БИОЭТИКА И НРАВСТВЕННЫЕ ПРИНЦИПЫ ФОРМИРОВАНИЯ СОЦИАЛЬНО-ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ СОВРЕМЕННОГО ПОКОЛЕНИЯ

29 июля 12:19

Сегодня в мире поднимается острый вопрос, касающийся подготовки человека к будущем обществе, основной чертой которого является ускоряющийся рост степени воздействия технологий на природу, культуру и самого человека. Наиболее значимой в этом аспекте является область биомедицинских исследований, в пределах которых осознается опасность внедрения новейших технологий в практику современной медицины. Осознание социальной значимости и опасности последствий для человечества развития биомедицинских технологий актуализировали исследования в области биоэтики и это заставляет уделить большее внимание основополагающим принципам биоэтики и их роли в нравственном развитии современной молодежи.

Биоэтика связана с изучением этических проблем, которые возникают в результате каких-либо инноваций в биологии и медицины[1]. Биоэтика касается этических вопросов, возникающих в отношениях между биотехнологиями, жизненными науками, медициной и ее этикой, политикой, правом, философией и теологией..

Область биоэтики расширяет свои границы за счет биотехнологии, а также включая клонирование, генную терапию и инженерию, продление жизни,  астроэтику и жизнь в космосе, а также манипулирование базовой биологией через изменения ДНК, белков и т.п.. Все это может влиять на будущую эволюцию человека и требует новых принципов, касающихся жизни в ее фундаментальной основе. Это касается биотической этики, которая оценивает саму жизнь в ее основных биологических процессах и структурах и ищет их расширения и улучшения.

Основной момент, на который обращается внимание современной биоэтики, — это эксперименты на людях. Национальная комиссия по защите человеческих субъектов биомедицинских и поведенческих исследований была первоначально создана в 1974 году для определения основных этических принципов, которые должны лежать в основе биомедицинских и поведенческих исследований с участием людей. Однако основополагающие принципы, объявленные в докладе Белмонта (1979 г.), а именно, уважение к людям, благосостояние и справедливость, повлияли на мышление биоэтиков по широкому кругу вопросов. Другие добавили в этот список кардинальных ценностей отсутствие вреда, человеческого достоинства и святости жизни. В целом, отчет Белмонта направил исследования в направлении защиты уязвимых объектов, а также на обеспечение прозрачности между исследователем и объектом. Исследования процветали в течение последних 40 лет, и благодаря прогрессу в технологиях считается, что человеческие субъекты переросли отчет Белмонта и что требуется пересмотр.

Этика естественного права может способствовать оценке фундаментальных ценностей биоэтики[2]. В этике естественного права разум признает внутренние блага, необходимые для процветания. Среди этих благ — сама жизнь, практический разум, эстетический опыт, игра, физическая неприкосновенность, дружба и другие; и естественный закон утверждает, что существует структура морального значения, которая представляет разуму «объективные моральные принципы», которые помогают целостности этих товаров. Это общие моральные соглашения, которые разумные люди доброй воли могут утверждать. Хотя эти общие моральные соглашения описаны как «цели», они не являются моральными абсолютами. Разумные люди доброй воли считают их универсальными, и вся работа моральных рассуждений состоит в том, чтобы исследовать, как эти принципы работают в конкретных ситуациях.

Моральные проблемы возникают, когда определенные обстоятельства предполагают, что могут быть исключения из общего морального соглашения. Просто представьте себе войну, продукт этики естественного права, как основной пример того, как она работает — общее моральное соглашение о том, что сила не должна использоваться для регулирования. Конфликт сопровождается рядом критериев, связанных с правосудием, которые, в случае их возникновения, допускают, что в исключительных случаях может быть (ограниченное) применение силы. Война здесь дает модель того, как естественная правовая этика решает моральные проблемы и применима к биоэтическим проблемам. Вопрос медицинской неустанности иллюстрирует, как работает этика естественного права в области биоэтики. Разумные люди согласятся с тем, что о людях, сталкивающихся с ужасными состояниями здоровья в конце жизни, нужно заботиться, но безжалостность поднимает вопрос о степени такого ухода.

Случай одного ребенка взят в качестве примера[3]. Малыш был анэнцефальным ребенком, рожденным без коры головного мозга. Его ситуация была с медицинской точки зрения катастрофической, без разумной перспективы самореализации. Сама жизнь не имела для нее значения. Однако его мать, подчеркивая неприкосновенность жизни, призвала к агрессивному уходу, включая хирургическое вмешательство, которое медицинский персонал не хотел делать из-за здоровья ребенка. Суды, следуя федеральному закону США, согласно которому больницы должны оказывать неотложную помощь любому пациенту, следили за тем, чтобы мать и ребенок получали необходимое лечение и жили дольше, чем дети с такой же патологией. Случай поднимает вопросы биоэтики, связанные с неустанным лечением. Ребенок получил лечение, потому что разумные люди доброй воли всегда соглашаются с тем, что даже критически больные пациенты должны получать медицинскую помощь.

Этика естественного права имеет тенденцию к принятию решений, основанных на рациональном и просвещенном обсуждении этических вопросов, таких ценностей, как равенство людей, безошибочное общение и рассмотрение смерти как естественный шаг в процессе жизни.

Итак, сложной проблемой сегодня является воспитание нравственно ответственного человека-специалиста. Сегодня происходит биоэтическая детерминация мировоззренческих представлений. Биоэтика становится объектом внимания, в особенности, в философском контексте.

Чем сильнее будет осознаваться опасности технократического развития цивилизации, тем активнее будут нарастать проблемы, требующие биоэтического подхода. Падение престижа медицинской профессии и одновременно распространение морально-этического эскапизма не способствует гуманизации медицинской деятельности, а способствует развитию профессионально-этических деформаций.

В современном мире большую роль играют этические основания взаимоотношений в системе «врач-больной», а также моральные проблемы и противоречия связанные с переходом отечественной медицины от традиционной (патерналистской) моральной модели медицины к этико-правовой доктрине автономии пациента с принципом информированного согласия. Новая модель могла бы наиболее полно учитывать не только интересы и долг врача (и медперсонала), но и права, свободы, ценности пациента, что возможно на основе преемственности и развития гуманных традиций отечественной медицины. Принципы и нормы биоэтического кодекса большей частью остаются адекватными этике Гиппократа, это непричинение вреда, милосердие, справедливость, но с признанием автономии пациента и добавлением новых этических принципов и правил.

Перед системой медицинского образования ставится задача повышения качества гуманитарной подготовки студентов-медиков их профессионально-нравственного становления. В соответствии с этим требованием раскрыты пути использования возможностей учебно-воспитательного процесса в медицинской школе, обеспечивающие эффективность формирования гуманистически ориентированной и ответственной личности медицинского работника[4]. В контексте решения образовательных задач в подготовке медицинского специалиста, подчеркивается воспитательная направленность социально-гуманитарного знания, где центром кристаллизации междисциплинарного взаимодействия наряду с философией становится нравственный потенциал биоэтики.

 

Список используемых источников:

  1. Биоэтика и гуманитарная экспертиза. — М.: ИФРАН, 2010. — 112
  2. Хрусталев, Ю. М. Биоэтика. Философия сохранения жизни и сбережения здоровья / Ю.М. Хрусталев. — М.: ГЭОТАР-Медиа, 2012. — 400 c.
  3. Яровинский, М. Я. Медицинская этика (биоэтика) / М.Я. Яровинский. — М.: Медицина, 2006. — 448 c.
  4. Биоэтика. Учебное пособие. — М.: ГЭОТАР-Медиа, 2013. — 240 c.

 

References

  1. Biojetika i gumanitarnaja jekspertiza. — M.: IFRAN, 2010. — 112 c.
  2. Hrustalev, Ju. M. Biojetika. Filosofija sohranenija zhizni i sberezhenija zdorov’ja / Ju.M. Hrustalev. — M.: GJeOTAR-Media, 2012. — 400 c.
  3. Jarovinskij, M. Ja. Medicinskaja jetika (biojetika) / M.Ja. Jarovinskij. — M.: Medicina, 2006. — 448 c.
  4. Biojetika. Uchebnoe posobie. — M.: GJeOTAR-Media, 2013. — 240 c.

 

[1] Биоэтика и гуманитарная экспертиза. — М.: ИФРАН, 2010. — 112 c

[2] Яровинский, М. Я. Медицинская этика (биоэтика) / М.Я. Яровинский. — М.: Медицина, 2006. — 448 c.

[3] Биоэтика. Учебное пособие. — М.: ГЭОТАР-Медиа, 2013. — 240 c.

[4] Биоэтика. Учебное пособие. — М.: ГЭОТАР-Медиа, 2013. — 240 c.