Научное исследование – это целенаправленное познание, результат которого выступает как система понятий, законов и теорий. Говоря о научном исследовании, чаще всего следует указать на его отличительные признаки:
- это бесспорно целенаправленная процедура, результат поставленной цели, четкая формулировка задачи;
- это процесс, который приводит к поиску нового, творческого, к открытию неизведанного, к вынесению интересных идей, к новому освещению интересующих вопросов;
- исследование характеризуется систематичностью, то есть упорядочиванию, приведение в системе и процесс исследования, и результат.
Этапы научного исследования.
- Отбор темы исследования.
- Обозначение объектов и предметов исследования.
- Формулировка целей и задач.
- Разрабатывание гипотезы.
- Установление планов исследования.
- Изучение литературы.
- Выполнение исследования (сбор материала).
- Обработка результата исследования.
- Оформление работы.
Всякий этап рассматривает свои задачи, которые можно решить зачастую последовательно, но также можно найти решение и одновременно.
Отбор темы исследования. При удачном выборе темы, мы моем полагаться на успех работы в целом. В случае если тема подобрана неудачным образом, то долгосрочная работа учащегося обречена. Это можно связать с тем, что есть темы, по которым реально приобрести в скором будущем ранее не известный познавательный результат, но существуют такие, где в ближайшее время – это трудно осуществить. Обилие тем, которые требуют проработки в действительности безграничный список.
Объект и предмет исследования. Объект исследования –это то, что мы берем для изучения и исследования. Объектом исследования может выступать процесс или явление действительности. При рассмотрении объекта исследования мы задаем вопрос: «что рассматривается?». Предмет – это особенная проблема, обособленные стороны объекта, его свойства и специфика, которые исследуются в работе. Предмет исследования однозначен и устанавливает те связи и отношения, которые нужны для изучения в работе. Зачастую предмет исследования отыскивается в ответе на вопрос: «что изучается?». Из вышесказанного мы делаем вывод, что объект-это то, что мы исследуем, а предмет –то, что в этом объекте достигает научное объяснение.
Цели и задачи. Цель должна формулироваться кратко и предельно четко, она обязана выражать главное, к чему стремиться исследователь, какой конечный результат он хочет достичь. Цель конкретизируется и вырабатывается в задачах исследования. Задачи могут быть разные, но каждая должна иметь четкую формулировку и раскрывать те стороны темы, которые интересуют учащегося.
Разрабатывание гипотез. Гипотеза – когнитивная конструкция, которая включает предположение, а также способ его фальсификации; суммирующая, предсказывающая приобретение особых новых фактов и систематизирующая их. По словам Р.Солсо: «Гипотеза–обобщенное выражение стратегии исследования.»
План исследования. План исследования является будущей программой действий, включая все этапы работы с обозначением календарных сроков их реализации. План требуется для безупречной организации работы и для придания ей более целеустремленного характера.
Изучение литературы. Работу с литературой мы начинаем при выборе темы и продолжаем до завершения исследования. Продуктивность работы с литературным материалом зависит от знания обусловленных правил поиска, надлежащей методики изучения и конспектирования.
Выполнение исследования. На данном этапе работы при помощи подобранных методов исследования собирают нужные эмпирические данные, чтобы проверить выдвинутую гипотезу.
Обработка результата исследования. Результат каждого исследования принципиально требует обработки сразу же по его окончании, пока память человека, который проводил эксперимент способна навести на детали, которые по какой-либо причине не были зафиксированы, но представляют интерес для лучшего усвоения дела. В процессе обработке составленных данных может показаться, что они недостаточны, или противоречивы и, исходя из этого, они не являются основанием для итоговых выводов. Обработку результата часто составляют в виде таблиц (сводных таблиц) полученных данных. Существует 2 метода обработки данных: качественные и количественные методы [1, 2, 3, 4].
- Количественные методы исследования направлены на изучение объективных, количественно измеряемых характеристик. Количественные исследования являются главным образом описательными.
- Качественные методы исследования предназначены для получения основательной, детальной информации о предмете исследования. Данные методы основываются на понимании, объяснении и интерпретации эмпирических данных и являются источником формирования гипотез и продуктивных идей.
Оформление работы. Главная задача данного этапа работы состоит в представлении полученных результатов в широкодоступной и общепонятной форме, которая позволяет проводить сравнение их с результатами иных исследователей и применять в практической деятельности. Следовательно, при оформлении работы нужно учитывать соответствующие требования, предъявляемые к работе.
Литература
- Психолого-педагогические проблемы развития личности в системе многоуровневого профессионального образования. Асатрян С.С., Клушина Н.П., Гулякин Д.В., и др. Коллективная монография / [Асатрян С. С. и др.]; под ред. Н. П. Клушиной; М-во образования и науки Российской Федерации, Федеральное агентство по образованию, Гос. образовательное учреждение высш. проф. образования «Северо-Кавказский гос. технический ун-т «. Ставрополь, 2009.
- Гулякин Д.В. Сущностные характеристики социально-информационной культуры студента технического вуза // Известия Волгоградского государственного педагогического университета. – – № 1 (105). – С. 4-7.
- Гулякин, Д. В. Социально-информационная культура специалиста технического профиля//Научное обозрение. Серия 2. Гуманитарные науки.– 2010. – № 1-2. – С. 12-16.
- Гулякин Д.В. Факторы, детерминирующие необходимость формирования социально-информационной культуры студентов технического вуза//Историческая и социально-образовательная мысль. –2014. –№ 3 (25). –С. 109-111.
Literatura
- Psychological and pedagogical problems of personality development in the system of multi-level vocational education. Asatryan S.S., Klushina N.P., Gulyakin D.V., et al. Collective Monograph / [Asatryan S.S. et al.]; under the editorship of N.P. Klushina; Ministry of Education and Science of the Russian Federation, Federal Agency for Education, State. higher education institution prof. Education «North Caucasian State Technical University». Stavropol, 2009.
- Gulyakin D.V. Essential characteristics of the socio-informational culture of a technical university student // Bulletin of the Volgograd State Pedagogical University. — 2016. — No. 1 (105). — S. 4-7.
- Gulyakin, D. V. Socio-informational culture of a technical specialist // Scientific Review. Series 2. Humanities. — 2010. — No. 1-2. — S. 12-16.
- Gulyakin D.V. Factors determining the need for the formation of a socio-informational culture of students of a technical university // Historical and socio-educational thought. 2014. –№ 3 (25). — S. 109-111.