкуренцию как средство к активизации действия отечественных предприятий, уместно подчеркнуть ее сущность, что определяется И. Шумпетером, как «соперничество старого с новым, то есть с инновациями»; Ф.А. Хайеком в качестве процесса, «с помощью которого люди получают и передают знания… Конкуренция ведет к лучшему использованию способностей и знаний »; А.Ю. Юдановым как «борьба фирм за ограниченный объем платежеспособного спроса потребителей, ведется ими на недоступных сегментах рынка »[1, с.6].
Российский ученый А.Е. Кузьмин определил категорию «Конкурентоспособность» как совокупность рычагов и способов воздействия на сферы создания и реализации конкурентоспособных товаров, цели и ответственности субъектов хозяйствования, которые реализуются с помощью совокупности управленческих средств [2].
Конкурентоспособность предприятия:
- основывается на конкурентных преимуществах предприятия;
- определяет способность предприятия выдерживать конкуренцию на определенном рынке;
- отражает позицию данного предприятия относительно конкурентов.
К основным способам повышения конкурентоспособности
можно отнести:
- основательное изучение запросов потребителей и анализ конкурентов;
- обоснованную рекламную политику;
- создание новой продукции;
- улучшение качественных характеристик продукции;
- модернизацию оборудования;
- всемерное снижение затрат;
- совершенствование обслуживания;
Основными путями решения проблем, связанных с повышением конкурентоспособности предприятия, являются:
повышение качества управления; совершенствование связей с внешней средой;
внедрение (проведение) стратегического маркетинга «выхода» и «Входа» организации;
совершенствование организации инновационной деятельности;
внедрение новых информационных технологий;
внедрение новых финансовых и учетных технологий;
анализ ресурсоемкости каждого товара по стадиям его жизненного цикла и внедрение ресурсосберегающих технологий;
повышение организационно-технического уровня производства;
развитие логистики;
развитие тактического маркетинга [3].
К организационным мероприятиям, которые повышают уровень конкурентоспособности предприятия, относят:
обеспечение приоритетности продукции;
изменение качества изделия и его технических параметров с целью учета требований потребителя и его конкретных запросов;
выявление преимуществ товара по сравнению с заменителями;
выявление недостатков товаров-аналогов, которые выпускают конкуренты;
изучение мероприятий конкурента по совершенствованию аналогичных товаров;
выявление и использования ценовых факторов повышения конкурентоспособности продукции;
новые приоритетные сферы использования продукции. [4].
Основными сферами повышения конкурентоспособности являются:
управление инновациями и технологиями;
процесс производства; исследование информации;
управление человеческими ресурсами.
Перспективными направлениями повышения конкурентности в производстве являются: совершенствование использования оборудования, материалов и энергии, а также организации процесса производства.
К основным средствам повышения конкурентоспособности можно отнести:
обстоятельное изучение запросов потребителей и анализ конкурентов;
обоснованная рекламная политика;
создание новой продукции;
повышение технико-экономических и качественных характеристик продукции;
выявление и обеспечение преимуществ продукта по сравнению с его заменителями;
выявление преимуществ и недостатков товаров-аналогов, которые производятся конкурентами, и использование полученных результатов в деятельности фирмы;
модернизация оборудования;
определение возможных модификаций продукта;
всемерное снижение затрат.
Итак, высокий уровень конкурентоспособности предприятия свидетельствует об эффективном распоряжении собственными и заемными ресурсами в условиях конкурентного рынка.
Проблема повышения конкурентоспособности и обеспечения конкурентных преимуществ предприятий в рыночных условиях является одной из наиболее актуальных на сегодняшний день. Необходимо учесть не только элементы внешней среды, влияющих на предприятие, или имеющие с предприятием взаимное влияние, а и основанные направления основных сфер деятельности предприятия. Одним из первоочередных задач национальных предприятий, особенно в период финансовой нестабильности, является повышение уровня конкурентоспособности на национальном и международном рынках. Повышения конкурентоспособности предприятия и увеличение его доли на рынке, можно достичь с помощью таких путей:
подать на рынок новый вид продукции;
снизить цены на продукцию или услуги;
через рекламу представить более привлекательный вид товара;
продавать товар через большее количество торговых представителей и и др.
Руководство предприятия должно уметь прослеживать изменения, которые происходят в условиях хозяйствования, и проводить различные преобразования в политике ведения производства и реализации товаров.
Такими преобразованиями могут быть: диверсификация производства, выход на новые рынки, изменение товарной политики, изменение организационно-правового статуса предприятия, создание совместных производств, внедрение новых технологий, модернизация форм сбыта продукции.
Список использованных источников
- Конкурентоспособность предприятия: оценка уровня и направления повышение: монография. / А.Г. Янковий. — Одесса: Атлант, 2013. — 470 с.
- Кузьмин А. Е. Управление международной конкурентоспособностью предприятия: [учеб. пособие. для студ. спец. «Между- народная экономика »] / А. Е. Кузьмин, Н. И. Горбаль. — Львов: Компакт-ЛВ, 2005. — 304 с.
- Конкурентоспособность как составляющая экономической безопасности предприятия / А.А. Фальченко, Н.Б. Токарь // Вестник НТУ «ХПИ». Серия: Технический прогресс и эффективность производства. — Х.: НТУ «ХПИ». — 2013. — No 67 (1040). — С. 156-158.
- Литвинова Ю.А. Проблемы обеспечения конкурентоспособности предприятия в современных условиях / Ю.А. Литвинова // Управление развитием. — 2012. — No 9. — С. 35-37
Literature
- The competitiveness of the enterprise: assessment of the level and direction
increase: monograph. / A.G. Yankoviy. — Odessa: Atlant, 2013 .— 470 p.
- Kuzmin A. E. Management of international competitiveness
enterprises: [textbook. allowance. for stud. specialist. “International Economics”] / A. E. Kuzmin, N. I. Gorbal. — Lviv: Compact-LV, 2005 .— 304 p.
- Competitiveness as a component of the economic security of the enterprise / A.A. Falchenko, N.B. Turner // Bulletin of NTU «KhPI». Series: Technical Progress and Production Efficiency. — X .: NTU «KhPI». — 2013 .— No. 67 (1040). — S. 156-158.
- Litvinova Yu.A. Problems of ensuring enterprise competitiveness in modern conditions / Yu.A. Litvinova // Development Management. — 2012. — No. 9 .— S. 35-37