Риски открытости информационного пространства компаний

19 февраля 6:55

Стандарты информационной открытости и уровень транспарентности бизнеса с каждым годом повышаются, и всё меньше внутренней информации о деятельности компаний остаётся непубличной. В остальном во многих секторах экономики и финансового рынка требования по раскрытию информации фактически «раздевают донага» коммерческие структуры и выставляют на всеобщее обозрение их внутренние процессы и финансовые показатели.

Цель данной статьи — выявить информационные риски и исследовать их специфику, провести анализ амбивалентности информационной среды.

Меняется и внешняя среда вокруг бизнеса: медиаполе становится всё более хищным и агрессивным, а количество и интенсивность информационных кризисов увеличивается. Но к сожалению, до сих пор подходы менеджмента к оценке значимости и важности системной работы с раскрытием информации ментально остаются глубоко в прошлом, когда информационная закрытость и даже автономность бизнеса была само собой разумеющимся фактом. Времена меняются, но люди за ними не успевают.

О том, что раскрытие информации можно сопровождать эффективными коммуникациями и минимизировать репутационные риски, среди ответственных сотрудников знают немногие. Но даже те, кто знают, либо просто ленятся, либо боятся ответственности и проявления инициативы [3].

Другой серьёзной проблемой на пути безопасного раскрытия становится почти полное отсутствие горизонтальной коммуникации внутри компании: мало того, что разные подразделения между собой почти не общаются, иногда ситуация усугубляется тем, что конкретно к PR отношение прочих департаментов находится где-то между категориями «иждивенцы» и «враги», что совершенно не способствует нормальному взаимодействию.

Федеральный закон «О рынке ценных бумаг» разделяет раскрытую, общедоступную и служебную информацию. Раскрытой на рынке ценных бумаг является информация, в отношении которой проведены действия по ее раскрытию. Различают обязательно и добровольно раскрываемую информацию. К информации, подлежащей обязательному раскрытию, относят результаты финансово-хозяйственной деятельности общества, цели деятельности общества, держателей крупных пакетов акций и прав на голосование, структуру и политику корпоративного управления, информацию о членах исполнительных органов и совета директоров общества и др. Добровольно раскрываемой информацией являются существенные данные сверх того, что предусмотрено законом. Для их представления необходимо широкое применение коммуникационных средств [1].

Важнейшими принципами раскрытия информации выступают: регулярность, своевременность и оперативность предоставления; последовательность; доступность для большинства акционеров и заинтересованных лиц; достоверность, точность и полнота; соблюдение разумного баланса между открытостью общества и его коммерческими интересами.

Согласно принципам корпоративного управления ОЭСР раскрываемая информация должна включать следующие существенные сведения:

  • финансовые и хозяйственные результаты деятельности;
  • задачи компании;
  • права крупных акционеров и права голоса;
  • политику вознаграждения членов совета директоров и основных руководителей;
  • членство в советах директоров других компаний;
  • сделки со связанными лицами;
  • предсказуемые факторы риска;
  • вопросы, касающиеся работников и других заинтересованных сторон;
  • структуру и политику управления. Раскрытие информации зачастую отождествляют с прозрачностью, хотя это не одно и то же. Компании раскрывают большое количество информации, не имеющей ценности для инвесторов и стейкхолдеров. Это позволяет вуалировать реальные события, манипулировать данными. Так, при раскрытии информации о собственниках сложно выявить реальную структуру собственности из-за сложных цепочек владения.

В Российской Федерации нормативные документы, касающиеся раскрытия информации, нацелены на предоставление определенных сведений о деятельности компании заинтересованным лицам, включая акционеров, кредиторов и др.

Раскрытие информации эмитентами эмиссионных ценных бумаг на финансовых рынках регламентировано Федеральным законом «Об акционерных обществах», Федеральным законом «О рынке ценных бумаг», Положением о раскрытии информации эмитентами эмиссионных ценных бумаг. Требования по раскрытию годовой бухгалтерской отчетности акционерного общества установлены и в Федеральном законе «О бухгалтерском учете» [1].

Обеспечение эффективной системы раскрытия информации на рынке ценных бумаг предусмотрено Стратегией развития финансового рынка Российской Федерации на период до 2025 года [2]. Отмечается, что система раскрытия информации включает правила и процедуры, устанавливаемые государством и вырабатываемые на добровольной основе участниками финансового рынка, а также соответствующими институтами и организациями. В документе определены следующие направления повышения эффективности системы раскрытия информации на рынке ценных бумаг:

  • создание системы публичного раскрытия информации организациями, оказывающими услуги на финансовых рынках;
  • использование современных информационных технологий для повышения эффективности сбора, обработки, анализа и публичного раскрытия информации эмитентами и другими участниками финансового рынка, а также для обеспечения доступа всех заинтересованных лиц к базам данных;
  • обеспечение правовой основы деятельности рейтинговых агентств, расширение возможности использования рейтингов при осуществлении регулирования деятельности финансовых посредников и управляющих компаний;
  • раскрытие информации о лицах, являющихся реальными собственниками (конечными бенефициарами) российских компаний и др.

Современная практика раскрытия информации российскими компаниями. В России сложились особые стандарты формирования, раскрытия и распространения корпоративной информации. Основным источником является отчетность, включающая стандартные формы финансовых показателей, доступные пониманию специалистов. Данная информация затрагивает характеристику финансово-хозяйственной деятельности компании и зачастую не содержит практического интереса для деловых партнеров, кредиторов, рейтинговых агентств, финансовых институтов.

При анализе информационной открытости российских компаний выделяют ряд сдерживающих факторов:

  • применяемая модель учета и отчетности определяет стандарт раскрытия корпоративной финансовой информации с жесткой регламентацией и фискальной ориентацией;
  • неполнота раскрытия данных и непривлекательность финансовой отчетности в силу частичного отражения в ней финансово-хозяйственной деятельности;
  • невысокая транспарентность российского бизнеса, отсутствие полной и обесценение существующей корпоративной информации;
  • недостаточная востребованность финансовой информации деловым сообществом вследствие ее невысокой достоверности и др [3].

Практика корпоративного управления российских компаний свидетельствует, что повышение транспарентности происходит до определенного уровня, соответствующего требованиям законодательства и приемлемого для международных инвесторов. Дальнейшее повышение прозрачности может потребовать раскрытия более конкретной и специфичной информации, например подробностей вознаграждения высшего менеджмента и процедур работы совета директоров. К тому же велика опасность недобросовестного использования чрезмерно раскрытой информации компании. Поэтому ее предпочитают не конкретизировать даже самые открытые российские компании. В западной практике раскрытие подобной информации является если не общепринятым, то широко распространенным. Раскрытие информации российских компаний происходит неравномерно [2].

Таким образом, в практике корпоративного управления значительное внимание отводится вопросам прозрачности компаний и доведения корпоративной информации до пользователей. К достоверности и своевременности раскрываемой информации предъявляются особые требования. Главным источником информирования стейкхолдеров является финансовая отчетность. Для контроля за предоставляемой информацией предусмотрен внешний и внутренний аудит. Формирование национальной модели корпоративного управления, внедрение лучшей корпоративной практики транспарентности компаний соответствуют нормам цивилизованного предпринимательства и являются условием интеграции России в мировое экономическое пространство. 

 

Список использованной литературы

  1. Федеральный закон от 22.04.1996 N 39-ФЗ (ред. от 31.07.2020) «О рынке ценных бумаг»
  2. Астахов А. М. Искусство управления информационными рисками. М.: ДМК-Пресс, 2020. 312 с.
  3. Киселева И. А., Искаджян С. О. Управление информационными рисками в бизнесе [Электронный ресурс] // Иннов: электронный научный журнал. 2020. № 1 (30). URL: http://www.imov.ru/science/economy/upravleme-mformatsionnymi-riskami/ (дата обращения: 05.10.2020).