Введение
На современном этапе риск коррупции в государственной или муниципальной организации, использующие бюджетное финансирование, значительно повышается, которые отличаются особой интеллектуальностью совершаемых правомерных действий. Данное положение усугубляется, в том числе и из-за смен форм финансовой, экономической и бухгалтерской деятельности.
На мой взгляд, коррупция как социальное явление в различной степени характерна всем нынешним государствам. За последние десятилетия коррупция проникла во все сферы общества, в том числе в организации, которые находятся на бюджетном финансировании. Это позволяет предположить причины значимости в настоящий момент проблемы коррупции. Во-первых, многочисленные факты хищений в корыстных целях, совершенные на фоне занимаемой должности. Во-вторых, коррупция деформирует процесс распределения денежных средств из бюджета. В-третьих, репутация той или иной организации, после выявления правомерных действий с трудом поддается исправлению.
Приведу несколько особенностей в финансировании организации из бюджета, которые в свою очередь определяют ее привлекательность для совершения правомерных действий:
— большой объем ресурсов, которые на постоянной основе выделяются
— сложные схемы документооборота
— не высокая з/п должностных лиц учреждений
— высокая численность работников и т.д.
При этом И. Соловьев отмечает, что в сфере бюджетного финансирования, преступления совершаются следующими категориями лиц:
— должностные лица, наделенные функциями управленческого и организационно-распорядительного характера;
– лица, деятельность которых сопряжена с соответствующими должностными лицами, наделенными функциями управленческого и организационно-распорядительного характера, как подрядчика и заказчика в рамках выполнения различного рода работ и оказания услуг.[1]
Никифорова И.А. приводит потенциальные субъекты (лица), обладающие следующими характерными полномочиями:
– выполняют функции управленцев;
– имеют полномочия представителя власти;
– обладают функциями по распределению финансовых ресурсов;
– обладают административно-хозяйственными функциями;
– имеют право подписи финансовых документов;
– являются материально-ответственными[2]
Вышеизложенное предопределяют важность в сфере финансово-бюджетного контроля. Следует полагать, что сфера бюджетного финансирования для подразделений по борьбе с экономическими преступлениями выступает основным объектом для оперативно-розыскной деятельности.
Следовательно, серьезно относящаяся к выполнению своих функций, организация должна быть готова к проведению элементарной оценки коррупционных рисков. Данную оценку характерно проводить как отдельное мероприятие с учетом конкретно поставленных целей. Оценка рисков – это составляющая для управления рисками, вместе с тем коррупционная среда характеризуется определенными особенностями, для анализа которых необходимо использовать ситуационный подход. На данный момент оценка рисков в деятельности государственных и муниципальных организациях является одним из эффективных методов, предостерегающих возникновение коррупции.
В работе Терешковой В.В. приводятся результаты исследований Transparency International. Их внимание сконцентрировал уровень коррупции в образовании. В отчете представлены мировые тенденции коррупции в образовании и оценка уровня коррупции в школьном образовании. Создать эффективный механизм борьбы с коррупцией в сфере образования, в рамках отдельно взятой страны или отдельно взятого города невозможно без учета имеющегося опыта. Поэтому практика предупреждения коррупции в сфере образования в ряде государств (Австралии, Австрии, Великобритании, Германии, Латвии, Польши, Словакии, США и др.) представляет практический интерес для российских образовательных организаций. [4, c. 263]
Результаты исследований таковы, что уровень восприятия коррупции в образовании населением на 01.10.2013 года, таковы: страны ЕС – 4 %; Кения – 37%; Пакистан – 43 %; Турция – 47 %; Вьетнам – 49%; Камерун – 72 %; Россия – 75 %. Для сравнения – общемировой индекс восприятия коррупции в образовании – 17 %10.
В России в системе образования отмечают высокий уровень коррупции с тенденцией к постоянному росту. По данным Центра антикоррупционных исследований и инициатив «Трансперенси Интернешнл-Р», количество людей, столкнувшихся со взяточничеством в образовании, значительно увеличилось: с 14 % в 2009 г. до 18,3 % в 2010 г.[5]
Несмотря на особенности проявления коррупции, обусловленные национальной системой образования, можно выделить общие для всех стран формы проявления коррупции. В большинстве стран они идентичны. К коррупционным правонарушениям относят: оплату доступа к школьному образованию; плату за обучение, фиктивные данные о количестве школьников, где существует подушное финансирование; незаконные акты подкупа или обмана; растрату средств, выделенных школам; продвижение преподавателей на основе подкупа, а не таланта.[4]
Таким образом, появляются хаотичные движения, попытка контролировать каждый процесс в обществе. Однако система управления постоянно дает сбои, и коррупция продолжает расти и требует все большего внимания, больше времени. Это и может привести к последнему неподконтрольному сбою системы. Многочисленные противоречия и недоработки в законодательстве, приводит к тому, что правоохранительные органы практически бессильны в выявлении системных нарушений.
Список используемых источников
1. Гамукин В.В. Бюджетный риск коррупции // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. 2016. №7 (340). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/byudzhetnyy-risk-korruptsii
2. Смирнов Федор Федорович Проявление коррупционных рисков в деятельности государственных органов // Среднерусский вестник общественных наук. 2017. №1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/proyavlenie-korruptsionnyh-riskov-v-deyatelnosti-gosudarstvennyh-organov
3. Терешкова Валентина Владимировна Сравнительный анализ успешных практик противодействия коррупции в сфере школьного образования в зарубежных странах // Актуальные проблемы экономики и права. 2015. №1 (33). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sravnitelnyy-analiz-uspeshnyh-praktik-protivodeystviya-korruptsii-v-sfere-shkolnogo-obrazovaniya-v-zarubezhnyh-stranah
4. Коноваленко Сергей Александрович, Трофимов Михаил Николаевич «ЭКОНОМИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ КРИМИНАЛИСТИЧЕСКОГО АНАЛИЗА ПРЕСТУПЛЕНИЙ В БЮДЖЕТНОЙ СФЕРЕ» // Colloquium-journal. 2019. №3-7 (27). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ekonomicheskie-aspekty-kriminalisticheskogo-analiza-prestupleniy-v-byudzhetnoy-sfere
5. Самойлова Екатерина Владимировна Бюджетное финансирование и его роль в деятельности предприятия // Научный журнал. 2017. №5 (18). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/byudzhetnoe-finansirovanie-i-ego-rol-v-deyatelnosti-predpriyatiya