Отношение человека к смерти у всех различно, на него влияют множество факторов, такие как возраст человека, его пол, тип темперамента, воспитание, его профессия, а также религия. Остановимся конкретно на последнем факторе. Религиозное сознание и религиозная картина мира имеют особенности в восприятии не только окружающей реальности, но и в осознании собственной смерти. Психологи, а также сами верующие утверждают, что религия помогает им в борьбе с «земными» страхами. В основе каждой религии лежат священные тексты, диктующие религиозные традиции. Их содержание различно в зависимости от конкретной веры, что наталкивает на выводы о том, что в зависимости от того, к какой религии принадлежит человек, зависит и его отношение к смерти. Итак, рассмотрим основные мировые религии – ислам, буддизм и христианство.
Как было сказано ранее основной характеристикой религиозного сознания является вера, которая основывается на культурных традициях и священных текстах. В исламе это Коран и Сунна – свод повествований о пророке Мухаммаде. В этой религии смерть занимает особое место: в тексте Корана о смерти упоминается сотни раз и подчеркивается ее неизбежность, которую нужно осознать. Считается, что в этой религии как таковой смерти нет, смерть – это жизнь после жизни, нечто промежуточное, о которой нужно думать не со страхом на душе, а с упоением. В священных текстах ислама говорится, что тот, кто не творил злых деяний и был предан Аллаху, не должен бояться смерти, он покинет мир плавно и без страданий и присоединится к Богу в Раю, где будет жить в здравии, достатке и счастье, а смерти должны бояться лишь грешники и атеисты, которых ждут страшные муки в Аду после Страшного суда, поэтому мусульмане намного чаще осмысляют свои поступки и действия. Ислам учит человека не бояться смерти. Таким образом можно сделать вывод, что ислам приближает человека к признанию смерти как неизбежного факта, помогает иначе взглянуть на это явление, тем самым обладает в какой-то степени психотерапевтическим эффектом.
Теперь обратимся к буддизму. В данной религии жизнь и смерть — это единое целое. Считается, что смерть – это новый этап, некое продолжение жизни. Смерть подразумевает под собой не только естественный, но и желанный процесс. В данной религии – это ступень к Абсолюту, то есть искомому состоянию сознания, которое не поддается описанию, не останавливается ни на чем. Однако смерть вовсе не является гарантией достижения Абсолюта, ведь последующее существование зависит от прошедшей жизни. После смерти человека ожидает несколько вариантов последующего исхода событий. Это может быть переселение души, перемещение в ад или же попадание в нирвану. Вообще нирвана переводится как «угасание». Но следует отметить, что в давние времена данный термин имел не то значение, что у современного слова, и под угасанием подразумевалось продолжение существования неизвестным способом. В учении Будды нирвана – это сложное понятие, подразумевающее под собой некое качество мира, не имеющее основы и продолжения. «Это Великое Ничто и одновременно великое Все». Дальнейшую судьбу предопределяет карма. Только освобождение от нее может позволить достигнуть нирваны. Очищение от кармы может произойти даже в сам момент смерти, когда человек производит ряд изменений в своем сердце. Если в момент умирания человек имеет положительный настрой, то он улучшает свое последующее рождение. Когда человек умирает, его внутренняя составляющая распадается на элементы, но при новом воплощении они вновь собираются, но уже совсем иным образом. К повторяющимся перерождениям приводят три «яда»: незнание, гневливость и эгоизм. Чтобы не бояться смерти, буддисты порицают свои неверные действия и совершают добрые поступки во благо всех людей.
Что касается христианства, то отношение к понятию смерти в этой религии преемственно сохраняется с Ветхого завета – отношение как к врагу, который был побежден смертью Иисуса Христа. Изначально смерть пришла в наш мир в мир из-за грехов человека. На протяжении всей жизни она сопровождает его. По изначальному замыслу человек был бессмертен: Адам и Ева могли вечно жить в Раю, но после их грехопадения смерть вошла в мир, представляя собой для людей как наказание, так и освобождение. Человек, совершающий грех, живет по сути уже мертвой жизнью. Грех убивает человека постепенно, сначала развращая его дух, а после – тело. Христианское видение подразумевает восприятие смерти как события не столько биологического, сколько духовного, потому что биологическая смерть – не абсолютная смерть. Именно стремление попасть в рай побуждает человека преодолевать все трудности и тягости праведно, без греха. Ведь земная жизнь, полная печали и скорби, не ценится в христианстве так высоко, поскольку все люди грешны. Архиепископ Таврический писал, что те, кто видели смерть праведных людей видели, что это была и не смерть вовсе, люди будто засыпали, предавались умиротворению и покою. В то время как смерть грешников была мучительная, ведь перед смертью они были переполнены страхом и отчаяньем, а праведники – надеждой и верой.
Нами был проведен опрос людей разных религий в возрасте от 18 до 50 лет. Было набрано по 50 представителей от религий, речь о которых шла ранее. Путем опроса мы выяснили их отношение к смерти и перерождению души. На вопрос «Что вы понимаете под смертью?» среди всех представителей превалировал ответ «Переход в иной мир», что составило 90% всех опрошенных. Остальные 10% считают, что это всего лишь остановка всех протекающих процессов в нашем организме. Любопытны также были ответы на вопрос «Боитесь ли вы смерти?». Среди приверженцев буддизма 60% думают о смерти не со страхом на душе, а с упоением, считают, что смерть приблизит их к нирване. У 25% людей данной религии мысли об этом вызывают страх перед неизвестностью, они переживают о том, что проживают жизнь не без греха. Остальные 15% ответили, что боятся не самой смерти, а процесса умирания. Проанализировав данные среди христиан, мы получили такой результат: 47% от числа опрошенных представляют смерть, как освобождение души для ее дальнейшего развития вне зависимости от материи; 26% считают, что «смерти души» как таковой нет: душа — это скопление энергии, которую невозможно расщепить, но она может изменить свою форму и вид; 14% считают, что смерть — это наказание за содеянные грехи. Чем больше грешил человек, тем раньше он уйдёт из жизни; 9% воспринимают смерть как обязательную «процедуру», логично завершающую жизнь, поскольку всему, что началось, суждено однажды и закончиться; 4% думают, что это необходимый этап эволюции и после смерти будет создание чего-то нового, более прогрессивного и совершенного. У мусульман были получены следующие результаты: 85% опрошенных отметили, что не боятся своей смерти, однако мысли о кончине близких вызывают тревогу. Также стоит отметить, что была прослежена зависимость между возрастом опрашиваемых и их ответами: лица более молодого возраста в большей степени отвечали, что испытывают страх перед смертью так как она ассоциируется на данном этапе их жизни с «физическим умиранием» (61% от опрашиваемых в возрасте 18-30 лет). Практически все приверженцы этой религии веруют в существование Ада и Рая (95%), поэтому для подавляющего большинства верующих смерть – это продолжение жизни в «другом», более «лучшем мире» (87%).
Конечно, описанные выше результаты не являются очень репрезентативными из-за небольшой выборки, однако сделать какие-либо выводы они все же позволяют. Все-таки большинство опрошенных относятся к смерти не так легко, но считают, что смерть – это начало чего-то нового. Глубоко верующие люди испытывают меньший страх перед лицом надвигающейся неминуемой кончины, чем люди без веры. Человек, имеющий сложную организацию, душу, обладающий такими добродетелями как сострадание, сочувствие, доброта, забота и любовь, не может после своего ухода исчезнуть без следа, ничего не оставив после себя. Ведь даже пыльный камень, лежащий на обочине заброшенной дороги, может пролежать там тысячи лет, возможно, имея свое предназначение… Неужели этот камень ценнее для создателя этого мира, чем человеческая душа?
Использованные источники
- Арьес Ф. Человек перед лицом смерти. Пер. с франц. М.: «Прогресс». 1992.– 528 с.
- Попогребский А. П. Смысл жизни и отношение к смерти. // Психология с человеческим лицом: гуманистическая перспектива в постсоветской психологии. Под ред. Д. А. Леонтьева, В. Г. Щур: Смысл, 1997. – С. 177 – 200
- Прихотько В.А. Танатология раннего буддизма // Религиоведение. Научно-теоретический журнал, 2014, № 2. — С. 54-67
- С.И. Ожегов, Н.Ю.Шведова. Толковый словарь русского языка, М., 2003.
- Сафин Р.Ш. «Философские и психологические аспекты отношения к смерти в исламе: осознание неотвратимости и преодоление страха». // Minbar. Islamic Studies. 2019;12(2):571-584.