Мотивация – побудительная основа психической жизни человека, совокупность причин психологического характера, определяющих активность поведения человека. [1]
В свою очередь система мотивов, включающая в себя: познавательные потребности, цели, интересы, стремления, идеалы и мотивационные установки — образует учебную мотивацию, которая характеризуется как устойчивостью, так и динамичностью.
Учебная мотивация представляет собой один из видов мотивации, характеризующаяся включением личности в определенную деятельность, — в данном случае деятельность учения, учебную деятельность.
Учебная мотивация дает возможность личности, которая непрерывно развивается, определить не только направление, но и способы реализации различных форм учебной деятельности, задействовать эмоционально-волевую сферу.[2] Образовательный процесс представляется в виде значимой мультифакторной детерминации, которая в свою очередь обуславливает специфику учебной ситуации в каждый временной интервал.
Учебная мотивация, наряду с множеством других видов мотивации, формируется под действием целого ряда специфических именно для данной деятельности, в которую она включается, факторов. К настоящим детерминантам могут относится: характер образовательной системы, уровень организации педагогического процесса в образовательном учреждении; личностные особенности самого обучающегося, личностные особенностями учителя (преподавателя), прежде всего система его отношений к обучаемому, к педагогической деятельности, а также специфика учебного предмета. [3]
Актуальность: Вопрос учебной, как и профессиональной мотивации в современном мире приобретает особо важное значение. Именно в ней специфическим образом определяются основные моменты взаимодействия индивидуума и его окружения, в котором образовательный процесс приобретает особое, приоритетное значение. В настоящее время изучение структуры профессионально-ориентированной учебной мотивации студентов вузов, знание мотивов, побуждающих к приобретению познания, позволит психологически обоснованно решать задачи повышения эффективности не только студенческой, но и педагогической деятельности.
Цель исследования: исследовать структуру учебно-познавательной мотивации студентов медицинского университета и их перестройку на фоне образовательного процесса.
Материалы и методы: Данное исследование проводилось посредством проведения анкетирования по методике диагностики учебной мотивации студентов А.А. Реан и В.А. Якунина, модификация Н.Ц. Бадмаевой [4]. Общее количество выборки составило 60 человек, по 10 человек с каждого курса обучения в БГМУ г.Уфа. Студентам было предложено оценить по пятибалльной системе 34 утверждения, характеризующих мотивы учебной деятельности, по значимости: 1 балл соответствует минимальной значимости мотива, 5 баллов – максимальной. Данная методика позволяет выделить следующие учебные мотивы: коммуникативные, профессиональные, учебно-познавательные, социальные, творческой самореализации, избегания и престижа.
Результаты и обсуждение: Данные, полученные в ходе анкетирования, показали, что в мотивационной структуре студентов ведущее место занимают мотивы, связанные с профессиональной самореализацией, в то время как мотивы избегания набрали в общей картине наименьшие средние значения (Рис.1).
Профессиональные мотивы для студентов старших курсов являются, как показали данные расчетов результатов анкетирования, реально действующими и побудительными, так как они связаны с близкими профессиональными целями. Как оказалось, студенты 6 курсов более мотивированы обеспечить “успешность будущей профессиональной деятельности”, нежели студенты, только начавшие обучение в университете, на что указывают нам средние оценки (4.53 и 4.68) у 5 и 6 курсов соответственно против (4.11 и 4.25) у 1-2 курсов. Для студентов выпускного курса, получение диплома становится уже безусловным важным фактором, поэтому теперь они больше задумываются о дальнейшей учебе и трудоустройстве, а, как следствие о получении глубоких знаний по специальности и обеспечение успешности в будущей профессиональной деятельности. Необходимо понимать, что осознание этих целей нуждается в подкреплении процессуальной мотивацией, которая сопровождается эмоциональным отношением студентов к своей учебной деятельности.
Как мы видим, опять же из Рис.1, мотивы избегания, т.е. “попал в университет, вынужден учиться, чтобы окончить его” больше характерны для обучающихся начальных курсов, в то время как на старших курсах обучение проходит более осознанно, с определенной целью для будущего самого студента. Необходимо понимать, что наименее благоприятно — преобладание мотивации избегания. Высокий уровень мотивов избегания может вести к отрицательным эмоциям в процессе обучения, низкому уровню самостоятельности и неспособности самостоятельно организовывать собственное обучение. [4]
На удивление учебно-познавательные мотивы в связке с социальными мотивами показали тенденцию к снижению средних значений ближе к выпускному (6) курсу. Социальные мотивы отражают желание студентов принести больше пользы обществу, а также оценку связи успехов в учебе на уровень материальной обеспеченности в будущем. Субъективные познания 1-2 курсов о работе в этой сфере, а также о медицине в целом отражаются в средних значениях на Рис.2, где мы видим, что в начале обучения более охотно связывают успех в учебе и уровень полученных знаний с будущим уровнем материального достатка и служебным положением. На последних курсах обучения эти значения равняются 3.81 и 3.67 против 4.41 и 4.6 на первых двух курсах соответственно. Данные значения могут быть объяснены тем, что по мере получения специальности студенты действительно осознают сложность выбранной ими профессии, а также узнают реальные доходы работников в сфере медицины.
Несомненный интерес вызвал вопрос определения в структуре мотивации учебной деятельности студентов мотивов, побуждаемых социальными потребностями высшего порядка, которые мы связываем с внутренними смыслообразующими установками человека (мотивы самосовершенствования и самоопределения, тесно связанные с мотивами профессиональной и творческой самореализации). Оказалось, что мотивы творческой самореализации по значимости для студентов в равной степени всех 6-ти курсов набрали рейтинги ниже уровня общего показателя для всех видов мотиваций. Наименьшее значение наблюдалось у 3-их курсов (~2.9), а наибольшее – у 5 курсов (~3.65). Данные значения могут быть объяснены тем, что традиционная система обучения в вузе не способствует проявлению и осознанию студентами мотивов творческой самореализации.
Обобщенные данные указывают на то, что реально действующими мотивами у студентов 1-х – 3-х курсов являются социальные мотивы, учебно-познавательные мотивы и мотивы профессиональной самореализации. Они занимают ведущие места. Мотивы получения одобрения, получения стипендии и избегания неудачи занимают четвертое, пятое и шестое места. Как мы видим, на предоставленном Рис.3 — на 4-ом и последующих курсах происходят изменения в мотивационной сфере студентов. Учебно-познавательные, социальные мотивы и мотивы избегания теряют свои места, вместо них существенно лидируют профессиональные мотивы. Особо стоит отметить средние значения коммуникативных мотивов, которые отражают степень уверенности студента в соответствии с его знаниями, а также убежденность в том, что для работы с людьми необходимо иметь глубокие и всесторонние знания. Данные мотивы относительно других видов сохраняют стабильные значения на протяжении всего обучения студента в медицинском университете.
Заключение и выводы: на основе полученных данных можно прийти к выводу о том, что компоненты учебной мотивации являются важнейшими детерминантами нравственного, интеллектуального и творческого развития личности студента. Таким образом, мы определили структуру учебно-познавательной мотивации у студентов на протяжении всего обучения, с 1 по 6 курсы. Выявили, что процесс обучения в вузе, в частности в медицинском, оказывает существенное влияние на структуру учебно-познавательной мотивации, приводит к тому, что у студента появляется желание в полной мере использовать имеющиеся задатки, способности и склонности к выбранной профессии, и, несомненно, появляется цель стать высококвалифицированным специалистом в своей сфере. В то же время выпускник уже в полной мере осознает свои перспективы и будущее положение, в соответствии с чем меняются его установки, благодаря которым у него сохраняется желание к продолжению обучения.
Список литературы:
- П. Н. Шишкоедов Общая психология: Учебное пособие. — Москва: Эксмо, 2009. — 284 с.
- Б. Б. Айсмонтас Педагогическая психология: схемы и тесты. — М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2006. — 207 с
- Б.Р. Мандель Педагогическая психология: Учебное пособие. — Москва: КУРС: НИЦ ИНФРА-М, 2014. — 368 с.
- Методика для диагностики учебной мотивации студентов (А.А. Реан и В.А. Якунин, модификация Н.Ц.Бадмаевой) / Бадмаева Н.Ц. Влияние мотивационного фактора на развитие умственных способностей: Монография. – Улан-Удэ, 2004.- С.151-154.