ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ РЕКЛАМНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

17 мая 1:52

В современное время выступает мощнейшим механизмом воздействия на формирование в среде потребителей оптимальных условий свободного выбора производителей, услуг и товаров. Это, в свою очередь, способствует не только четкому отслеживанию жизнедеятельного цикла продукции на рынке, но и формированию и укреплению среди потребителей действенной системы стойкого предпочтения рекламируемых объектов.

В Российской Федерации разрешается распространение товаров и услуг любыми способами, не противоречащими действующему законодательству.

Рекламное право основывается на таких основополагающих принципах, как дозволительная направленность гражданско-правового регулирования, равенство правового режима субъектов, недопустимость вмешательства в частные дела, неприкосновенность собственности, свобода договора, который заключается между участниками рекламной деятельности.

Основными нормативно-правовыми актами, призванными регулировать отношения в рекламной сфере, выступают следующие:

— Конституция Российской Федерации;

— Гражданский кодекс Российской Федерации;

— Федеральный закон от 13.03.2006 N 38-ФЗ (ред. от 02.08.2019) «О рекламе»;

— Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ (ред. от 27.12.2019) «О защите конкуренции» и др.

Данные акты способствуют обеспечению соблюдения принципов рекламного права.

В России положения статьи 29 Конституции РФ о свободе мысли и слова, наличии права свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом, выступают  фундаментальными основами правового регулирования деятельности в рекламной сфере [1].

Согласно статье 1 Федерального закона «О рекламе» под рекламой понимается распространяемая с помощью различных средств массовой информации в любом виде информация о юридическом или физическом лице, его деятельности, начинаниях и идеях, товарах, которая призвана  формировать и поддерживать интерес к ним и способствовать их реализации [3].

Для поддержания интереса к товарам не является обязательным  демонстрировать непосредственно сам товар, достаточным является  демонстрирование изображения отдельных его элементов, которые бы могли напоминать о самом товаре.

Статья 437 Гражданского кодекса РФ понимает под рекламой вызов на оферту. От оферты рекламу отличают следующие признаки [2]:

— реклама не преследует цель сообщить о существенных условиях будущего соглашения;

— реклама всегда обращена к широкому кругу лиц;

— реклама демонстрирует отличительные признаки товара, ставит в известность о нем покупателей.

Федеральный закон «О рекламе» является основным нормативным актом, призванным регулировать содержание маркетинговой информации. Он имеет достаточно широкую сферу применения, данный акт распространяется на все виды российского рынка (например, страховой рынок, рынок банковских услуг и др.) [3].

Данный документ регламентирует правоотношения между объектами рекламной деятельности. Его действие не распространяется лишь на политическую рекламу, а также на объявления частных лиц, размещаемые ими в прессе.

Субъектами отношений в рекламной деятельности в соответствии с российским законодательством выступают:

— рекламодатель – им выступает изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и содержание рекламы лицо;

— рекламопроизводитель – им выступает лицо, которое осуществляет в полной мере или в частичной приведение информации в готовую для распространения в качестве рекламы форму;

— рекламораспространитель – им выступает лицо, которое осуществляет распространение рекламы любым способом, в любой форме и с применением любых средств; он также несет определенную ответственность за нарушение закона о рекламе в части, касающейся времени, места и средств размещения рекламы;

— потребители рекламы – ими выступают лица, на привлечение внимания которых к объекту рекламирования направлена сама реклама [4,c.114].

Заметим, что иногда функции нескольких субъектов могут осуществляться одним лицом. Например, один работник может отвечать за производство рекламы и ее размещение.

Права и обязанности субъектов в рекламной деятельности  устанавливаются не только нормативно-правовыми актами, но и договором, который они заключают перед началом сотрудничества.

В роли рекламопроизводителей, рекламораспространителей, а также рекламодателей могут выступать юридические лица и физические лица — индивидуальные предприниматели, так как на объявления граждан, которые не связаны с осуществлением предпринимательской деятельности, действие Федерального закона «О рекламе» не распространяется.

В то же время в данном нормативном акте отсутствует такой субъект  рекламной бизнес-деятельности, как рекламное агентство, которое по нынешним реалиям не может уложиться в понятия «рекламопроизводитель» и «рекламораспространитель».

С позиции институтов регулирование рекламы в России производится  как государственными, так и индустриальными институтами и органами саморегулирования. Так, рассмотрим их более подробнее [5,c.110]:

  1. Регулирование на уровне государственных институтов.

На данном уровне функционирует Федеральная антимонопольная служба России, которая выступает уполномоченным федеральным органом исполнительной власти и имеет следующие полномочия:

— направление субъектам рекламных отношений соответствующего  предписания о прекращении нарушения законодательства о рекламной деятельности, решений об осуществлении контррекламы;

— направление материалов о нарушении рекламного законодательства в органы, которые выдают лицензию, для решения вопроса о приостановлении определенной деятельности;

— предупреждение, выявление и пресечение нарушения физическими лицами и организациями российского законодательства о рекламной деятельности;

— возбуждение и рассмотрение дела по признакам нарушения российского законодательства о рекламной деятельности и др.

  1. Регулирование на уровне индустриальных институтов.

Одним из основных индустриальных институтов, который призван регулировать отношения в рекламной сфере, выступает Ассоциация Коммуникационных Агентств России. Данное учреждение создано для  объединения и консолидации субъектов рынка рекламы, идентификации интересов отрасли, формирования и внедрения соответствующих правил  профессиональной деятельности в рекламной деятельности и коммерческих коммуникаций и пр.

Следующим объединением выступает Ассоциация Рекламодателей. Ее задачами выступают формирование и утверждение в Российской Федерации  системы надежных гарантий свободы рекламной деятельности, оказание содействия становлению и развитию наиболее эффективной системы саморегулирования рекламной деятельности в России [5,c.112].

Еще одной организацией выступает Российская Ассоциация Маркетинговых Услуг, которая объединяет в себе агентства, непосредственно специализирующиеся на оказании маркетинговых услуг по направлениям. Данное объединение производит деятельность в области развития индустрии услуг маркетинга, увеличения уровня профессионализма и качества данных услуг, осуществляет анализ и прогнозирование макроэкономической ситуации, а также выступает организатором многих мероприятий в этой области.

Основными функциями законодательного обеспечения рекламы выступают следующие:

— регулятивная – подразумевает под собой упорядочивание и регулирование отношений в рекламной сфере;

— охранительная – подразумевает под собой защиту от недобросовестной конкуренции в рекламной сфере, а также предотвращение и пресечение ненадлежащей рекламной деятельности;

—  воспитательная и организационная – подразумевает под собой формирование условий для наиболее эффективного решения с помощью рекламы экономических, социальных и общественно-политических задач.

Статья 5 Федерального закона «О рекламе» устанавливает следующие общие требования к рекламе [3]:

— реклама должна являться распознаваемой без использования технических средств;

— применение в радио-, теле-, видео-, аудио- и кинопродукции, а также в печатной продукции не рекламного типа целенаправленного обращения внимания потребителей рекламы на определенную марку товара без надлежащего предварительного сообщения об этом запрещено;

— реклама должна распространяться только на русском языке на территории России;

— в случае, если деятельность рекламодателя выступает лицензируемой, в рекламе должен быть отмечен номер лицензии и орган, который ее выдал;

— реклама товаров, которые подлежат обязательной сертификации, должна быть сопровождена соответствующей пометкой;

— не допустимо осуществлять рекламу товаров, которые являются запрещенными к производству и реализации на российской территории;

— применение в рекламе объектов исключительных прав допускается лишь в порядке, установленном российским законодательством;

— реклама не должна побуждать к насилию, агрессии, возбуждать панику, побуждать к каким-либо опасным действиям;

— недопустимой является реклама, которая нарушает интересы несовершеннолетних граждан;

— не допустима ненадлежащая реклама, то есть реклама, в которой были допущены нарушения требований к ее содержанию, времени, месту и способу распространения.

За нарушение требований рекламного законодательства в России  участники данной сферы деятельности могут быть привлечены к административной и гражданской ответственности [4,c.116].

По общему правилу скрытая реклама, то есть реклама, оказывающая неосознаваемое потребителем воздействие на его восприятие, в т.ч. с помощью применения специальных видеовставок и иными какими-либо способами, не формирует оснований для привлечения к уголовной ответственности. Такой вид рекламной деятельности применяется в радио-, теле-, видео-, аудио- и кинопродукции.

Как правило, не влечет уголовной ответственности и неэтичная реклама, то есть реклама, содержащая текстовую, зрительную, звуковую информацию, которая, в свою очередь, нарушает общепринятые нормы гуманности и морали, порочит объекты искусства, которые составляют национальное или мировое культурное достояние; порочит государственные символы,  национальную российскую валюту, религиозные символы и пр.

В соответствии с частью 5 статьей 38 Федерального закона «О рекламе» за умышленное нарушение российского рекламного законодательства  федеральными законами могут быть определены иные меры ответственности, нежели административные и гражданско-правовые [3].

По всей видимости, представленная норма подразумевает под собой  возможность наступления уголовной ответственности за умышленное нарушение законодательства о рекламной деятельности.

Анализ судебной практики также свидетельствует о том, что проблема ответственности за рекламу, которая не отвечает требованиям российского законодательства, остается актуальной. Решение данной проблемы требует применения комплексных мер.

Так, благодаря формированию наблюдательного или экспертного совета, в виде ограничивающего и корректирующего механизма, сократится  количество неэтичной, скрытой, недобросовестной рекламы.

В случае обнаружения данного нарушения, как заведомо ложная реклама, при условии ее умышленного формирования, распространения и причинения существенного ущерба, полагаем необходимым внести в уголовный закон изменения, которые определят соответствующие меры ответственности в форме штрафных санкций, обязательных работ, ареста или лишения свободы, в зависимости от тяжести последствий.

Таким образом, проанализировав более детально российское законодательство о рекламной деятельности, можно сделать вывод о том, что регулирование рекламы в нашем государстве происходит на двух уровнях — государственном и индустриальном. Каждый уровень, имея определенные полномочия и функции, создает правила, которыми руководствуется отечественный рынок рекламы в современное время.

 

Список использованных источников:

1.Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ).

2.Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 N 51-ФЗ (ред. от 16.12.2019).

3.Федеральный закон от 13.03.2006 N 38-ФЗ (ред. от 02.08.2019) «О рекламе».

4.Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ (ред. от 27.12.2019) «О защите конкуренции».

5.Белоцерковская, Н.В. К вопросу о правовом регулировании рекламной деятельности // Молодой ученый. — 2016. — №11. — С. 114-117.

6.Машкин, Н.А. проблемы правового регулирования рекламы // Вестник МИЭП.-2017.-№1.-С.110-114.