Целью исследования послужило изучение жизненного смысла студентов. Объект исследования: жизненные смыслы. Предмет: жизненный смысл студентов. Гипотезой исследования является предположение о том, что у студентов второго курса разных направлений подготовки существуют различия жизненных смыслов. Для решения поставленной задачи были выбраны следующие методики: «Система жизненных смыслов» В. Ю. Котлякова; тест смысло-жизненные ориентации, Д. А. Леонтьева.
Используя методику В.Ю. Котлякова «Методика жизненных смыслов» получили следующие результаты (рис.1.). Студенты в наибольшей степени выбирают альтруистическую и семейную категорию. Это говорит о том, что студенты не испытывают затруднений в установлении контактов в межличностных отношениях. К категориям нейтрального жизненного смысла можно отнести экзистенциональные, гедонистические, коммуникативные, статусные. Они находятся в пределах средних значений. Категории игнорируемых жизненных смыслов: когнитивные, самореализации.

Рис.1 Гистограмма представленности жизненных смыслов
Используя методику «СЖО», Д. А. Леонтьева, получили результаты, представленные в (табл.1).
Таблица 1
Средние значения жизненных смыслов (методика СЖО), Д. А. Леонтьева
| Цели в жизни | Процесс жизни | Результативность жизни | Локус контроля – Я | Локус контроля – жизнь | |
| Среднее значение | 22,4 | 20,4 | 13,6 | 22,6 | 21 | 
| Ранг | 2 | 4 | 5 | 1 | 3 | 
Преобладающий показатель «Локус контроля – Я». Это говорит о том, что испытуемые думают о себе как о сильной личности, обладающей достаточной свободой выбора. Доминирующим показателем оказался критерий «Цели в жизни», говорит о наличие или отсутствие в жизни испытуемого целей в будущем. Критерий «Локус контроля – жизнь». У испытуемых убеждение в том, что человеку дано контролировать свою жизнь, свободно принимать решения и воплощать их в жизнь. Ценность, имеющая малую значимость «Результативность жизни». Испытуемые не удовлетворены прожитой частью жизни или могли бы ее прожить гораздо лучше, чем это есть на самом деле.
Таблица 2
Средние значения жизненных смыслов студентов различных направлений
| Категории жизненных смыслов | 1 группа | 2 группа | Группа 1 Ранг | Группа 2 Ранг | 
| Альтруистические | 21,2 | 22 | 1 | 1 | 
| Семейные | 18 | 20,5 | 2 | 2 | 
| Экзистенциональные | 16,8 | 13,3 | 3 | 4 | 
| Гедонистические | 10,6 | 10,5 | 6 | 5 | 
| Коммуникативные | 10,8 | 16,3 | 5 | 3 | 
| Статусные | 12,8 | 8,1 | 4 | 6 | 
| Когнитивные | 5 | 3,6 | 7 | 8 | 
| Самореализация | 4,8 | 5,7 | 8 | 7 | 
У студентов различных направлений выявлено различие между жизненными смыслами «коммуникативными» и «статусными». Первая группа предпочитает статусные смыслы, коммуникативным. Вторая же группа наоборот. Показатели по шкалам «когнитивные» и «самореализация» были выявлены менее значимые.
Таблица 3
Средние значения жизненных смыслов различных направлений
| 
 | Цели в жизни | Процесс жизни | Результативность жизни | Локус контроля – Я | Локус контроля – жизнь | 
| 1 группа | 12,3 | 8 | 8,2 | 12,6 | 9 | 
| 2 группа | 10,1 | 12,4 | 5,4 | 10 | 12 | 
У первой группы в приоритете находятся «цели в жизни», «ЛК-Я»,в то время как у второй «процесс жизни», «ЛК-Я». Жизненные смыслы первой группы «процесс жизни», «результативность жизни», «ЛК-жизни» имеют средние показатели. Во второй группе «цели в жизни», «ЛК-Я» так же средние показатели, «результативность жизни» является игнорируемой.
Таким образом, мы можем говорить о том, что у студентов второго курса разных направлений подготовки существуют различия жизненных смыслов. Гипотеза подтвердилась.
Список литературы:
- Быкова Н.Л. Специфика смыслжизненных ориентаций различных групп учащейся молодёжи в ситуации субъективации жизненных целей.Автореф.дисс. Самара.2005 23с.
- Чудновский, В.Э. Проблема становления смысложизненных ориентаций личности / В.Э. Чудновский // Психологический журнал. 2004. Т. 25. № 6. С. 5–11.
п

