МЕТОДИКА ИСПОЛЬЗОВАНИЯ МЕДИАРЕСУРСОВ ПРИ ОБУЧЕНИИ ИНФОРМАТИКЕ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ

5 ноября 3:20

Информационно-коммуникационные технологии не только прочно вошли в нашу повседневную жизнь, они оказывают существенное влияние на различные сферы жизнедеятельности человека, в том числе и на изменение процесса обучения. Задача учителя -организовать процесс обучения таким образом, чтобы ИКТ были не столько его помощником, сколько инструментом, облегчающим понимание учебного материала учащимися.

Современные медиаресурсы открывают учащимся доступ к новым источникам информации, повышают эффективность самостоятельной работы и мотивации обучения в школе, дают совершенно новые возможности для творчества, позволяют учителям реализовать новые формы и методы обучения. Информационные технологии в обучении дают возможность учителю для достижения дидактических целей применять как отдельные виды учебной работы, так и любой их набор, то есть спроектировать обучающую среду. [2]

Персональный компьютер — это средство, инструмент информации, поэтому задача учителя сделать его реальным инструментом обучения в любой предметной области. Наибольшего успеха, на мой взгляд, можно добиться при разумном сочетании традиционных методов обучения с современными информационными технологиями.

Применение медиаресурсов на уроках информатики вносит определенную специфику в известные общедидактические методы обучения. Так, объяснительно-иллюстративные методы при использовании мультимедийного проектора могут заметно повышать познавательную активность учащихся за счет увеличения наглядности и эмоциональной насыщенности.

В настоящее время учителю предоставлена возможность для разработки собственных мультимедийных проектов, которые он может использовать на своих уроках. [3]

Наряду с удачным опытом применения медиаресурсов на уроках информатики в качестве вспомогательного средства, зачастую возникают и неудачные. Например, при выполнении домашнего задания, которое заключалось в проведении опроса среди учащихся, учителей и родителей и создании на основе этого опроса подкастов. С технической стороны с этим заданием учащиеся справляются успешно. Они могут самостоятельно составить вопросы, провести опрос среди разных социальных групп, изучить новую для них программу для создания подкастов Audacity. Чаще всего трудностей при изучении новой программы не возникает. Однако основная цель этого задания заключается не в создании подкастов, а в их анализе, в оценке той информации, которая была озвучена и показана. Ведь с помощью подкастов ученики могут проанализировать опыт реальных людей, критически оценить, сравнить со своим собственным опытом и сделать соответствующие выводы. Таким образом, использование медиаресурсов в данном конкретном случае, хотя и имеет ряд положительных аспектов, таких как развитие исследовательских навыков учащихся, расширение их технологических знаний, тем не менее, в итоге может превратиться в основную цель задания, перестав быть средством достижения цели. Основная проблема в выполнении данного задания заключается в том, что задание не было конкретизировано. Также необходимо учитывать возраст учащихся, ведь, например, пятиклассникам еще довольно трудно самостоятельно составлять вопросы высокого порядка и строить беседу на их основе, а, значит, навыки критического мышления у них недостаточно сформированы.

Планируя свои уроки, учитель не может обойти стороной концептуальные идеи использования ИКТ в преподавании и обучении. Конструктивистская теория предполагает единство теоретических и практических знаний, которые обеспечат качество подготовки учителя [2]. В процессе преподавания основной трудностью в использовании ИКТ становится именно разница между тем, что учитель знает и каким образом он может этому научить. Поэтому прежде чем использовать то или иное новшество, необходимо тщательно продумать процесс его внедрения и объективно оценить свои навыки владения данной цифровой технологией. Для того, чтобы процесс внедрения ИКТ на уроках был эффективным, педагогически грамотным и продуктивным, стоит проанализировать сформированность знаний в области содержания образовательного процесса, методики и технологии. Реализация взаимосвязи этих трех образовательных областей, как считают Мишра и Кёлер, приведет к становлениею самого себя как профессионала высокого уровня [2].

Преподавание информатики невозможно представить без применения ИКТ. Именно на этих уроках необходимы различные методы, приемы и стратегии, так как дети фактически постоянно взаимодействуют с компьютером, активно работают в сети Интернет, с интерактивной доской. Для них это обычные вещи. Каждый ученик должен свободно использовать различные новинки электронной техники, применять их в своей повседневной жизни, уметь работать в различных программах и выстраивать свою деятельность по изучению чего-то для него нового [1]. Академик Глушков В.Н. отмечает, что информационные технологии как процесс переработки информации использовались всегда, но с появлением компьютера появилась уникальная возможность решать новые дидактические задачи [3]. Тем не менее, ИКТ не должны быть пассивной демонстрацией достижений компьютерной науки, они должны быть интерактивными, то есть способными сделать процесс обучения более активным и продуктивным. Поэтому анализировать свои уроки учитель должен именно с позиции использования ИКТ и их роли в процессе обучения, и постараться предусмотреть такие стратегии работы, которые позволили бы сделать процесс обучения учащихся именно интерактивным. Основной акцент при этом делается именно на сам процесс обучения, а не на использование ИКТ, которые должны выступать на уроках как вспомогательное средство для достижения целей обучения.

На уроках информатики необходимо применять физминутки в целях сохранения здоровья учащихся. Интерактивные физминутки помогают создать положительный эмоциональный настрой на уроке, позволяют учащимся отдохнуть, сменить вид деятельности, а, значит, повысят работоспособность [4]. Можно дать возможность учащимся самим выступать в роли ведущих. Учащиеся могут сами разработать физминуткии провести их со всем классом. Таким образом, через довольно простую стратегию применения интерактивных физминуток, ученики смогут организовать свою самостоятельную исследовательскую деятельность, развивать навыки работы с интерактивным оборудованием и новым для них программным обеспечением, смогут перебороть свою неуверенность при работе с компьютерной техникой, проявив тем самым способность к саморегуляции. В данном случае ИКТ выступают именно в роли средства для достижения цели, потому что они способствуют повышению интереса учащихся, стимулируют их самостоятельную исследовательскую активность, а также позволяют преодолеть определенные барьеры в обучении и взаимодействии между детьми.

Достаточно продуктивным является внедрение медиаресурсов в процесс оценивания. Например, используя простую программу JoyClass, возможно применять не только привычное для учащихся суммативное оценивание уровня их знаний, но и формативное. После выполнения учеником работы, программа автоматически принимает и производит суммативную оценку по количеству правильно отвеченных заданий. Учитель может проанализировать работу каждого учащегося и каждому дать формативную оценку, записав ее в поле для комментариев. Таким образом, каждый ученик сможет не только проанализировать свои результаты, но и понять, что в его работе привело к такому результату и какие стратегии для улучшения этого результата ему необходимо выбрать [4]. В данном случае, медиаресурсы выступают в процессе обучения действительно вспомогательным средством, так как они позволяют более рационально использовать время на уроке, а также внедрить в по вседневную практику преподавания принципы формативного оценивания, необходимого для трансформации оценивания обучения в оценивание для обучения.

Использование презентаций на уроках позволяет значительно экономить время при объяснении нового материала и повышает наглядность обучения.

Мультимедийные презентации создаются как учителем, так и учащимися, а также используются готовые презентации из Интернета. Цель — создание банка презентаций для курса «Информатика и ИКТ». Учащиеся с удовольствием занимаются этой работой, как на уроках, так и в качестве домашнего задания.

Создание презентаций требует от своих разработчиков умения правильно подобрать необходимый материал, понимания того, что является важным, а что нет, умения рационально размещать информацию на слайдах, принимать необходимые решения по реализации возникающих идей. Они могут связать различные понятия многочисленными связями, анализируя необходимую информацию. Это творческий процесс. При этом учащиеся приобретают более глубокие, хорошо связанные между собой знания.

Учитывая индивидуальные особенности ученика воспринимать информацию разными способами, каждый фрагмент презентации при разумном сочетании объема и уровня сложности используется для обучения каждого школьника на уровне его возможностей, т.е. в данном случае открываются пути для практической реализации личностно-ориентированного подхода в обучении. [1]

Одним из таких методических приёмов формирования универсальных учебных действий является проектная деятельность. Она помогает обеспечить высокий уровень познавательного интереса, интеграцию теоретических знаний с практическим опытом, развивает творческую активность учащихся, способствует формированию презентационных умений:     организационных, коммуникативных, творческих, исследовательских, презентационных.

Метод проектов всегда ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся — индивидуальную, парную, групповую, коллективную, сетевую, деятельность, которую учащиеся выполняют в течение определённого отрезка времени.

Анализ проектов показывает, что, изучая одну тему, авторы используют свои подходы и реализуют их по-своему. Это зависит от контингента учащихся, степени их подготовленности к восприятию учебного материала. Подходы к исследованиям отличаются по форме и содержанию. В результате конструкция получается действительно многомерной и к тому же разноуровневой.

В ходе изучения темы происходит не только формирование знаний, но и общее развитие учащихся, их интеллектуальных, трудовых, художественных умений, удовлетворение познавательных потребностей учеников. Как показывает практика, если наблюдается развитие познавательных способностей ученика и его самостоятельности в учебно-познавательной деятельности, то будет и хороший результат. Учитель же руководит, направляет, помогает ученикам, стимулирует их самостоятельную работу, активность, творческий поиск.

Мультимедийные методические пособия синтезируют в единый образовательный процесс такие современные технологии, как: опорные конспекты, логико-смысловые модели, мультимедийные, компьютерные презентации, дифференцированное обучение, проектное обучение, ориентированные на творческую самореализацию личности, развитие интеллектуальных возможностей, способствующих формированию потребности самостоятельного получения знаний.

Кроме того, развиваются основные виды мышления, стремление созидать. В интеграции с наиболее перспективными современными педагогическими технологиями информационные технологии в учебном процессе способствуют развитию:

—        аналитических способностей учащихся;

—        проекционных и конструкторских способностей;

—        психических функций (логическое мышление, память, внимание, воображение, и др.);

—        умение общаться на уровне «человек-компьютер»;

—        готовности учащихся к самостоятельной работе.

При подготовке методической информации учитель проектирует процесс достижения образовательных целей обучающимися, самостоятельная работа которых организуется на базе электронных образовательных ресурсов.

Компьютер является очень эффективной методической поддержкой для учителя при организации уроков, а обучающихся школьников стимулирует к приобретению знаний, осмыслению их на самом высоком интеллектуально-практическом уровне. Компьютер используется в качестве инструмента, помогающего учащимся вдумчиво и критически осмысливать получаемую информацию.

Использование мультимедийных средств обучения способствует более быстрому и полному усвоению материала.

Таким образом использование медиаресурсов в качестве методического обеспечения учебно-преподавательской деятельности в современной школе на уроках информатики» — является актуальной. Применение в преподавании информатики методических медиаресурсов позволит решить следующие задачи:

  • развивать творческое мышление путем использования динамических методов обработки и представления информации:
  • осуществлять воспитание коммуникативности, умений работать в команде в процессе обмена данными между учащимися при обсуждении и создании совместных проектов;
  • воспитывать познавательный интерес, опираясь на естественную тягу школьников к компьютерной технике;
  • разрабатывать новые методы обучения, ориентированные на индивидуальные познавательные потребности личности.

Список литературы

  1. Басурматорова Л.А., Хуснутдинова Л.С. Роль ИКТ-компететности учителейпредметников в образовательном процессе. – URL: http://ito.edu.ru/2009/Tomsk/IV/IV-0- 116.html
  2. Семенова Н.Г., Вакулюк В.М. Информационные и коммуникационные технологии в профессиональном образовании. – URL: http://www.science-education.ru/19-659
  3. Воюшина М. П. Формирование культурного поля школьника в урочной и внеурочной образовательной деятельности. СПб: Северная звезда, 2010. 24 с.
  4. Современные информационные технологии и ИТ-образование // сб. науч. тр. XI Международной науч.-практ. конференции / под ред. В.А. Сухомлина. – М.: МГУ, 2016.
  5. Корнилова, Е.А. Смешанное обучение как средство реализации системнодеятельностного подхода в школе / Е.А. Корнилова, А.А. Стрижаков // Вестник Московского государственного областного университета. – 2016. – № 4. – С. 110–118. – (Серия: Педагогика).