СВЯЗЬ ИНДИВИДУАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЕЙ СОТРУДНИКОВ ПРЕДПРИЯТИЯ И ЭФФЕКТИВНОСТИ УПРАВЛЕНЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ РУКОВОДИТЕЛЯ

20 мая 7:51

Целью исследования послужило изучение взаимосвязи индивидуально-психологических особенностей сотрудников  и показателей эффективности управленческой  деятельности руководителя. Объект исследования: индивидуально-психологические особенности личности руководителя. Предмет: эффективность управленческой  деятельности и ее связь с индивидуально — психологическими особенностями личности руководителя. Гипотезой исследования является предположение о том, что индивидуально-психологические особенности взаимосвязаны с показателями эффективности управленческой  деятельности руководителя на предприятии. 

Для решения поставленной задачи были выбраны следующие методики [7,8]:  Самооценка биполярной эффективности руководителя; Экспертная оценка эффективности; диагностика профессиональной компетентности и эффективности; опросник Г. Айзенка; 16 факторный личностный опросник Р. Б. Кеттелла. Исследование проводилось на базе акционерного общества научно-производственного предприятия города Брянска. Испытуемыми выступили сотрудники, имеющие должности руководителей структурных подразделений компании. Объединенная выборка составила 16 человек. Возраст варьирования от 30 до 53 лет. 

Для выявления у руководителей эффективности управления  мы провели диагностику с помощью опросника «Самооценка биполярной эффективности руководителя». Получили следующие результаты (рис.1).

Рис.1  Гистограмма биполярной  эффективности руководителей

У всех руководителей отмечается высокий управленческий потенциал, однако у каждого руководителя выявлены слабые места, над которыми необходимо работать. На показатели могут влиять индивидуально психологические особенности, недостаток опыта, сверхурочная работа, нехватка возможности отдохнуть, страх потери авторитета.

Далее с помощью методики «Экспертная оценка эффективности» были рассмотрены  факторы эффективности руководителей организации. Результаты представлены на рисунке 2.

Рис.2. Диаграмма эффективности управления

Большая часть сотрудников  50% занимающих руководящие должности, обладают управленческими способностями, стратегическим мышлением, умеют пользоваться авторитетом и властью, стремятся к личностному росту, применяют эффективные стратегии в решении управленческих задач. Следующие 31% испытуемых имеют все возможности повысить свою эффективность. Так же у 19%  руководителей эффективность руководителя еще недостаточна. Зачастую такие показатели у сотрудников, которые стараются избегать инноваций, не умеющих мотивировать работников, невнимательно относящиеся к мнению исполнителей.

С  помощью методики «Диагностика профессиональной компетентности и эффективности» мы изучили отношение руководителей к предприятию и оценили профессиональную компетентность и эффективность. Получили следующие данные  (рис.3).

Рис.3. Диаграмма профессиональной компетентности и эффективности

Испытуемые в количестве 93,75 %  ответили, что предприятие находится на хорошем счету, но всё-таки,  для стабильного успеха необходимо  постоянно совершенствовать методы руководства и контролировать деятельность подчиненных. Лишь малая часть, всего 6,25% считает, что время работает против руководителя и предприятие стабильно лихорадит и считают, что в данном случае необходимо разработать новую концепцию системы управления и развития предприятия.

Мы применили опросник Г. Айзенка, для выявления индивидуально-психологические особенности личности руководителей. Ознакомиться с результатами можно на (рис.4).

Рис.4. Диаграмма типа личности по опроснику Г. Айзенка

Мы видим, что  крайним значениям «яркий экстраверт» и «глубокий интроверт» не соответствует ни один испытуемый выборки. Процентное соотношение экстравертов оказалось 12,5%. Данному типу соответствует общительность, вспыльчивость, импульсивность, оптимистичность и беззаботность. Противоположный тип личности – интроверт составил 18,75% , ему свойственна замкнутость, застенчивость, наблюдается сдержанность в поступках, пессимистичен, высоко ценит нравственные нормы. Среднее значение получили 32,5% испытуемых, данные руководители хорошо умеют корректировать свое поведение исходя из ситуаций, без проблем разграничивают понятия друзья и работа.

Уровень  нейротизма сотрудников (рис.5.).

Рис. 5. Диаграмма уровня нейротизма по опроснику Г. Айзенка

 Мы наблюдаем, что у сотрудников организации показатели разделились на две части: 50% сотрудников имеют средние значения по шкале нейротизм и 50% имеют высокий уровень нейротизма. Данные показатели говорят о том, что руководители находятся в постоянном стрессе, отличается нервностью, рассеянностью внимания, склонностью быстрой сметы настроения, раздражительностью и неустойчивостью в стрессовых ситуациях. Данное напряжение зависит от того, что руководители несут ответственность не только за свои действия, но и за действия отдела и организации в целом.

Так же мы получили следующие показатели стилей темперамента (рис.6).

Рис.6. Диаграмма стиля темперамента

Наименьший показатель был получен по типу темперамента сангвиник, составил 6,25%, ему свойственны следующие качества: впечатлительность, подвижность, мобильность, непоседливость, быстро сходится с людьми, не умеет строго придерживаться распорядка, не хватает  усидчивости, концентрации внимания. Холерик занял 31% ,ему свойственны качества:  инициативность, энергичность, принципиальность, отличается частой раздражительностью, несдержанности. Флегматик набрал наибольшее количество 37,5% ему свойственно следующее: низкий уровень активности поведения, спокойный, уравновешенный, медлительный, в меру общительный, отличается постоянством, глубиной мыслей, вялостью и безволием. Меланхолик составил 25% ему свойственно: нерешительность, застенчивость, робость, отличается содержательностью, сдержанностью и чувствительностью.

Далее мы проверили достоверность ответов с помощью «шкалы лжи» получили следующие результаты (рис.7)

Рис.7  Диаграмма шкалы лжи по Г. Айзенку

Мы наблюдаем следующее, более половины  испытуемых (56,25%) дали не искренние ответы, возможно сотрудники хотели получить симпатию со стороны окружающих, приписывая себе не соответствующие качества, пытаясь вызвать социальное одобрение. Оставшиеся 43,75% руководителей дали искренние ответы.

Для изучения индивидуально-психологических особенностей руководителей мы  использовали 16 — факторный личностный опросник Р. Б. Кеттелла. Были получены следующие результаты (рис.8).

http://meridian-journal.ru/uploads/1966-1.PNG

Рис.8. Средние показатели личностного психологического профиля руководителей

Все показатели находятся в положительной плоскости. Руководители готовы к общению, добродушные, внимательны к другим сотрудникам, обладают наибольшим показателем по  шкале интеллект, что свидетельствует тому, что руководитель обладает абстрактным мышлением, сообразительностью, оперативностью и легко обучаем, эмоционально устойчив к стрессам, спокойный, достаточно выдержан.     Руководители самостоятельно принимают решения, настойчивы и упрямы, способны выйти на конфликт при необходимости, проявляют в тоже время осторожность, у них присутствует склонность к беспокойству.

Руководители организации ответственны, задания выполняют добросовестно, соблюдают моральные нормы и правила, развито чувство долга, проявляют лидерские качества, активность и предприимчивость, готовы к риску и к новым контактам. Однако  присутствует эгоцентризм, они настороженно относятся  к новым знакомствам, раздражительны, стараются быть независимыми, преобладает творческое мышление, умеют  оперировать абстрактными понятиями, мечтательны. Из-за того что приходится постоянно общаться с большим количеством людей, им необходимо обладать проницательностью, расчетливостью, хитростью, уметь вести себя в обществе, обладать эмоциональной выдержанностью.

Руководитель обязан контролировать свои эмоции и поведение, быть уверенным в себе, способен вести за собой коллектив.

C помощью коэффициента линейной корреляции Спирмена, мы исследовали взаимосвязь индивидуально — психологических особенностей личности и показателей эффективности управленческой  деятельности руководителя (табл. 1)

Таблица 1

Результаты корреляции по Спирмену

 

Робость

 

Смелость

Низкий самоконтроль

Высокий самоконтроль

Ответственность

Небрежность

Эффективность

 

Корреляция Пирсона

0,636**

0,509*

0,519*

Знч.(2-сторон)

0,008

0,044

0,039

 

С помощью коэффициента линейной Спирмена   была обнаружена статически значимая связь между показателями эффективность  и такими личностными особенностями, как «робость, смелость» (r=0,636 при р < 0,01). Можно говорить о том, что чем выше у руководителей смелость в принятии решений, тем эффективнее их действия.  Чем ниже эффективность в работе, тем больше у сотрудников проявляется робость.

Было выявлено наличие взаимосвязи по шкалам «низкий самоконтроль, высокий самоконтроль» и  «эффективность» (r=0,509 при p=0,05).  Это говорит о том,  чем выше самоконтроль, тем руководитель принимает обдуманные и слаженные действия, которые повышают эффективность работы и наоборот, чем ниже самоконтроль, тем быстрее снижается эффективность, в связи с тем, что сотрудник не старается избежать ответственности.   

Следующая взаимосвязь была обнаружена между шкалами «ответственность, небрежность» и «эффективность» (r=0,519 при p=0,05).  Данные говорят о том, что чем выше ответственность у руководителя, тем эффективнее и слаженнее его деятельность. Если сотрудник небрежно относится к своей работе, пренебрегая нормам, тем ниже его эффективность в организации.

Вследствие полученных данных, мы можем утверждать, что индивидуально-психологические особенности взаимосвязаны с показателями эффективности управленческой  деятельности руководителя на предприятии.

Список литературы/ References

1. Базаров, Т. Ю. Психология управления персоналом: учебник и практикум для академического бакалавриата / Т. Ю. Базаров. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 381 с.

2. Голубева,  Г.Ф. Взаимосвязь стиля управления с личностными особенностями руководителей /  Г.Ф. Голубева, А.С. Амелина //Научно-методический электронный журнал Концепт.- 2017.- № 3.- С. 87-92.

3. Голубева, Г.Ф. Экономико-психологические проблемы инновационного менеджмента / Г.Ф. Голубева, В.В. Спасенников // ФЭС: Финансы. Экономика.- 2008.  — № 11. — С. 33-41.

4. Дергачев, К.В. Анализ взаимосвязи объекта и парадигмы исследования в эргономике с использованием информационных технологий /К.В. Дергачев,А.А. Кузьменко, В.В. Спасенников // Эргодизайн.- 2019.- № 1 (3).- С. 12-22.

5. Забродин, В. Ю. Социология и психология управления: учебник и практикум для бакалавриата и магистратуры / В. Ю. Забродин. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 147 с.

6. Карпов, А. В. Психология принятия решений в профессиональной деятельности: учебное пособие для бакалавриата и магистратуры / А. В. Карпов. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 155 с.

7. Фетискин, Н.П.  Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп / Н.П. Фетискин, В.В. Козлов, Г.М. Мануйлов.   —  М.: Изд-во Института Психотерапии.- 2002 — 236с.

8. Психодиагностика. Теория и практика в 2 ч. Часть 2 : учебник для академического бакалавриата / М. К. Акимова [и др.] / под редакцией М. К. Акимовой. – М.: Изд-во Юрайт, 2019. — 341 с.