Информация — это сведения, сообщения, данные, определяющие уровень знаний менеджера о процессах или явлениях в их взаимосвязи.
В управленческой деятельности информация необходима для анализа и принятия того или иного решения.
На сегодняшний день информационный менеджмент — это достаточно важная сфера деятельности. Для эффективности предприятия недостаточно только финансовых, природных материальных и трудовых ресурсов.
Основное условие деятельности ГГ-службы сегодня — это применение принципов управления организацией. Вследствие этого, функционирование ГГ-службы является актуальным с точки зрения практического применения информационного менеджмента на предприятиях.
Информационный менеджмент выделилось как обособленное направление в менеджменте лишь в 70 — годах XX века, вместе с повышением значимости различных информационных каналов и появлением новых, доступных большой части населения. Главной специализацией информационного менеджмента является работа с информацией: ее сбор, управления и распределения между субъектами. Таким образом, для таких процессов необходима организация структуры сбора, контроля входящей информации, ее распространения и анализа для прогноза ожиданий потенциальных и действующих клиентов, а также обеспечения всех бизнес — процессов необходимой информацией.
Стоит отметить, что в разных странах информационный (или IT) менеджмент понимают по — разному. В рамках английской школы менеджмента под информационным менеджментом понимается ряд задач, которые появляются в сфере работы информационных систем, а немецкая школа менеджмента выделяет IT — менеджмент как задачи в сфере создания и использования информационных ресурсов.
В российской школе менеджмента принято следующее определение: информационный менеджмент — это задачи в управлении, которые складываются по поводу достижения целей предприятия за счет управления различными ресурсами информационных технологий как внутри предприятия, так и вне его. В целом, информационный менеджмент включает в себя все решения, необходимые для различных бизнес — процессов на различных жизненных циклах предприятия, связанных с работой с информациях во всех проявлениях.
Информационный менеджмент особенно актуален для тех предприятий, которые непосредственно производят программные продукты или оказывают свои услуги в рамках информационных систем. Однако для предприятий, которые используют ИС, информационный менеджмент также необходим, так как грамотное использование таких систем дает больший позитивный эффект.
В задачи информационного менеджмента входят:
- создание информационной системы на предприятии на основе готовых решений или разработка собственного;
- обеспечение ИС необходимым обслуживанием и перспективами дальнейшего развития;
- создание структуры работы с информацией на предприятии;
- эффективное пользование информационными системами;
- управление человеческими ресурсами и капиталом в рамках процессов работы с информацией;
- обеспечение защиты в рамках работы ИС.
Для оценки развития информационного менеджмента на конкретном предприятии можно применять следующие критерии:
- понимание не только общих основ, но и конкретных процессов в рамках работы информационного менеджмента руководством компании;
- перспективы развития информационного менеджмента на предприятии и готовность предприятия произвести инвестиции в этом направлении;
- участие руководства предприятия в процедурах разработки и принятия решений в информационном менеджменте.
Для конкретного предприятия информационное пространство это бизнес-информация, формируемая на основе данных в цифровом виде, являющаяся элементом деловых знаний и компетенций и составляющая информационные ресурсы компании. Еще в конце 1970 годов стало формироваться самостоятельное направления менеджмента -«информационный менеджмент», основной задачей которого стало управление информационными ресурсами предприятия. Управление информационными ресурсами компании предполагает организацию процессов сбора, хранения, поиска, анализа, обработки, структурирования, перемещения, преобразования, использования данных и опирается на быстро развивающиеся ИТ и средства коммуникаций. Поддержка перечисленных процессов требует создания «необходимых и достаточных условий институционального и инфраструктурного характера», т.е. не только использования современных ИТ, но и построение новых бизнес-моделей для управления предприятиями и реализации мероприятий по обеспечению кибербезопасности и защите корпоративной информации [3]. Таким образом, круг проблем, которые входят в компетенцию информационного менеджмента существенно расширяется за счет мощного инновационного развития ИКТ и построения Архитектуры предприятия (АП) [4].
При управлении информационными ресурсами компании важнейшими задачами информационного менеджмента на предприятии принято считать следующие:
— управления информационными потребностями;
— управление данным и процессами работы с ними;
— управление информационным обслуживанием;
— управления информационными системами;
— управления ИТ-инфраструктурой предприятия и постоянный мониторинг ее состояния;
— управление Архитектурой предприятия и ее развитием [5];
— управление ИТ-проектами.
На современном этапе развития экономики и ИКТ к перечисленным задачам добавляются:
— формирование инновационной политики предприятия и осуществление инновационных программ сфере ИКТ, разработка ИТ-стратегии, соответствующей корпоративной стратегии, и ее согласование с другими функциональными стратегиями компании (производственная, финансовая, маркетинговая и т.д.);
— управление персоналом ИТ;
— управление капиталовложениями в сфере информатизации
— обеспечение комплексной защищенности информационных ресурсов предприятия.
Каждое из перечисленных направлений информационного менеджмента опирается на соответствующие методы, инструменты и стандарты, но важнейшим направлением является управление ИТ-инфраструктурой предприятия, создание и развитие которой позволяет решить все перечисленные выше задачи. Построение на предприятии адекватной потребностям бизнеса ИТ-инфраструктуры, опирающейся на современные цифровые платформы, автоматизированные информационные системы (ИС) различных классов, базы данных, базы знаний, и средства коммуникаций, т.е. на цифровые технологии, которые определяют переход к цифровой экономике, предполагает не только создание специального подразделения (ИТ-департамента), обеспечивающего процессы работы с данными и реализацию ИТ-проектов развития информационной инфраструктуры и их экономическое обоснование.
В условиях цифровой экономики данные становятся формой капитала, и экономические преимущества получают предприятия, которые имеют не только доступ к данным, но также и эффективные технологии их преобразования и использования. Основными задачами управления бизнесом становится получение данных о его состоянии в реальном времени и управление на их основе экономическими процессами. Именно это и обеспечивает информационный менеджмент.
Преимущества, которые обеспечивают современные ИТ-решения, и их роль в повышении конкурентоспособности предприятия очевидны. Адекватный выбор ИТ-решений и качественное, соответствующее современным стандартам управление информационными ресурсами и предоставление ИТ-услуг позволяет достичь необходимого уровня информационного обслуживания и, как следствие, добиться роста эффективности основной деятельности компании. Кроме того, чрезвычайно важно синхронизировать стратегические и операционные задачи бизнеса с развитием и текущей эксплуатацией ИС предприятия, а также построением архитектуры информационных систем в условиях постоянно изменяющегося ландшафта бизнес-процессов в АП. Информационные ресурсы в экономике знаний играют ключевую роль в развитии бизнеса, росте его инновационного потенциала и повышении эффективности его деятельности [6]. От качества управления информационными ресурсами зависит реализация корпоративной стратегии, конкурентоспособность и финансовая состоятельность предприятия [7]. Это становится возможным лишь на основе хорошо организованной системы информационного менеджмента.
Таким образом, информационный менеджмент можно рассматривать не только как инструмент формирования и управления ИТ-инфраструктурой предприятия, но как инструмент управления всеми процессами компании, использующими информацию как ресурс. Т.е. информационный менеджмент обеспечивает процессы управление работой предприятия на основе комплексного использования всех видов информации, имеющихся на самом предприятии и за его пределами, опираясь на ИКТ. Он осуществляется в пределах конкретной организации, относится ко всей информационной деятельности предприятия, а информация в цифровом виде представляет собой самостоятельный фактор производства, который лежит в основе процесса принятия управленческого решения.
Список литературы
- Громов Г.Р. Национальные информационные ресурсы: проблемы промышленной эксплуатации. — М: Наука, 1984. — 240 с.
- Силкина, Г.Ю. Инновационные процессы в цифровой экономике. Информационнокоммуникационные драйверы /Г.Ю. Силкина, С.Ю. Шевченко. — СПб: Изд-во Политехи, ун-та, 2017. — 262 с.
- Распоряжение Правительства РФ от 28.07.2017 № 1632-р Об утверждении программы «Цифровая экономика Российской Федерации»
- Силкина, Г.Ю. Инновационные процессы в экономике знаний. Анализ и моделирование / Г.Ю. Силкина, С.Ю. Шевченко. — СПб: Изд-во Политехи, ун-та, 2014.- 167 с.
- Anisiforov, A.В.. Dubgom, A.S. Organization of eiiteiprise architecture information monitoring // Proceedings of the 29th International Business Information Management Association Conference — Education Excellence and Innovation Management through Vision 2020: From Regional Development Sustainability to Global Economic Growth, pp. 2920-2930,2017.
- Анисифоров, А.Б. Инновационное развитие промышленного кластера / А.Б. Анисифоров, [и др.]; под ред. И.В. Ильина, Г.Ю. Силкиной. — СПб: Изд-во Политехи, ун-та, 2012. — 344 с.
- IGOR V. ILIN, ALEKSEI В. ANISIFOROV Improvement of Strategic and Operational Efficiency of Clusters Based on Enterprise Architecture Model / Recent Advances in Mathematical Methods in Applied Sciences (MMAS ’14). Proceedings of the 2014 International Conference on Economics and Applied Statistics (EAS ’14). Saint Petersburg, 2014. Pages 432-437